Сценический образ спектакля

С того момента, когда театр выберет пьесу для постановки, и до того, как мы, зрители, увидим готовый спектакль, будет затрачено много усилий, чтобы превратить литературный образ в сценический. Что такое сценический образ спектакля?

Сценический образ — это целостный образ спектакля, создаваемый всей совокупностью выразительных средств театра, всем творческим коллективом. Он складывается из игры актеров, декорационного оформления, создающего зрительный образ спектакля, музыкального и звукового оформления.

Главную роль в создании сценического образа играет режиссер. Это слово происходит от латинского «управляю». Режиссера сравнивают с капитаном корабля, дирижером оркестра, называют композитором спектакля. Нет такой работы в театре, которая могла бы обойтись без режиссера: выбор пьесы, музыки, оформления, распределение ролей и многое другое. В значительной степени именно режиссер определяет творческий облик театра. Г. А. Товстоногов, О. Н. Ефремов, А. Н. Гончаров, Р. Стуруа и другие режиссеры своими спектаклями создали тот высокий уровень, на котором находится современный советский театр.

Режиссер ищет и создает образ спектакля в целом, впечатляющее решение каждой сцены, определяет ритм спектакля, его атмосферу, степень художественной условности. От него зависит, будет ли в данном спектакле все похоже на действительность («как в жизни»), т.е. в форме реалистически-бытового правдоподобия, или подчеркнуто-условно. Когда пьеса выбрана, именно режиссер определяет ее главную идею.

В зависимости от режиссерского решения одна и та же пьеса будет звучать различно. Поставленная в разное время, она будет решена по-разному даже в том случае, если ее ставит один и тот же режиссер. Театр — искусство современное, и в каждом спектакле всегда находят отражение проблемы, которые сегодня волнуют людей.

К «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского Г. А. Товстоногов обращался дважды — в 1955 и в 1981 гг.

В первой постановке, созданной в период, когда важной проблемой в нашей стране была борьба с отступлениями от ленинских принципов руководства, в центре спектакля оказался конфликт между Комиссаром и Вожаком. В этом конфликте нашла свое отражение непримиримость двух методов руководства, двух принципов отношения к людям: демократичности, гуманности, с одной стороны, и жестокости и равнодушия — с другой. В этой трактовке идеи пьесы образ Вожака вырастал в зловещую силу, одолеть которую можно было только усилиями всей партии. Олицетворением партии стал образ Комиссара. Спектакль этот был высоко оценен. Режиссер и исполнитель роли Вожака — Ю. Толубеев удостоены Ленинской премии.

Наше время ставит другие проблемы. Одна из важнейших — проблема выбора пути, особенно важная для молодежи.

В современной жизни в конфликт вступили утверждение высоких общественных идеалов с обывательской заземленностью, духовность с бездуховностью, коммунистическая нравственность с безнравственностью. Все это не могло не найти отражения в спектакле. Одна из главных его идей — идея личной ответственности каждого перед временем, историей, перед собой. В центре спектакля — Алексей, личность яркая, ищущая правду, пробивающаяся к ней с огромным трудом. Он искренне пытается понять, на чьей стороне правда, и не сразу находит ее. Для него носителем правды становится Комиссар — маленькая, хрупкая интеллигентная женщина, "олицетворение честности и преданности революции, человек, для которого даже смерть может быть партийной работой.

...Зрители вошли в зал, заняли свои места. Они еще полны посторонних впечатлений, никакого отношения к спектаклю не имеющих. Но гаснут огни, раздвигается занавес, и зрители увидят декорации. Они сразу же введут в атмосферу спектакля, создадут представление о том, где и в какую историческую эпоху происходит действие. Сценическую атмосферу спектакля вместе с режиссером создает художник. Автор пьесы пишет: «Хорошо обставленная комната». Ее обстановка дает первое представление о людях, которые здесь живут. И, воссоздавая на сцене комнату, художник как бы заставляет вещи говорить о человеке, которому по пьесе они принадлежат. Поэтому так тщательно отбирается, продумывается каждая деталь оформления.

В зависимости от образа спектакля оформление может быть правдоподобным или условным.

Условно, например, решение спектакля «Революционный этюд. Синие кони на красной траве» в московском театре имени Ленинского комсомола (драматург М. Шатров, режиссер М. Захаров).

В пьесе рассказывается, как В. И. Ленин готовился к выступлению на III съезде комсомола, который проходил в здании этого театра. Условность в том, что актер О. Янковский, исполняющий роль В. И. Ленина, отказывается от портретного сходства, играет без грима. Лишь деталями костюма и легким характерным жестом передает он внешний облик вождя, сосредоточив внимание на его внутреннем мире, на тех мыслях, с которыми он обратился к молодежи в памятный день 2 октября 1920 г.

Так же условно декорационное решение спектакля. В центре сцены расположен в точности воспроизведенный кабинет В. И. Ленина в Кремле, отгороженный, как в музее, красным бархатным шнуром. На заднике — лозунги и плакаты — художественные документы того времени. Вокруг кабинета — вешалки с одеждой тех лет: солдатскими шинелями и тужурками, белыми кофточками и красными косынками, бескозырками, шлемами. Начнется действие, актеры наденут эту одежду, исполняющий роль В. И. Ленина сменит тужурку на пиджак и с этого момента начнет говорить от имени вождя...

Театр — древнее искусство. Ему более двух тысяч лет. Выразительные средства театра за все время его существования почти не изменились. Это сценическая площадка, слова и паузы, движение, свет, музыка, ритм. Но сценический образ, задуманный режиссером, воплощает актер. Именно актеры создают конкретные образы действующих лиц, написанные драматургом. Искусство актера по своей природе исполнительское. Оставаясь самим собой, он должен каждый раз становиться другим человеком, «влезать в шкуру» того или иного действующего лица. Он сам — его тело, голос, нервы, мысли, чувства, его физиологическая и психическая структура и есть тот материал, из которого он создает художественный образ в каждом новом спектакле.

Один и тот же артист исполняет самые различные роли и, оставаясь самим собой, неузнаваемо меняется в разных спектаклях, М. Ульянов в пьесе «День-деньской» сыграл роль директора завода Друянова, умного и опытного руководителя, душевного человека, пользующегося любовью всего завода. Но внешне он кажется занудным и придирчивым. У него скрипучий голос, не всегда приятные интонации, манеры, жесты, он часто суетлив. Но за этим непривычным и даже неприятным внешним обликом скрывается личность положительного человека.

В роли генерала Горлова в пьесе А. Корнейчука «Фронт» М. Ульянов сыграл самоуверенного, недалекого и невежественного человека. У него кавалерийская походка, картинные позы, хриплый голос, жесткий взгляд, злые глаза. Изменилось все: внешний облик, речь, походка, выражение глаз.

И наконец, Ричард III в пьесе В. Шекспира. Актер становится как бы меньше ростом, фигура обретает изломанные, уродливые очертания, а глаза — зловещую проницательность.

Актер — одновременно творец и истолкователь роли. Талантливая игра артиста обогащает образы, созданные драматургом. Но талант — это только возможность творчества. Артист развивает наблюдательность, память, впечатлительность, фантазию, воображение, ум, вкус, чувство ритма, музыкальность. Ему нужны огромное самообладание и трудолюбие. Он постигает технику актерского искусства: учится владеть своим телом, голосом, мимикой. Без этого невозможно раскрыть внутреннее богатство образа.

Как сделать, чтобы артист всегда и в каждом спектакле мог хорошо играть? Есть ли такие законы творчества, знание которых помогает актеру привести себя в творческое состояние?

Эти законы изучал К. С. Станиславский и учил актеров сознательно их применять. Учение об основах сценического творчества получило название системы Станиславского. Главное в ней — требование четкой идейной направленности каждого образа и спектакля, ответ на вопрос: что несет спектакль зрителю, какие мысли и чувства вызовет. Система Станиславского исходит из гармонического единства человека с природой и обществом. Раскрывая природу сценического искусства, она помогает актеру овладеть законами формирования образа, прийти через переживание к перевоплощению.

Определяющим в работе над любым образом, над каждой ролью является то, что артист представляет собой как личность, как гражданин. Поэтому первый этап работы актера — работа над собой. Это, в частности, выработка тех навыков и приемов, которые помогают вызвать в себе необходимое творческое самочувствие. Второй этап — работа над ролью, т. е. процесс перевоплощения актера в образ. Чтобы разбудить творческое воображение актера, привести его в состояние, необходимое для роли, нужны определенные действия, конкретные для каждой пьесы и для каждого образа. Эти действия — средство и путь к образу. Их цель — помочь актеру логично действовать на сцене, почувствовать себя в роли и роль в себе.

Жизнь вносит новое во внутренний мир человека, меняет психологию, даже формы поведения, расширяет и углубляет круг его интересов. Показать все это, раскрыть сложный процесс формирования нового человека — задача театра. Поэтому актеры ищут новые средства, краски для наиболее убедительного воплощения образа современника. Когда в спектакле поставлены жизненно важные проблемы, театральный герой становится явлением не только художественным, но и общественным.

Таким событием стало исполнение А. Калягиным роли В. И. Ленина в спектакле «Так победим!» Московского Художественного театра имени М. Горького (драматург М. Шатров, режиссер О.Ефремов). Образ В.И.Ленина в пьесах Н. Погодина и А. Корнейчука исполняли замечательные артисты — Б. Щукин, М. Штраух, А. Бучма, А. Грибов, Б. Смирнов, Ю. Каюров. А. Калягин дал свое толкование образа вождя.

Пьеса построена на документальном материале. 18 октября 1923 г. В.И.Ленин последний раз был в своем рабочем кабинете. Он приехал из Горок, пробыл 15 минут один. Нельзя документально подтвердить, о чем он думал за это короткое время. Автор пьесы предполагает: перед мысленным взором вождя прошли самые важные события последних лет. Вспоминая, переосмысливая их, он думал о том, как дальше будет жить и развиваться страна. Думал о будущем.

Десятки лиц вовлечены в орбиту сценического действия. С одними Ленин яростно спорит, стараясь их убедить, с другими — советуется, проверяя правильность своих предложений. Его заботы и тревоги очень близки нам сегодня. Сохранить мир, научить людей работать, быть непримиримыми к недостаткам, иметь смелость признаваться в допущенных ошибках, решительно исправлять их, «Я чувствую свою личную ответственность за то, что будет в России завтра, послезавтра, через пять, через десять, пятьдесят, через сто лет... Я обязан... Я должен»,— как клятва, как призыв звучат слова В. И. Ленина.

Артист передает разные состояния, быструю смену чувств, напряженную работу мысли, огромную энергию Ленина. Напряжение ленинской мысли ощущается не только тогда, когда он действует, говорит, но даже в молчании. Исполнение такой роли потребовало от актера предельной самоотдачи.

«Мы идем первыми. Дороги нехожены... Самое главное — не ошибиться, верно определить пути, методы, средства достижения цели... Никто в мире не сможет скомпрометировать коммунистов, если сами коммунисты не скомпрометируют себя. Никто в мире не сможет помешать победе коммунистов, если сами коммунисты не помешают ей. Мы вышли на верную дорогу! Не сворачивать! Не сворачивать! Так победим!» Эти слова актер обращает верительный зал, как бы непосредственно призывая каждого следовать им.

Великий русский драматург А. Н. Островский утверждал, что «национальный театр есть признак совершеннолетия нации». Такого совершеннолетия достигли все народы Советского Союза. Драматурги — узбек Хамза, грузин Шалва Дидиани, украинец Микола Кулиш, белорус Янка Купала заложили основы драматургии своих народов. Режиссеры Юозас Мильтинис в Литве, Роберт Стуруа в Грузии, Вольдемир Пансо и Каарел Ирд в Эстонии, Аман Кульмамедов в Туркмении, Муртабек Рыскулов в Киргизии и другие, а также артисты — латышка Вия Артмане, литовец Донатас Банионис, украинцы Амвросий Бучма и Наталия Ужвий и многие другие деятели театра определяют лицо и уровень советского театрального искусства. Интернациональный характер нашего искусства проявляется и в том, что на сцене национальных театров ставятся пьесы не только национальных, но и драматургов других народов. Это обогащает современное искусство театра, способствует интернационализации культуры советского общества.

Театр и зритель

Театр и сегодня притягивает зрителей, волнует и потрясает. Зачем мы ходим в театр? Почему театр не заменит никакое другое искусство?

«Мы вышли на верную дорогу! Не сворачивать! Не сворачивать! Не сворачивать! Так победим!» А. Калягин в роли В. И. Ленина (М. Шатров. «Так победим!»)

Когда мы видим картину, читаем роман, смотрим кинофильм или передачу по телевидению, мы имеем дело с готовым результатом творчества живописца, писателя, режиссера, актеров. Писатель не может переписать роман, кинорежиссер и живописец — внести изменения в фильм или холст, актеры в кинокартине — сыграть иначе тот или иной эпизод, не меняя своего произведения. Но мы, читатели и зрители, не вмешиваемся в процесс их творчества.

Театр, единственный вид искусства, который представляет нам не только результат своего творчества. Приходя в театр, мы становимся зрителями и соучастниками спектакля, который творится в нашем присутствии, на наших глазах. Именно эта особенность театрального искусства требует той особой атмосферы, которой живет театр. Возвышенная праздничность и внимательная сосредоточенность зрителей — условия, при которых актеры могут работать, когда спектакль каждый раз как бы заново рождается. При нашем участии реализуется все то, что было заранее продумано и подготовлено на репетициях режиссером, художником, композитором, актерами. Не замечая этого, мы влияем на спектакль. Много ли на спектакле зрителей или актеры играют перед полупустым залом, раздается ли смех, возникает ли напряженная тишина, замирает ли зал, когда на сцене решаются судьбы героев,— от реакции зрительного зала, от его отношения к происходящему на сцене зависят игра актеров, течение спектакля и его качество. «Сегодня хороший зритель»,— говорят актеры за кулисами и радостно несут ему свое искусство. Это значит, что все воспринимается так, как задумано, и зрительный зал правильно реагирует на спектакль.

Спектакль — эмоциональный дуэт актера и зрителей, их сотворчество.

Мы приходим в театр отдохнуть, интересно провести время, посидеть рядом с милым нам человеком. Мы не всегда даже знаем, о чем пьеса. Но наступает такой момент, когда мы забываем, зачем и с чем пришли в театр, забываем о себе, и чужая жизнь становится нам близкой. Мы радуемся и страдаем, смеемся и плачем вместе с героями. И тогда происходит чудо: по невидимым нитям, которые тянутся от сцены к зрителям, пробежит ток. Теперь уже в обратном направлении — от зрителей к актерам, которые, почувствовав нашу заинтересованность, ощутив наше сопереживание, будут играть вдохновеннее. А мы забываем о том, что все это только театр и что на сцене — актеры, исполняющие определенные роли. Забываем, что в конце спектакля выйдет на поклон актер или актриса, которые по ходу спектакля только что «погибли» на наших глазах. Мы будем жить в мире спектакля и, зная, что все это только представление, будем верить всему показанному. Театр дает нам прекрасный и возвышенный урок, учит сопереживать с другим человеком, болеть его горестями, радоваться его счастью.

Самое сильное сопереживание вызывает трагедия, где герой страдает и гибнет. В итоге сопереживания происходит подъем, возникает высокий строй чувств, нравственное очищение.

Именно способность говорить о том, что сегодня волнует людей, умение заставить их пережить и переосмыслить увиденное, сопоставив со своим жизненным опытом, взять их за сердце и заставить его учащенно биться влечет нас в театр, где мы получаем истинное эстетическое наслаждение. Вот почему всегда и во все времена люди думающие и ищущие устремлялись в театр, считая его школой высоких гражданских чувств и подлинной человечности. Вот почему сразу же после революции театральному делу было придано

государственное значение. Отношение Советской страны к театру в афористической форме выразил А. В. Луначарский: «Революция сказала театру: театр — ты мне нужен... Ты мне нужен как помощник, как прожектор, как советчик».

В чем особенность драматургии как искусства? Как создается художественный образ спектакля? Что вы знаете о театре вашего города? Какую роль в театре играем мы, зрители? Что вы знаете о системе Станиславского? Какова роль режиссера в создании спектакля?

КИНО

Из всех искусств для нас важнейшим является кино. В. И. Ленин

Сколько лет кино? Датой рождения кинематографа называют декабрь 1895 г., когда в Париже состоялся первый публичный киносеанс и зрители увидели на экране движущиеся фотографии. Они были спроецированы на полотно аппаратом братьев Люмьер. Если история живописи, архитектуры, музыки, театра насчитывает тысячелетия, то кино еще не отметило и первого столетия с момента своего появления. Но и оно имеет свою длительную предысторию, связанную с развитием искусства в целом. И прежде всего — с искусством изобразительным, ибо художники давно пытались передать на плоскости движущееся изображение. Изобретение фотографии (как когда-то книгопечатания) было поворотным событием в развитии человеческой цивилизации: люди стали мыслить не только словом, но и кадром, с помощью которого все видимое, зримое запечатлено с оптически безусловной достоверностью. Появление кино было следующим важным шагом. Человечество вооружилось вездесущим глазом, способным воссоздать на экране жизнь в ее движении, непрерывном изменении. На киноэкране жизнь задвигалась и затем заговорила.

Сегодня кино ушло в своем развитии далеко вперед. Немое стало звуковым, черно-белое — цветным, раздвинулись рамки самого экрана — появилось кино широкоэкранное, широкоформатное, а теперь и кассетное, рассчитанное на домашний экран. Из «забавы» и «зрелища», каким оно было вначале, кино превратилось в настоящее искусство, без которого уже нельзя представить себе современную художественную культуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: