Верны ли следующие суждения?

А. Среди ролевого набора личности важнейшие то, которые человек исполняет в семье.

Б. Требования социальной роли нередко вступают и противоречие с личными принципами и убеждениями.

1) верно только А                                            3) верны оба суждения

2) верно только Б                                             4) оба суждения неверны

28. Мария — 16-летняя девушка, проживающая в одном из крупных промышленных городов России. В своей жизни она исполняет множество социальных ролей, часть из них — связаны со спецификой подростко­вого возраста, часть — универсальные, не зависят от возраста.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера общих ролей подростка и взрослого, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия ролей подростков от ролей взрослых людей.

1) поклонница российской рок-группы «Алиса»

2) участница Всероссийской олимпиады школьников по химии

3) коллекционер, обладает коллекцией монет

4) слушательница курсов по подготовке к ЕГЭ по обществознанию

Черты сходства

Черты отличия

       
       

29. Люда живёт с мамой, папой и бабушкой; она учится в 4-м классе. Сравните две малые группы, упомянутые в условии задания: семью и школьный класс. Выбери­те и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

1) наличие групповых ценностей и норм

2) непосредственные личные контакты

3) кровнородственная связь

4) общий быт

Черты сходства

Черты различия

       
       

Социальная роль, характерная и для подростка, и для взрослого

1) военнослужащий срочной службы

2) потребитель услуг мобильной связи

3) депутат городской думы

4) учащийся средней общеобразовательной школы

Что является примером моральной нормы?

1) Нельзя бросать друга в трудной жизненной ситуации.

2) Неоплаченный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом.

3) На новоселье первой в квартиру надо впустить кошку.

4) Чистить зубы следует 2 раза в день.

32. Укажите пример позитивного отклоняющегося поведения:

1) коллекционирование дверных ручек

2) употребление легких наркотических препаратов

3) привычка громко разговаривать и смеяться в общественном месте

4) посещение концерта классической музыки

33. Какие социальные нормы предписывают человеку уступать ме­сто в транспорте пожилым людям?

1) права          2) морали            3) религии           4) политики

Выберите верное суждение об отклоняющемся поведении.

1) Следование моде является примером отклоняющегося поведения.

2) Отклоняющееся поведение всегда имеет негативный характер.

3) Проявления отклоняющегося поведения разнообразны.

4) Любой вид отклоняющегося поведения связан с противоправными действиями субъекта.

В старину самым главным событием, связанным с молодожёнами и справлявшимся по всей Руси, являлось посещение тёщи зятем, для которого она пекла блины и устраивала, если зять был по душе, настоящий пир. Какой вид социальной нормы приведён в этом примере?

1)предписание          2) закон               3) обычай        4) ритуал

36. Социальные нормы «не убий», «не кради», «не лги», «уважай старших», «не развратничай» представля­ют собой общечеловеческие нормы. Какая дополнитель­ная информация позволит сделать вывод о том, что дан­ные социальные нормы являются моральными?

1) регулируют общественные отношения

2) обеспечиваются коллективным сознанием

3) выступают общими правилами для членов общества

4) возникают в ходе сознательной деятельности людей

К функциям социальных норм не относится

1) контролируют отклоняющееся поведение

2) регулируют процесс освоения социальных ролей и культурных норм

3) служат образцами соответствующего поведения

4) осуществляют объяснение устройства мира и зако­нов его развития

38. Верны ли следующие суждения о малой социаль­ной группе?

А. Чем меньше по размерам социальная группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие.

Б. В малой социальной группе всегда возникают фор­мальные отношения.

1) верно только А                    3) верны оба суждения

2) верно только Б                    4) оба суждения неверны

 

Прочтите текст и выполните задания 21 - 24.

Социальный статус

Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные от­ношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и органи­заций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противо­положных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей мате­ри сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее харак­терный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основ­ным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (до­мохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, кото­рый определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

По материалам сайта: http:www.anriintern.com/ind.shtml

(сервер бесплатного дистанционного образования)

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и оза­главьте каждый из них.

Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: