329
Эдгар Дега. Абсент. Около 1875—1876 гг. Музей Орсе, Париж.
Камиль Писсарро. Красные крыши. Деревенский уголок зимой. 1877 г. Музей Орсе, Париж.
«Импрессионизм» и «Импрессионист» — в шестнадцатом дополнительном томе «Большого универсального словаря XIX века» Ларусса, вышедшего в 1878 г.
Ренуар и Сислей не участвовали в четвёртой выставке импрессионистов в 1879 г. Изменилось и название объединения: вместо импрессионизма вернулся старый термин — «независимые». Моне показал здесь расцвеченную флагами картину «Улица Монторгей. Праздник 30 июня 1878 года» (1878 г.), Писсарро — прозрачно-серебристое полотно «Дорога под деревьями» (1877 г.), Дега — работу «Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо» (1879 г.), на которой изображена акробатка, взмывающая в ярких огнях под куполом цирка.
Ренуар впервые добился успеха в Салоне, выставив там «Портрет мадам Шарпантье с детьми» (1878 г.). Художнику всегда удавались изо-
Клод Моне. Улица Сен-Дени. Праздник 30 июня 1878 года. 1878 г. Музей изящных искусств, Руан.
330
бражения детей. Красиво выстроенная композиция, излучающая тепло и свет, лишённая излишней экстравагантности, вполне удовлетворяла вкусам парижской публики. Ренуар вошёл в светское общество и стал приобретать популярность.
Раскол в стане импрессионистов привёл к тому, что на пятой и шестой выставках в 1880 и 1881 гг. не были представлены работы Моне, Ренуара и Сислея. Организацией выставок в то время занимался Дега. В Салон в эти годы был принят только Ренуар.
Седьмая выставка, состоявшаяся в 1882 г., была последней, когда импрессионисты выступили вместе (Дега выставляться отказался). Её организатором стал Дюран-Рюэль. Он снял огромный и хорошо освещённый зал на улице Сент-Оноре. Размещённые в одном месте, картины разных художников оказались
Огюст Ренуар. Портрет мадам Шарпантье с детьми. 1878 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Клод Моне. Поле маков. 80-е гг. XIX в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
331
Огюст Ренуар.
Девушка с веером. 1881 г.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Эдгар Дега.
Женщина,