Самодеятельное искусство

Страна социалистических Советов изумительно урожайна на талантливых людей, потому что всем людям труда дана возможность развития их талантов. М. Горький

До сих пор мы говорили об искусстве, которое создается профессиональными художниками, писателями, композиторами, артистами. Но общение с профессиональным искусством не может полностью удовлетворить нашу потребность в художественном творчестве. Поэтому наряду с искусством профессиональным издавна существует и развивается искусство самодеятельное. В нашей стране свыше 28 млн. человек малых лет и преклонного возраста занимаются каким-нибудь видом художественного творчества.

Создатели материальных благ становятся создателями духовных ценностей. Хорошо и добросовестно работая на производстве, они переносят это свое отношение и к новой для них форме деятельности — к искусству.

Чем же привлекает людей художественная самодеятельность? Что заставляет их в свободное от работы время становиться к мольберту, брать в руки музыкальные инструменты и др.? Оказывается, человеку мало ощутить себя мастером своего дела, быть хорошим работником. Он хочет осознать себя еще и художником, создателем духовных ценностей. В художественном творчестве заложена возможность «поднимать себя на более высокую ступень духовного развития»,— отмечал К. Маркс.

Участие в художественной самодеятельности дает человеку возможность раскрыть многие задатки и способности, которые в нем заложены и не всегда находят выход в основной профессии. Выявление способностей и овладение своими творческими возможностями помогает ему стать человеком всесторонне развитым, гармоничным. В гармоничном развитии каждого человека, раскрытии творческой индивидуальности личности глубоко заинтересовано наше общество. Вот почему в нашей стране для развития художественной самодеятельности создаются благоприятные условия.

Коммунистическая партия и Советское правительство всемерно поощряют развитие профессионального искусства и народного художественного творчества. В 1978 г. ЦК КПСС принял специальное постановление «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества».

Большое развитие получила художественная самодеятельность в профтехобразовании. В I Всесоюзном фестивале художественного творчества трудящихся приняло участие около 400 тыс. учащихся профессионально-технических учебных заведений, представлявших 15 тыс. коллективов художественной самодеятельности. Есть училища, где большинство учащихся 'занимаются художественным творчеством. Только в РСФСР в самодеятельных коллективах занимается около полумиллиона учащихся и работников профтехучилищ.

Будущим рабочим есть о чем рассказать в своем творчестве. Об избранной профессии, о своей жизни и мечте слагают они песни, ставят спектакли, пишут рассказы, создают картины, скульптуры. Но для того, чтобы творчество доставило удовольствие и самим творцам и их слушателям и зрителям, надо овладеть основами каждого из избранных искусств. Занятия в художественной самодеятельности требуют специальных знаний о тех видах искусства, которым занимается каждый участник. И не только искусства.

Драматический кружок ставит пьесу. Для этого надо хорошо изучить время, которое воспроизводится в пьесе: быт, нравы, образ жизни, характеры людей, выведенные в ней. Если это современная пьеса, необходимо собрать и уточнить свои жизненные наблюдения, подумать над событиями, дать им правильную оценку.

Участие в художественной самодеятельности воспитывает потребность в познании жизни, учит правильно понимать ее, открывать в ней то, что не замечалось раньше.

Кроме того, игра на сцене требует владения своим голосом, своим телом, развитого воображения, наблюдательности, памяти. Такие специальные знания и умения необходимы при овладении любым видом искусства. Для пения и игры на музыкальных инструментах нужно овладеть музыкальной грамотой, основами вокального и музыкального искусства. Для занятий изобразительным искусством требуется колористическая грамотность, умение рисовать, компоновать.

Занятия в художественной самодеятельности рождают потребность в новых, более глубоких знаниях об искусстве. Такие знания дают специальные книги по искусству, но больше всего — само искусство. Для каждого участника художественной самодеятельности профессиональное искусство становится школой высокого мастерства. Теперь оно раскрывается как бы изнутри, дает понимание того, «как это делается». Это помогает лучше выполнить свое произведение и одновременно глубже понять и тоньше почувствовать большое профессиональное искусство. «Каждый человек, который в каком-либо из искусств сумел создать хоть крупицу своего, будет чувствовать, любить и понимать это искусство глубже и органичнее как соучастник в строительстве»,— писал композитор и музыкальный критик Б. В. Асафьев. Занятия музыкой разовьют слух, обогатят эмоциональный мир человека. Занятия изобразительным искусством помогут выработать пространственное мышление, разовьют чувство цвета — способности, необходимые на современном производстве и инженеру, и квалифицированному рабочему. Занятия в танцевальных коллективах научат владеть своим телом, лучше чувствовать музыку, помогут приобрести красоту осанки.

Для того чтобы получить эстетическое наслаждение от искусно сделанной вещи или мастерски исполненного произведения, иногда достаточно нескольких мгновений. А для того, чтобы создать прекрасное, часто нужны месяцы и даже годы самоотверженного творческого труда. Эту важную и чрезвычайно благотворную для развития личности истину — о неразрывном союзе труда и творчества, труда и красоты — участник самодеятельного искусства познает на собственном опыте.

Таким образом, художественная самодеятельность способствует эстетическому воспитанию ее участников в самой активной форме.

Многие виды искусства требуют коллективного творчества. Здесь успех каждого зависит от успеха товарищей и всего коллектива. Занятия в художественной самодеятельности повышают личную ответственность и вырабатывают чувство коллективизма.

Заниматься художественной самодеятельностью люди приходят добровольно и так же добровольно принимают на себя определенные обязанности. Самые простые: посещение занятий, подготовку к ним, разучивание пассажей, запоминание роли. И более сложные, нравственные: подчинение своих действий и деятельности интересам творческого коллектива, умение в случае необходимости отказаться от других форм деятельности ради занятий в самодеятельности и др. Так занятия в художественной самодеятельности способствуют нравственному воспитанию ее участников.

Развитие творческих способностей, воспитание коллективизма, чувства личной ответственности, уважения к творчеству других, личной заитересованности в делах и успехах всего творческого коллектива способствуют формированию активной жизненной позиции.

В нашей стране профессиональное и самодеятельное искусство связаны между собой.

Массовые народные празднества происходят при участии профессиональных композиторов, музыкантов, художников. Так, композитор и дирижер Г. Г. Эрнесакс участвует в ежегодных праздниках песни Эстонии. Композиторы В. И. Мурадели и А. И. Хачатурян были постоянными членами жюри смотров и фестивалей художественной самодеятельности профтехобразования. Композиторы А. П. Петров, В. Е. Баснер много лет сотрудничают с Домом культуры профтехобразования Ленинграда. Большую помощь хореографическим коллективам профтехобразования оказывают И. А. Моисеев — художественный руководитель ансамбля народного танца СССР и Т. А. Устинова — руководитель хора им. Пятницкого. Много сделал для развития музыкального творчества композитор В. П. Соловьев-Седой. В Латвии композиторы А. Жилинский, Я. Озолинь и другие создают произведения о жизни учащихся профтехучилищ, а художественные коллективы училищ эти произведения исполняют.

Немало профессиональных деятелей искусств начинали свой творческий путь в художественной самодеятельности. Иногда это целые коллективы. Так, киргизский профессиональный театр вырос из любительского. В любительских кружках и литературных объединениях, в изостудиях начинали свой путь писатели М. Шолохов, В. Катаев, С. Антонов; живописцы Н. Соколов и П. Крылов (из творческого содружества Кукрыник-сы). Из самодеятельности на профессиональную сцену пришли народный артист СССР, первый исполнитель роли В. И. Ленина Б. Щукин, народный артист СССР Ю. Завадский, народный артист СССР Н. Крючков, певицы — народные артистки СССР Л. Зыкина и Е. Мирошниченко.

В системе профтехобразования успешно развиваются различные формы художественного творчества. Во многих союзных и автономных республиках — фольклорные ансамбли песни и пляски. В училищах — агитбригады. В Латвии и Армении, в Перми и Саратове успешно работают изостудии. В Кирове — драматический коллектив. Творческим наставником театра-студии Ленинградского Дома культуры стал народный артист СССР И. О. Горбачев. Студийцы не только участвуют в своих спектаклях, но и приглашаются в массовые сцены профессионального театра. Так осуществляется содружество труда и искусства.

У каждого коллектива — свой творческий путь и своя судьба. Оркестр баянистов Ленинградского Дома культуры профтехобразования был создан в блокадном Ленинграде в 1943 г. Его основал педагог-музыкант П. И. Смирнов (ныне заслуженный артист РСФСР), передавший дирижерскую палочку своим сыновьям. В оркестре (три группы в зависимости от уровня подготовленности) занимается около 200 человек, играет половина из них — остальные учатся. Репертуар составлен из произведений Глинки, Баха, Листа, Шостаковича, Хачатуряна, Р. Щедрина. Блистательное исполнение произведений, подлинное мастерство создали ему известность и отмечены на многих международных и Всесоюзных фестивалях. Оркестр — лауреат премии Ленинского комсомола.

В системе профтехобразования много танцевальных коллективов. Свердловский хореографический коллектив, бессменный руководитель которого народный артист РСФСР А. П. Полечкин, славится сюжетными танцами, включающими трудовую тематику. Известность и признание получили танцы «Сталевары», «Уральские самоцветы», «Огневушка» (по сказам П. П. Бажова) и др. Ансамбль песни и пляски «Весенние зори» Воронежской области стремится отразить темы, связанные с особенностями природы и характером деятельности людей этого края. Здесь преобладают сельские мотивы —«Утица луговая», «Золотая рожь» и др. Этот ансамбль и ансамбль «Сиверко» Архангельской области участвовали в концерте, данном в Кремлевском дворце съездов делегатам и гостям XXVI съезда КПСС.

В каждой союзной и автономной республике есть свои заслуженные коллективы. Лучшие из них получили звание народных, стали лауреатами многих международных и Всесоюзных фестивалей, в том числе лауреатами премии Ленинского комсомола. Все коллективы очень разные, но их объединяют высокая культура, исполнительское мастерство, любовь к искусству.

Каждый участник самодеятельности стремится добиться своей слитности с любимым искусством. Это рождает чувство художника, творца, требует огромного труда. И такое отношение к своему делу — важный элемент гражданской зрелости.

Более 40 коллективов ежегодно выезжают за рубеж. Выступая за пределами нашей страны, самодеятельные художественные коллективы системы профтехобразования не только демонстрируют перед всем миром свое искусство, но и наглядно показывают, какие возможности для творческого развития есть у каждого рабочего в социалистическом обществе, Пропагандируют советский социалистический образ жизни.

Каждый третий учащийся профтехобразования занимается в художественной самодеятельности. А это значит, что на производство придут рабочие, не только знающие свое дело, овладевшие своей профессией, но и образованные, культурные, творческие люди, которые приобретенную за годы учебы потребность видеть, чувствовать и создавать прекрасное внесут в свой труд и в свои отношения с людьми.

Почему так популярно самодеятельное искусство?

Какие формы художественного творчества кажутся вам наиболее интересными и почему?

Что дает вам занятие в художественной самодеятельности?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: