Социально-философская драма

Каждый из персонажей является воплощением определенной философской концепции, выражающей отношение человека к миру. Но все эти концепции обусловлены социальным фактором, то есть напрямую зависят от того положения, которое персонаж, их носитель, занимал или мечтает занять в обществе.

Васька Пепел Вор Мечтает вырваться из порочного круга, стать честным человеком «Я сказал – брошу воровство!», «…Я одно чувствую: надо жить … иначе! … Надо так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать…»
Клещ Ремесленник Мечтает о своем деле, работе, которая обеспечит достойное существование «Я – рабочий человек… Я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…»
Анна   Мечтает от избавления тягот и страданий жизни, о покое «Кабы… покой бы… не чувствовать бы ничего…»;«Не помню – когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась…как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила … всю мою несчастную жизнь»
Настя Проститутка Мечтает о необыкновенной любви и счастливой безбедной жизни с любящим ее человеком «Разве … вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она…настоящая!»
Барон Аристократ Мечтает о такой жизни, которую он вел в прошлом: был всем обеспечен, но при этом ничего не делал «Богатство… сотни крепостных… лошади… повара…»
Актер Бывший артист Мечтает излечиться от алкоголизма, чтобы вернуться на сцену «…Вылечусь и…снова буду… Я на пути к возрождению…»
Сатин Бывший служащий телеграфа Считает, что необходимо изменение отношения к человеку, признание личности в каждом человеке. «Не тронь… не обижай человека!»
Лука Странник Считает, что любой человек нуждается в сочувствии к себе. «…А разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит».

 

Лука и Сатин: спор о правде

Правда Луки: человек нуждается в жалости, поэтому человеку можно даже солгать, если ложь принесет облегчение Правда Сатина: человек заслуживает того, чтобы в любых обстоятельствах знать о себе правду, хотя эта правда может быть и жестокой
 «… Куда нам – мертвых жалеть? … Живых – не жалеем…сами себя пожалеть-то не можем…»; «Надо … кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть … хорошо бывает!»; «Она, правда-то, не всегда по недугу человека … не всегда правдой душу вылечишь…» «Человек – вот правда!», «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека.»; «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью… уважать надо!»; «Человек – выше сытости!»; «Человек рождается для лучшего!»

 

Художественное произведение не может быть исчерпано одной трактовкой, поэтому процесс его постижения нескончаем. Изменяется историческая эпоха, общественная ситуация, представления людей о смысле жизни, поэтому меняется восприятие произведения – возникает его новая трактовка. Проблема правды в пьесе А.М. Горького «На дне» в разные исторические эпохи воспринималась по-разному: в одни периоды (например, предреволюционная, революционная эпохи, период Великой Отечественной войны) истинной представляется «правда» Сатина; в другие (например, период перестройки) – истинной представляется «правда» Луки.

Интерпретация пьесы «На дне» обретает большую глубину, если привлекается библейский контекст.

МОДЕРНИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Модернизм (от франц. moderne  – современный) – философско-художественная система, сложившаяся в мировой культуре в конце XIX - начале XX в.

Хронологические рамки Конец 60-х гг. XIX в. –60-е гг. XX в.
Направления Символизм, экспрессионизм, акмеизм. Многие исследователи относят к модернизму и футуризм
Философские истоки Концепции Ф. Ницше, А. Бергсона, З. Фрейда, К.Г. Юнга, М. Хайдеггера и др.
Стадии развитии Декадентство, собственно модернизм, неомодернизм.

 

Основные черты философии и эстетики модернизма:

1) идеалистическая установка по отношению к реальности – сознание признается первичным;

2) стремление создавать в произведениях собственную новую реальность, а не описывать существующую;

3) в произведениях, как правило, воссоздаются не объекты реальной действительности, а те образы, которые были уже созданы в мировой культуре, с целью их более глубокого осмысления;

4) усложненная манера письма.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: