Часть 4. Работа с текстом (языковой анализ текста). Анализ выполненной работы

(1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несча­стны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысход­ности...

(6)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7)А на кухне горел свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто ра­ботал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Об­локотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспо­мощным, морщины такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11)Может, он болен и скоро умрёт? (12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдер­живая слёзы:

(13) — Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.

(14) — Несчастливы?! — повторил он удивлённо.

(15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.

(16) — Что ты, милая! (17)О чём ты, Надежда?.. (18)Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме — вот я и счаст­лив!

(19)Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук.

(22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холод­ную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и пла­кали, и махали, и повторяли мне вслед:

(23) — Мы любим тебя, мы любим тебя!

(24)На душе потеплело.

(25)Как много и мало нужно человеку для счастья!                  (По Ю. Бондареву)

Вопросы для анализа

1. В каком предложении текста содержится ответ на воп­рос: «Почему героиня не могла заснуть?»

1) 7              2) 2           3) 3                     4) 10                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

2. Как вы понимаете фразу героини: «На душе потеплело» (предложение 24)?

1) Надежда убедилась в том, что с отцом не случится ничего плохого.

2) Надежда наконец-то ощутила себя счастливой.

3) Героиня обрадовалась встрече с матерью.

4) Надежда была рада возвращению в свой дом.

3. Как характеризует отца Надежды информация, заключён­ная в предложениях 16—18? Укажите верное продолжение фразы: Отец рассказчицы...

1) не стремится понять свою дочь.

2) считает, что жизненным трудностям надо уметь противостоять.

3) уверен, что жалость к себе лишает жизненных сил.

4) счастьем считает возможность быть рядом с близкими людьми, любить их.

4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «обернулся» (предложение 9).

1) превратился    2) съездил      3) оглянулся    4) окутался                                                                                                   

5. В каком варианте ответа содержание второго предложе­ния противопоставлено содержанию первого?

 1) (2) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше.

(3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны.

2) (13) Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.

(18) Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме — вот я и счастлив!

3) (19) Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую.

(20) Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе.

4) (10) Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном.

(11) Может, он болен и скоро умрёт?

6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Поче­му отец называет героиню не Наденькой, а Надеждой!» Такая форма имени говорит...

1) о серьёзности проблемы, поставленной героиней.

2) о чрезмерно строгом отношении отца к героине.

3) о значительной разнице в возрасте отца и героини.

4) о разнице в социальном положении героя и рассказчика.

7. Укажите, какое средство речевой выразительности ис­пользуется в предложении: «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук».

1) эпитет   2) олицетворение   3) синтаксический параллелизм         4) фразеологизмы

8. Замените слово ВЕДАЕМ из предложения 4 стилистиче­ски нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

9. Из предложений 1—3 выпишите слова с непроизносимой согласной в корне слова.

10. Из предложений 11 — 15 выпишите слово с неизменяе­мой приставкой, в которой при произношении происходит упо­добление парного по глухости/звонкости согласного последую­щему звуку (озвончение).

11. Из предложений 1—3 выпишите слова, в которых право­писание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего време­ни не чередуется с -у(ю), -ю(ю).

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обраще­нии.

    Вот,(1) папа,(2)мы с тобой не можем заснуть,(3) и оба мы несчастливы.

— Несчастливы?!повторил он удивлённо.

И тут отец заморгал своими добрыми глазами,(4) посмотрел на меня,(5)вроде бы ничего не понимая.

Что ты,(6) милая! О чём ты,(7) Надежда?.. Все жи­вы,(8) нет войны,(9) все в сборе в моём домевот я и счаст­лив!

Я всхлипнула,(10) а он обнял меня,(11) как маленькую. Ему всего и нужно,(12) чтобы мы были все вместе. И он готов ра­ди этого работать день и ночь,(13) трудиться не покладая рук.

А когда я уезжала к себе на квартиру,(14) одинокую,(15) хо­лодную,(16) они,(17) мать и отец,(18) стояли на лестничной площадке,(19) и плакали,(20) и махали,(21) и повторяли мне вслед:

Мы любим тебя,(22) мы любим тебя!

13. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы),обозначающую(-ие) запятые между частями сложносочинённого предложения.

Я всхлипнула,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую. Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(4) трудиться не покладая рук.

А когда я уезжала к себе на квартиру,(5) одинокую,(6) холод­ную,(7) они,(8) мать и отец,(9) стояли на лестничной площад­ке,(10) и плакали,(11) и махали,(12) и повторяли мне вслед:

Мы любим тебя,(13) мы любим тебя!

На душе потеплело.

Как много и мало нужно человеку для счастья!

14. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Шёл уже первый час ночи,(1) когда я вышла на кухню,(2) что­бы успокоиться. А на кухне горел свет,(3) потому что там был отец,(4) который писал очередную статью. Отец часто работал по ночам,(5) и сейчас он подошёл к окну покурить. Облокотив­шись о подоконник,(6) отец смотрел на дождь,(7)на стекло в по­тёках,(8) а услышав мои шаги,(9) выпрямился и обернулся. Его ли­цо показалось мне таким бледным,(10) старым,(11) беспомощ­ным,(12) морщины такими усталыми,(13) что я чуть не подумала о самом страшном. Может,(14) он болен и скоро умрёт?

15. Замените словосочетание В ДОМЕ РОДИТЕЛЕЙ (пред­ложение 1), построенное на основе связи управление, синони­мичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

16. Выпишите грамматическую основу предложения 5.

17. Среди предложений 12—18 найдите предложение с од­нородными членами. Напишите номер этого предложения.

18. Среди предложений 6—15 найдите предложения с обособленным(-ыми) обстоятельством(-ами). Напишите номера этих предложений.

19. Укажите количество грамматических основ в предложе­нии 1.        

20. Среди предложений 1—5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Справочные материалы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: