1. Чётко сформулируйте цель чтения и старайтесь подчинить ей всю работу с данным текстом.
2. Пользуйтесь толковым словарём для уточнения лексического значения непонятных слов и выражений. Помните также и о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста.
3. Выделяйте в тексте основную информацию, по ходу чтения делайте выписки, отражая в них основные идеи текста. Следите за графическими выделениями (курсив, жирный шрифт), так как именно с их помощью привлекается внимание читателя к ключевым понятиям и мыслям.
4. Особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, так как именно они, как правило, выражают обобщающие суждения автора.
5. Ведите диалог с автором, спорьте с ним, выдвигайте свои аргументы в защиту основной мысли или, напротив, формулируйте контрдоводы.
6. По ходу чтения ставьте вопросы к тексту, выдвигайте предположения о дальнейшем его содержании, а затем проверяйте верность выдвинутых вами предположений при чтении последующих частей текста.
|
|
7. При выполнении послетекстовых заданий возвращайтесь к тексту, перечитывайте его полностью или фрагментарно.
Изобразительно-выразительные средства.
Тропы - способ показать явление с новой, неожиданной стороны.
Наименование | Определение | Примеры |
Аллегория | Иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе. | Лиса- аллегория хитрости, Волк - злобы и жадности |
Гипербола | Образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление | Снег валил с неба пудами. Я вас не видел тысячу лет. |
Литота | Преуменьшение | Мальчик с пальчик |
Синекдоха | Замена наименования жизненного явления названием его части вместо целого. Синекдоха употребляется к слову человек | Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых платьиц |
Метафора | Скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. Основана на внешнем сходстве (формы предметов, цвета, функций) | Солнце катилось к закату. Ночь уже шла по ущелью. 1)голова человека – голова сыра 2)золотой браслет – золотой берег 3)клапан сердца – клапан механизма |
Метонимия | Перенос значения по смежности явлений: 1) с человека на его какие-либо внешние признаки 2) с учреждения на его обитателей 3) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру) | 1)Скоро ли обед?- спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке. 2) Весь пансион признавал превосходство Писарева. 3) Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) |
Оксюморон | Сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление | Грустное веселье, «Живой труп», пышное природы увяданье |
Олицетворение | Перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой | Дождь зашлепал босыминожками по дорожкам сада. |
Паронимия | Частичное звуковое сходство слов при их семантическом различии (полном или частичном) | Доверительный – доверчивый; лирический – лиричный. |
Перифраза | Использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово. | Город на Неве приютил Гоголя. |
Сравнение | Оригинальное, необычное сопоставление, уподобление двух предметов или явлений. 1) Присоединяется союзами как, словно, будто, точно и др. 2) существительным в Тв. п. 3) передается формой сравнительной степени наречия, прилагательного | 1) Как ночь, черны его глаза. 2) Тревога змеею в наши сердца. 3) Земля нежнее пуха. |
Эпитет | Слово, выделяющее в предмете или в явлении какие-либо его свойства, качества или признаки. | Болтушка-сорока, роковые часы |
|
|