РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
Класс
«Белый ветер», 2003
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
1.1. РУССКИЙ РЕАЛИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
1.1.1. Реализм
1.1.2. Особенности русского реализма конца XIX – начала XX века:
1.1.3. Типы русского реализма конца XIX – начала XX века*
А.П. Чехов
И.А. Бунин
А.М. Горький
1.2. РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
1.2.1. Модернизм
1.2.2. Символизм
Старший символизм
Младосимволизм
А.А. Блок
1.2.3. Акмеизм
Н.С. Гумилев
А.А. Ахматова
1.2.4. Футуризм
В.В. Маяковский
Эгофутуризм
И. Северянин
2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1920-1950-х гг.
2. 1. Литературный процесс 20-х гг.
А.М. Горький
С.А. Есенин
2.2. Литературный процесс 1930 -1950х гг.
А.П. Платонов
М.А. Булгаков
М.И. Цветаева
2.3. Литература периода Великой Отечественной войны
А.Т. Твардовский
Б.Л. Пастернак
3. ЛИТЕРАТУРА СЕРЕДИНЫ 1950-х-начала 1980-х гг.
3.1. Литература периода «оттепели»
А.И. Солженицын
3.2. Литература 1970-1980-х гг.
Ч. Айтматов
В. П. Астафьев
В. Г. Распутин
4. ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
5. СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (конец 1980-начало 2000-х гг.)
5.1. «Возвращенная» литература
5.2. Постмодернизм
5.2. Литература русского постмодернизма конца 1980-начала 2000-х гг.
5.3. Литература неонатурализма
5.4. Современная массовая литература
Материал, обозначенный *, предназначен для учащихся классов с углубленным изучением русской литературы и для абитуриентов филологических факультетов.
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
РУССКИЙ РЕАЛИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный) –направление в мировом искусстве, получившее широкое распространение во второй половине ХIХ века, проявляющее себя и в последующие эпохи культурного развития.
Основные черты философии и эстетики реализма:
1) мировоззренческие основы - идеи материализма и позитивизма;
2) стремление к объективному изображению жизни, что достигается путем следования принципам
а) социального;
б) исторического;
в) психологического детерминизма (обусловленности) образов;
3) народность;
4) историзм;
5) попытка представить мир во всей его сложности и противоречивости, но вместе с тем цельным;
6) стремление познать законы действительности для того, чтобы изменить ее к лучшему;
7) понимание искусства как средства познания человеком самого себя и окружающей действительности;
8) отсутствие запретных тем, т.к. основные требования к искусству - достоверность, точность, правдивость.
9) герой – обычный человек, как правило, типичный представитель конкретной исторической эпохи, определенного социального круга.
* Некоторые теоретики литературы отрицают существование реализма как литературного направления, полагая, что с конца 18 до середины 20 века в искусстве бытовал романтизм, в рамках которого выделяются три стадии: собственно романтизм, поздний романтизм (то, что традиционно называют реализмом) и постромантизм (традиционно – модернизм).
Особенности русского реализма конца XIX – начала XX века:
1) переходный характер (если во второй половине XIX века реализм был центральным направлением в искусстве, то на рубеже веков с ним начинает соперничать модернизм, значительно влияя на него);
2) неоднородность (практически каждый из авторов-реалистов по-своему понимает реализм, выражая свои представления о нем через обращение к традициям романтизма (М. Горький, В. Короленко), экспрессионизма (Л. Андреев), импрессионизма (А.П. Чехов) и др.);
3) предпочтение отдается малым эпическим формам (жанр романа – центральный для реалистической прозы второй половины XIX века - практически вытесняется жанрами рассказа, повести);
4) тяготение реалистических произведений эпического жанра к лиризму;
5) стремление к созданию образов символического содержания.
Типы русского реализма конца XIX – начала XX века*
Классический Реализм | «Естественный» реализм | Философско-психологический реализм | Социалистичес-кий реализм | Экспрессионисти-ческий реализм |
Поздний Л.Н. Толстой, Поздний А.П. Чехов | А.И. Куприн, В.В. Вересаев | И.А. Бунин | А.М. Горький, А.И. Серафимович | Л. Андреев |
Каждый отдельный человек представляет собой целый мир, поэтому познание закономерностей бытия представляется возможным только через постижение мира отдельной человеческой личности. | С реализмом связаны наивысшие достижения в русском искусстве, поэтому необходимо продолжать его традиции. Главная цель реалиста рубежа веков – помочь человеку, утратившему ориентацию в изменившемся мире, поддержать его. | Наиболее яркая реализация идеи «человек есть вселенная». Хочешь познать мир – познай человека. Художественный текст становится носителем концепции антропокосмизмима[1]. | Идеологическая ангажированность и политическая тенденциозность литературы; приоритетным становится не индивидуальное, а коллективное начало, при создании образа во главу угла ставится фактор социальной обусловленности. | Реалистические образы должны быть такими яркими, впечатляющими, чтобы читатель испытывал эмоциональное потрясение. |
А.П. Чехов
(1860-1904)
Период | Основные особенности | Произведения |
1. Раннее творчество (1880 – 1884) | От всепоглощающей стихии юмора к «смеху сквозь слезы». Преобладание малых эпических и драматургических жанров (рассказ, юмореска, «сценка», водевиль, скетч и др.); особенности стиля: краткость, афористичность, меткость деталей, изображение различных психологических состояний; стремление к изображению не характера, а типа | «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Ванька», «Мальчики» и др. |
2. Зрелое творчество (1884 –1888) | Объект изображения – обыденная жизнь; герой – «средний человек», стремление к преодолению однолинейности в изображении персонажа, отражение внутреннего мира человека во всей его сложности, выработка индивидуальных приемов психологического анализа: в противовес изображению героя-идеолога, выступающего носителем готовой мировоззренческой системы, отражен процесс «работы сознания» обыкновенного человека. Лиризм - характерная черта художественной манеры. | «Тапер», «Припадок», «Ведьма», «Красавицы», «Враги», «Поцелуй»; «Степь» «Иванов» и др. |
3. Позднее творчество (1890-е гг. – 1903) | Предмет изображения – иллюзии, заблуждения обычного человека: проблема опасности подчинения жизни некой «программе», которая не способна вместить все сложности бытия; проблема пошлости, мещанства в обыденной жизни, проблема хрупкости красоты – единственного критерия «настоящей правды» в современном мире. Тонкий психологизм, мощное лирическое начало. В драматургии – сложная жанровая природа, отсутствие ярко выраженного конфликта, каждый герой пьесы является носителем определенной грани общей темы, символическое наполнение образов, внимание к детали, лирический подтекст. | «Остров Сахалин», «Дуэль», «Рассказ неизвестного человека», «Палата № 6», «О любви», «Человек в футляре», «Учитель словесности», «Ионыч», «Попрыгунья», «Невеста», «Дом с мезонином», «Студент», «Черный монах»; «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» и др. |
«Вишневый сад»
Образ «вишневого сада» в пьесе
Поколение | Конкретно-реальное значение | Символическое значение |
Дворянство (прошлое России): Раневская, Гаев | Реальные воспоминания о детстве, о счастливых безоблачных днях молодости, ощущение горечи утраты сада как конкретного воплощения этих воспоминаний (Раневская: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни..»;Раневская: «Дача и дачники – это так пошло»; Гаев: «Сад продадут за долги») | Воплощение прекрасного прошлого России, утраченного безвозвратно (Раневская: «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро.»; Раневская: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!..») |
Купечество (настоящее России): Лопахин | Реальные представления о том, что нужно предпринять, чтобы вишневый сад приносил доход (Лопахин: «Вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду»; «Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…»). | Воплощение идей, способствующих обновлению и преображению современной России (Лопахин: «И тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным»). |
Демократическое будущее России: Аня, Петя Трофимов | Реальный образ, ассоциирующийся с домом, но не вызывающий ощущения соприкосновения со святыней, что обуславливает возможность расширения смысловых границ образа сада (Аня: «Я дома! Завтра встану, побегу в сад»; Аня: «Я уже не люблю вишневого сада, как прежде») | Воплощение прекрасного будущего России (Петя Трофимов: «Вся Россия наш сад»; Аня: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…») |
Мифопоэтическая природа образа-символа вишневого сада
Сад – образ-символ,восходящий к мифу о рае. Образ сада является воплощением тоски человека по утраченной гармонии рая. Кроме того, это описание детства человечества, место познания добра и зла, выбора между застывшими, неподвижными формами и движением, изменением. В древнерусском языке слово «сад» обозначалось словом «рай», что явно свидетельствует о восприятии сада как символа гармонии.
Дерево – образ-символ, связанный с мифологическим образом Мирового Древа, представляющего собой обжитое пространство вселенной, универсальный образ жизнеустройства (вертикаль - «ветви, ствол, корни» - вбирает в себя многообразные смыслы – «небо, земля, подземное царство»; «будущее, настоящее, прошлое»; «голова, туловище, ноги»; «огонь, земля, вода» и т.д.). Образ-символ Мирового Древа связан с представлениями о добре и зле, о познании.
Цветок – образ-символ, обладающий многозначной мифологической трактовкой: 1) символ цветущей молодости и обновления; 2) символ души; 3) символ полноты мира, т.к. форма цветка напоминает форму чаши, который включает в себя, с одной стороны, представление о радости бытия, с другой - о страдании. Бело-розовый цвет цветка вишни символизирует стремление к гармонии.
Плод – образ-символ, обозначающий возрождение к жизни через умирание, свидетельствующий о цикличности бытия: рождение – жизнь – смерть – новое рождение. Красный цвет плода вишни символизирует, с одной стороны, страдания, с другой – ощущение воли к жизни.
И.А. Бунин
(1870-1953)
Период | Основные особенности | Произведения |
1. Раннее творчество (1890-1900-е гг.) | Происходит освоение основных черт окружающего мира. Большая часть произведений посвящена России. По Бунину, Россия стоит на краю пропасти, т.к. русское дворянство (душа России) отошло на второй план и скоро вовсе исчезнет, что повлечет за собой неизбежную гибель крестьянства - «тела» России, которое не сможет существовать, если его покинет душа. | Рассказы «Танька», «Антоновские яблоки», «Эпитафия» и др.; лирика |
2. Зрелое творчество (1910-е гг.) | Период формирования философской системы Бунина. По Бунину, в начале XX века мир кардинально изменился, т.к. вошел в новую стадию развития – цивилизацию. Цивилизация – это благо для тела, но гибель для души. Бог не властен над миром цивилизации, где царит Дьявол. Человек страдает в этом мире, и единственным избавлением для его души является смерть. | Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Сны Чанга», «Грамматика любви», «Легкое дыхание»; повести «Суходол», «Деревня» и др. |
3. Позднее творчество (1920 – н. 1950-х гг.) | Бунин, не принявший революцию 1917 года, эмигрирует во Францию, где остается до самой смерти. В этот период центральной темой его творчества становится тема любви. Финалы всех произведений этого периода глубоко трагичны, т. к., по Бунину, любовь позволяет человеку понять, что его жизнь ужасна, и приближает душу к освобождению – смерти. Бунин размышляет о судьбах России и приходит к выводу, что у нее есть только один путь – путь покаяния в своих грехах. | Цикл рассказов «Темные аллеи»; роман «Жизнь Арсеньева» и др. |
А.М. Горький
(1868-1936)
«На дне» (1902)
Жанрово-содержательные особенности пьесы –