Драматургия — основа театра

Для того чтобы спектакль увлек и захватил зрителей и они уходили из театра потрясенными увиденным на сцене, необходимо, чтобы соединились многие искусства и усилия многих людей. Драматург, режиссер, актер, художник, композитор — все вместе, но каждый своими средствами, участвуют в создании художественного образа спектакля.

Театр начинается с пьесы. В отличие от повести и романа в пьесе нет описаний. Только в авторских ремарках дается характеристика места действия и иногда описываются костюмы героев. Это становится известно читателям пьесы и ее постановщикам, а зрители об этом не знают. Драматург не может подробно рассказать о состоянии своих героев, не может вмешаться в ход событий.

В центре пьесы — человек, его жизненная судьба, или «биография». Гамлет, Отелло, Хлестаков, Кабаниха, Любовь Яровая, Платон Кречет — достаточно назвать эти имена, и сразу ясно, о какой пьесе идет речь. А о человеке судят не по тому, что он о себе думает, а по тому, как он поступает. Действиеглавная сила пьесы. После ее названия стоит: «Действующие лица».

В большинстве случаев в пьесе происходят какие-то конкретные события, заставляющие персонажей поступать определенным образом. В пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» все поступки главного героя — Глумова определяются его желанием приобрести богатство и положение в обществе. В «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского действие построено на стремлении Комиссара превратить неорганизованную массу матросов, сбитую с толку анархистами, в сплоченное, преданное революции подразделение.

Обнаружить действие, сделать его очевидным для зрителей помогает слово. В пьесе только прямая речь. Диалог и монолог — главные выразительные средства театра. Диалог — разговор двух персонажей. Но нередко человек размышляет, разговаривает наедине сам с собой. Это монолог. Рассуждения Гамлета «Быть или не быть?!», мысли вслух Катерины перед самоубийством в «Грозе»— монологи. Иногда писатели вводят действующее лицо «От автора», которое объясняет нам то, что не сказали герои или что они подумали. Таковы ведущие в пьесе Вс. Вишневского «Оптимистическая трагедия», хор в «Иркутской истории» А. Арбузова.

В жизни речь каждого человека своеобразна. Мы узнаем знакомых по голосу, по манере говорить, по характерным для них речевым оборотам. В пьесе тоже каждый персонаж говорит своим особым языком. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать несколько страниц хорошей пьесы, и мы безошибочно определим, кто этот человек, в какое время жил, к какому классу принадлежит. «Что это у вас, серебрянные, лестница крутая». «Оно точно, жемчужная». «Да ишь ты, с вами не скоро сообразишь, бриллиантовые». Стоит прочитать эти строки, и сразу станет очевидно, что действие происходит в прошлом веке (теперь так не говорят) и слова эти произносит человек льстивый и неискренний: уж очень много в них несуразно-ласкательного. И действительно, это речь свахи из пьесы А. Н. Островского «Свои люди, сочтемся».

Лопахин из пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» говорит: «об эту пору», «мальчонком», «папаша», «огромадный», «на деревне торговал». Это мещанско-простонародный говор. Но вот он произносит: «Музыка, играйте отчетливо», «Всякому безобразию есть свое приличие»— и мы ощущаем, как в образ этого представителя мещанского сословия вплетаются новые черты: так говорит человек, почувствовавший свою власть, но малообразованный, старающийся показать свою сопричастность культуре.

Иногда речевая характеристика не сразу бросается в глаза. В пьесе М. Горького «Враги» Полина Бардина произносит: «Он делает впечатление порядочного человека». По-русски так не говорят. Это французский оборот речи. Оказывается, русская помещица думает по-французски, и такая фраза — свидетельство оторванности ее от русской жизни, от русского народа.

Так индивидуальная характеристика речи дает автору возможность точнее нарисовать характер каждого действующего лица. А без ярко очерченных характеров нет драматического действия. Без драматического действия — нет пьесы.

Обычно сценическое действие возникает тогда, когда человек встречает на своем пути препятствия, когда ему что-то мешает. Препятствие воздвигается другими людьми, взгляды и интересы которых идут вразрез с интересами героя. Это вызывает столкновение между людьми — конфликт.

Конфликт — внутренняя пружина сценического действия. Драматургическое произведение построено на его раскрытии. Это не всегда и не обязательно конфликт внешний. Как и в жизни, в театре происходят действия не только внешние, но и внутренние, не столь заметные и очевидные. Иногда основной конфликт включает в себя несколько второстепенных. Для драматургии имеет значение не всякий конфликт, а жизненно важный, разрешение которого помогает людям глубже узнать жизнь, разобраться в ней.

Нас всегда привлекают пьесы, в которых раскрываются существенные противоречия современности. В частности, процессы, происходящие сегодня на производстве, которые ставят рабочего человека в новые условия трудовой деятельности и ведут к переосмыслению многих сложившихся представлений.

Конфликт в пьесе А. Гельмана «Протокол одного заседания» возникает из-за отказа бригады строителей Потапова от премии, которая при плохой организации труда вместо поощрения бьет рабочих по карману. А что невыгодно рабочему — невыгодно и государству. Во время обсуждения раскрывается характер всех действующих лиц, проверяется их способность по-государственному решать вопросы труда и производства, выявляется подлинная сущность каждого.

В советской драматургии создано немало пьес, в которых ставятся и раскрываются важные для жизни нашего общества проблемы. Об этом говорилось в Отчете ЦК КПСС XXVI съезду партии: «Бесспорны успехи творческих работников в создании ярких образов наших современников. Они волнуют людей, вызывают споры, заставляют задумываться о настоящем и будущем...

Различны герои таких произведений — бригадир строителей и председатель колхоза, железнодорожный рабочий и офицер, летчик и крупный ученый. Но в каждом из них читатели, зрители находят созвучие собственным мыслям и переживаниям, видят воплощение лучших черт советского характера».

Подлинную жизнь пьеса обретает только на сцене, когда становится спектаклем. При сценическом воплощении полнее раскрывается ее содержание, обнаруживается подтекст — тот глубокий, сокровенный смысл, который нередко таится за словами. В пьесе М. Горького «На дне» Лука, перебирая нитки, говорит: «А ниточки-то гнилые». Можно понять это буквально и произнести так, как будто речь идет именно о нитках. Но речь здесь идет о другом. Только что произошло объяснение Васьки Пепла с хозяйкой ночлежки, и это об их отношениях говорит Лука.

В пьесе А. П. Чехова «Три сестры» барон Тузенбах перед уходом на дуэль хочет попрощаться с Ириной, сказать ей что-то важное для него и услышать в ответ доброе слово. Но это могло бы взволновать любимую им женщину, и он перед уходом произносит: «Я не пил сегодня кофе. Скажи, чтобы мне сварили...» В этой фразе скрыта вся его любовь к Ирине, все не сказанные им слова прощания. И если этот внутренний смысл поведения героя не раскрыт, просьба о кофе прозвучит просто нелепо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: