Каждый из персонажей является воплощением определенной философской концепции, выражающей отношение человека к миру. Но все эти концепции обусловлены социальным фактором, то есть напрямую зависят от того положения, которое персонаж, их носитель, занимал или мечтает занять в обществе.
Васька Пепел | Вор | Мечтает вырваться из порочного круга, стать честным человеком | «Я сказал – брошу воровство!», «…Я одно чувствую: надо жить … иначе! … Надо так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать…» |
Клещ | Ремесленник | Мечтает о своем деле, работе, которая обеспечит достойное существование | «Я – рабочий человек… Я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…» |
Анна | Мечтает от избавления тягот и страданий жизни, о покое | «Кабы… покой бы… не чувствовать бы ничего…»;«Не помню – когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась…как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила … всю мою несчастную жизнь» | |
Настя | Проститутка | Мечтает о необыкновенной любви и счастливой безбедной жизни с любящим ее человеком | «Разве … вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она…настоящая!» |
Барон | Аристократ | Мечтает о такой жизни, которую он вел в прошлом: был всем обеспечен, но при этом ничего не делал | «Богатство… сотни крепостных… лошади… повара…» |
Актер | Бывший артист | Мечтает излечиться от алкоголизма, чтобы вернуться на сцену | «…Вылечусь и…снова буду… Я на пути к возрождению…» |
Сатин | Бывший служащий телеграфа | Считает, что необходимо изменение отношения к человеку, признание личности в каждом человеке. | «Не тронь… не обижай человека!» |
Лука | Странник | Считает, что любой человек нуждается в сочувствии к себе. | «…А разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит». |
|
|
Лука и Сатин: спор о правде
Правда Луки: человек нуждается в жалости, поэтому человеку можно даже солгать, если ложь принесет облегчение | Правда Сатина: человек заслуживает того, чтобы в любых обстоятельствах знать о себе правду, хотя эта правда может быть и жестокой |
«… Куда нам – мертвых жалеть? … Живых – не жалеем…сами себя пожалеть-то не можем…»; «Надо … кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть … хорошо бывает!»; «Она, правда-то, не всегда по недугу человека … не всегда правдой душу вылечишь…» | «Человек – вот правда!», «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека.»; «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью… уважать надо!»; «Человек – выше сытости!»; «Человек рождается для лучшего!» |
|
|
Художественное произведение не может быть исчерпано одной трактовкой, поэтому процесс его постижения нескончаем. Изменяется историческая эпоха, общественная ситуация, представления людей о смысле жизни, поэтому меняется восприятие произведения – возникает его новая трактовка. Проблема правды в пьесе А.М. Горького «На дне» в разные исторические эпохи воспринималась по-разному: в одни периоды (например, предреволюционная, революционная эпохи, период Великой Отечественной войны) истинной представляется «правда» Сатина; в другие (например, период перестройки) – истинной представляется «правда» Луки.
Интерпретация пьесы «На дне» обретает большую глубину, если привлекается библейский контекст.
МОДЕРНИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
Модернизм (от франц. moderne – современный) – философско-художественная система, сложившаяся в мировой культуре в конце XIX - начале XX в.
Хронологические рамки | Конец 60-х гг. XIX в. –60-е гг. XX в. |
Направления | Символизм, экспрессионизм, акмеизм. Многие исследователи относят к модернизму и футуризм |
Философские истоки | Концепции Ф. Ницше, А. Бергсона, З. Фрейда, К.Г. Юнга, М. Хайдеггера и др. |
Стадии развитии | Декадентство, собственно модернизм, неомодернизм. |
Основные черты философии и эстетики модернизма:
1) идеалистическая установка по отношению к реальности – сознание признается первичным;
2) стремление создавать в произведениях собственную новую реальность, а не описывать существующую;
3) в произведениях, как правило, воссоздаются не объекты реальной действительности, а те образы, которые были уже созданы в мировой культуре, с целью их более глубокого осмысления;
4) усложненная манера письма.