Мифопоэтическая природа образа-символа вишневого сада

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ

Класс

 

«Белый ветер», 2003

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

1.1. РУССКИЙ РЕАЛИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

1.1.1. Реализм

1.1.2. Особенности русского реализма конца XIX – начала XX века:

1.1.3. Типы русского реализма конца XIX – начала XX века*

А.П. Чехов

И.А. Бунин

А.М. Горький

1.2. РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

1.2.1. Модернизм

1.2.2. Символизм

Старший символизм

Младосимволизм

А.А. Блок

1.2.3. Акмеизм

Н.С. Гумилев

А.А. Ахматова

1.2.4. Футуризм

В.В. Маяковский

Эгофутуризм

И. Северянин

2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1920-1950-х гг.

2. 1. Литературный процесс 20-х гг.

А.М. Горький

С.А. Есенин

2.2. Литературный процесс 1930 -1950х гг.

А.П. Платонов

М.А. Булгаков

М.И. Цветаева

2.3. Литература периода Великой Отечественной войны

А.Т. Твардовский

Б.Л. Пастернак

3. ЛИТЕРАТУРА СЕРЕДИНЫ 1950-х-начала 1980-х гг.

3.1. Литература периода «оттепели»

А.И. Солженицын

3.2. Литература 1970-1980-х гг.

Ч. Айтматов

В. П. Астафьев

В. Г. Распутин

4. ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

5. СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (конец 1980-начало 2000-х гг.)

5.1. «Возвращенная» литература

5.2. Постмодернизм

5.2. Литература русского постмодернизма конца 1980-начала 2000-х гг.

5.3. Литература неонатурализма

5.4. Современная массовая литература

Материал, обозначенный *, предназначен для учащихся классов с углубленным изучением русской литературы и для абитуриентов филологических факультетов.

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

РУССКИЙ РЕАЛИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный) –направление в мировом искусстве, получившее широкое распространение во второй половине ХIХ века, проявляющее себя и в последующие эпохи культурного развития.

Основные черты философии и эстетики реализма:

1) мировоззренческие основы - идеи материализма и позитивизма;

2) стремление к объективному изображению жизни, что достигается путем следования принципам

а) социального;

б) исторического;

в) психологического детерминизма (обусловленности) образов;

3) народность;

4) историзм;

5) попытка представить мир во всей его сложности и противоречивости, но вместе с тем цельным;

6) стремление познать законы действительности для того, чтобы изменить ее к лучшему;

7) понимание искусства как средства познания человеком самого себя и окружающей действительности;

8) отсутствие запретных тем, т.к. основные требования к искусству - достоверность, точность, правдивость.

9) герой – обычный человек, как правило, типичный представитель конкретной исторической эпохи, определенного социального круга.

* Некоторые теоретики литературы отрицают существование реализма как литературного направления, полагая, что с конца 18 до середины 20 века в искусстве бытовал романтизм, в рамках которого выделяются три стадии: собственно романтизм, поздний романтизм (то, что традиционно называют реализмом) и постромантизм (традиционно – модернизм).

 Особенности русского реализма конца XIX – начала XX века:

1) переходный характер (если во второй половине XIX века реализм был центральным направлением в искусстве, то на рубеже веков с ним начинает соперничать модернизм, значительно влияя на него);

2) неоднородность (практически каждый из авторов-реалистов по-своему понимает реализм, выражая свои представления о нем через обращение к традициям романтизма (М. Горький, В. Короленко), экспрессионизма (Л. Андреев), импрессионизма (А.П. Чехов) и др.);

 3) предпочтение отдается малым эпическим формам (жанр романа – центральный для реалистической прозы второй половины XIX века - практически вытесняется жанрами рассказа, повести);

4) тяготение реалистических произведений эпического жанра к лиризму;

5) стремление к созданию образов символического содержания.

Типы русского реализма конца XIX – начала XX века*

Классический Реализм «Естественный» реализм Философско-психологический реализм Социалистичес-кий реализм Экспрессионисти-ческий реализм
Поздний Л.Н. Толстой, Поздний А.П. Чехов А.И. Куприн, В.В. Вересаев И.А. Бунин А.М. Горький, А.И. Серафимович Л. Андреев
Каждый отдельный человек представляет собой целый мир, поэтому познание закономерностей бытия представляется возможным только через постижение мира отдельной человеческой личности. С реализмом связаны наивысшие достижения в русском искусстве, поэтому необходимо продолжать его традиции. Главная цель реалиста рубежа веков – помочь человеку, утратившему ориентацию в изменившемся мире, поддержать его. Наиболее яркая реализация идеи «человек есть вселенная». Хочешь познать мир – познай человека. Художественный текст становится носителем концепции антропокосмизмима[1]. Идеологическая ангажированность и политическая тенденциозность литературы; приоритетным становится не индивидуальное, а коллективное начало, при создании образа во главу угла ставится фактор социальной обусловленности.  Реалистические образы должны быть такими яркими, впечатляющими, чтобы читатель испытывал эмоциональное потрясение.

А.П. Чехов

(1860-1904)

Период Основные особенности Произведения
1. Раннее творчество (1880 – 1884) От всепоглощающей стихии юмора к «смеху сквозь слезы». Преобладание малых эпических и драматургических жанров (рассказ, юмореска, «сценка», водевиль, скетч и др.); особенности стиля: краткость, афористичность, меткость деталей, изображение различных психологических состояний; стремление к изображению не характера, а типа «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Ванька», «Мальчики» и др.
2. Зрелое творчество (1884 –1888) Объект изображения – обыденная жизнь; герой – «средний человек», стремление к преодолению однолинейности в изображении персонажа, отражение внутреннего мира человека во всей его сложности, выработка индивидуальных приемов психологического анализа: в противовес изображению героя-идеолога, выступающего носителем готовой мировоззренческой системы, отражен процесс «работы сознания» обыкновенного человека. Лиризм - характерная черта художественной манеры. «Тапер», «Припадок», «Ведьма», «Красавицы», «Враги», «Поцелуй»; «Степь» «Иванов» и др.
3. Позднее творчество (1890-е гг. – 1903) Предмет изображения – иллюзии, заблуждения обычного человека: проблема опасности подчинения жизни некой «программе», которая не способна вместить все сложности бытия; проблема пошлости, мещанства в обыденной жизни, проблема хрупкости красоты – единственного критерия «настоящей правды» в современном мире. Тонкий психологизм, мощное лирическое начало. В драматургии – сложная жанровая природа, отсутствие ярко выраженного конфликта, каждый герой пьесы является носителем определенной грани общей темы, символическое наполнение образов, внимание к детали, лирический подтекст.  «Остров Сахалин», «Дуэль», «Рассказ неизвестного человека», «Палата № 6», «О любви», «Человек в футляре», «Учитель словесности», «Ионыч», «Попрыгунья», «Невеста», «Дом с мезонином», «Студент», «Черный монах»; «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» и др.

 «Вишневый сад»

Образ «вишневого сада» в пьесе

Поколение Конкретно-реальное значение  Символическое значение
Дворянство (прошлое России): Раневская, Гаев Реальные воспоминания о детстве, о счастливых безоблачных днях молодости, ощущение горечи утраты сада как конкретного воплощения этих воспоминаний (Раневская: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни..»;Раневская: «Дача и дачники – это так пошло»; Гаев: «Сад продадут за долги») Воплощение прекрасного прошлого России, утраченного безвозвратно (Раневская: «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро.»; Раневская: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!..»)
Купечество (настоящее России): Лопахин Реальные представления о том, что нужно предпринять, чтобы вишневый сад приносил доход (Лопахин: «Вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду»; «Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…»). Воплощение идей, способствующих обновлению и преображению современной России (Лопахин: «И тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным»).
Демократическое будущее России: Аня, Петя Трофимов  Реальный образ, ассоциирующийся с домом, но не вызывающий ощущения соприкосновения со святыней, что обуславливает возможность расширения смысловых границ образа сада (Аня: «Я дома! Завтра встану, побегу в сад»; Аня: «Я уже не люблю вишневого сада, как прежде») Воплощение прекрасного будущего России (Петя Трофимов: «Вся Россия наш сад»; Аня: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…»)

 

Мифопоэтическая природа образа-символа вишневого сада

Сад – образ-символ,восходящий к мифу о рае. Образ сада является воплощением тоски человека по утраченной гармонии рая. Кроме того, это описание детства человечества, место познания добра и зла, выбора между застывшими, неподвижными формами и движением, изменением. В древнерусском языке слово «сад» обозначалось словом «рай», что явно свидетельствует о восприятии сада как символа гармонии.

Дерево – образ-символ, связанный с мифологическим образом Мирового Древа, представляющего собой обжитое пространство вселенной, универсальный образ жизнеустройства (вертикаль - «ветви, ствол, корни» - вбирает в себя многообразные смыслы – «небо, земля, подземное царство»; «будущее, настоящее, прошлое»; «голова, туловище, ноги»; «огонь, земля, вода» и т.д.). Образ-символ Мирового Древа связан с представлениями о добре и зле, о познании.

Цветок – образ-символ, обладающий многозначной мифологической трактовкой: 1) символ цветущей молодости и обновления; 2) символ души; 3) символ полноты мира, т.к. форма цветка напоминает форму чаши, который включает в себя, с одной стороны, представление о радости бытия, с другой - о страдании. Бело-розовый цвет цветка вишни символизирует стремление к гармонии.

Плод – образ-символ, обозначающий возрождение к жизни через умирание, свидетельствующий о цикличности бытия: рождение – жизнь – смерть – новое рождение. Красный цвет плода вишни символизирует, с одной стороны, страдания, с другой – ощущение воли к жизни.

И.А. Бунин

(1870-1953)

 

Период Основные особенности Произведения
1. Раннее творчество (1890-1900-е гг.) Происходит освоение основных черт окружающего мира. Большая часть произведений посвящена России. По Бунину, Россия стоит на краю пропасти, т.к. русское дворянство (душа России) отошло на второй план и скоро вовсе исчезнет, что повлечет за собой неизбежную гибель крестьянства - «тела» России, которое не сможет существовать, если его покинет душа. Рассказы «Танька», «Антоновские яблоки», «Эпитафия» и др.; лирика
2. Зрелое творчество (1910-е гг.) Период формирования философской системы Бунина. По Бунину, в начале XX века мир кардинально изменился, т.к. вошел в новую стадию развития – цивилизацию. Цивилизация – это благо для тела, но гибель для души. Бог не властен над миром цивилизации, где царит Дьявол. Человек страдает в этом мире, и единственным избавлением для его души является смерть. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Сны Чанга», «Грамматика любви», «Легкое дыхание»; повести «Суходол», «Деревня» и др.
3. Позднее творчество (1920 – н. 1950-х гг.) Бунин, не принявший революцию 1917 года, эмигрирует во Францию, где остается до самой смерти. В этот период центральной темой его творчества становится тема любви. Финалы всех произведений этого периода глубоко трагичны, т. к., по Бунину, любовь позволяет человеку понять, что его жизнь ужасна, и приближает душу к освобождению – смерти. Бунин размышляет о судьбах России и приходит к выводу, что у нее есть только один путь – путь покаяния в своих грехах.  Цикл рассказов «Темные аллеи»; роман «Жизнь Арсеньева» и др.

А.М. Горький

(1868-1936)

«На дне» (1902)

Жанрово-содержательные особенности пьесы –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: