Анализ внешней среды макроуровня (PEST-анализ)

Исследование внешней среды АО «Хлебный завод «Арнаут»

Выполнил студент группы U3276

Кошелев Даниил Сергеевич

Цель задания:

Анализ внешней среды АО «Хлебный завод «Арнаут».

Вводные замечани я:

При рассмотрении компании можно выделить следующие виды сред:

1. Внутренняя среда организации;

2. Внешняя среда организации, включающая в себя следующие уровни:

2.1.  Микросреда (ближняя среда, непосредственное окружение, среда прямого действия);

2.2. Макросреда (дальняя среда, среда косвенного действия).

Внешний анализ обычно проводится для того, чтобы выявить, какие факторы окружающей среды оказывают наибольшее влияние на существование данной фирмы и ее дальнейший рост.

Оснащение:

В качестве инструментов исследования внешней среды организации будем использовать схему внешних факторов развития фирмы Х. Виссема, матрицу возможностей / угроз внешней среды, схему конкурентной позиции фирмы в отрасли, метод профильного анализа, метод сценариев на базе морфологической таблицы.

Рис. 1. Схема внешних факторов развития фирмы

Факторы внешней среды макроуровня (демографические, социокультурные, экономические, политические, технологические, экологические, иституциональные) для удобства были сгруппированы в 4 блока (политические, экономические, социальные, технологические) (рис. 1). В такой группировке факторов можно узнать PEST (ПЭСТ, СТЭП) анализ – средство исследования внешней среды макроуровня.

Анализ внешней среды макроуровня (PEST-анализ)

Таблица 1

Наименование факторов Состояние факторов Возможности (+) для бизнеса Угрозы (-) для бизнеса
1.Экономическая среда:      
1.1. Личный доход, потребительские расходы Средний уровень зарплат жителей Петербурга в 2019 году составил 63 890, что примерно на 20 000 выше среднего уровня зарплат по РФ. Это говорит о высокой покупательной способности потребителей. Помимо этого, учитывая специфику производимой предприятием продукции, можно сделать вывод об успешном дальнейшем производстве и благоприятных условиях для бизнеса. При этом, беря во внимание положение дел на апрель 2020 года, спрос на некоторые виды товаров может снизиться. Но в целом, хлебобулочные изделия всё равно актуально даже в условиях карантина. 4 -2
1.2. Инфляция В связи с ростом инфляции предприятие может сталкиваться с финансовыми трудностями. Тем не менее, товар, производимый хлебозаводом, позволяет менять на него цены и подстраиваться под условия рынка, сохраняя свою актуальность для потребителя. 3 -2
1.3. Уровень безработицы Во-первых, предприятие всегда открыто для тех, кто ищет работу, а во-вторых, хлебобулочные изделия (особенно хлеб и батон) всегда необходимы. Таким образом, безработица будет влиять на экономическую устойчивость лишь частично. 4 -1
1.4. Состояние рассматриваемой̆ отрасли Наблюдается очень высокий уровень конкуренции, стремительно увеличивается число мини-пекарен более привлекательных для потребителя. В таких условиях предприятию тяжело соперничать с конкурентами, об этом говорит уровень прибыли за 2018 год, который снизился на 95%. Отрасль хлебозаводов угасает. Но отметим, что конкуренция может стать толчком для дальнейшего развития предприятия. 1 -4
1.5. Внешнеэкономическая деятельность в регионе Внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга за январь 2020 года составил 3,4 млрд долларов США. По сравнению с соответствующим периодом 2019 года товарооборот увеличился на 5,7%. Налаженная внешняя торговля может способствовать развитию бизнеса при условии выхода на экспорт продукции. 3  
1.6. Общее состояние экономики региона (подъем, спад, стагнация) Оборот организаций в январе-феврале 2020 года увеличился на 15,7% к соответствующему периоду 2019 года и составил 2433,3 млрд руб. по городу Санкт-Петербургу. Положительная динамика по обороту организаций наблюдается по большинству видов деятельности. Экономика находится на подъёме. 4  
1.7. Таможенный̆ режим Ограничения на импортный товар (сырьё для производства) может негативно сказываться на бизнесе. Ввиду ограничения на ввоз товаров из-за рубежа делается ставка на собственное производство. Это может положительно сказаться на предприятии. 2 -4
1.8. Курсы валют Нестабильный курс рубля в последнее время влияет на потребителей и снижает спрос. Это ведёт к финансовым потерям организации.   -5
1.9. Налоговая нагрузка на бизнес В 2019 году НДС вырос на 2% (действующая ставка 18% выросла до 20%). Негативные последствия для бизнеса.   -2
2. Социальная среда:      
2.1. Численность и средний возраст населения региона Численность населения Санкт-Петербурга по данным Росстата составляет 5 398 064 (на 2020 год). Высокая плотность населения и городская среда являются прекрасными условиями для бизнеса. 5  
2.2. Механическое и естественное движение населения, структура населения Санкт-Петербург – крупнейший после Москвы город России. Поэтому постоянный приток людей обеспечивает рабочую силу и потребителей. 5  
2.3. Уровень безработицы Уровень общей безработицы (в среднем за ноябрь 2019г.-январь 2020 г.) составляет 1,5% от рабочей силы. В среднем по России уровень составляет 4,6% (февраль 2020). Высокая занятость населения стимулирует его покупательную способность. 5  
2.4. Доходы населения Средний уровень зарплат жителей Петербурга в 2019 году составил 63 890, что примерно на 20 000 выше среднего уровня зарплат по РФ. Это говорит о высокой покупательной способности потребителей. 5  
2.5. Дифференциация населения по уровню доходов Классовое расслоение среди населения велико. Может повлечь негативные последствия для бизнеса.   -3
2.6. Географическое распределение населения Городское население преобладает, также учитывая процесс урбанизации оно будет только увеличиваться. 4  
3. Политическая среда:      
3.1. Склонность к национализации имущества Действующее законодательство Российской Федерации допускает национализацию частных предприятий в установленных законом случаях. Но это редко касается бизнеса. 2  
3.2. Эффективность работы государственного аппарата Не осуществляется поддержка бизнеса, принимается множество спорных решений касаемо новых законопроектов.   -3
4.Технологическая среда:      
Степень распространения новшеств в рассматриваемой отрасли Предприятие старается соответствовать современным стандартам, так как новшества в сфере производства хлебобулочных изделий продолжают появляться. 4  
Научные исследования в сферах, связанных с деятельностью рассматриваемой организации Отсутствуют   -5
Инновации в сферах, связанных с деятельностью рассматриваемой организации К основным инновациям в отрасли хлебопекарного производства можно отнести разработку новых видов продукции, направленную на повышение качества, пищевой̆ и биологической̆ ценности, с различными вкусовыми добавками и улучшителями, методов анализа и контроля сырья, готовой̆ продукции, и применение нетрадиционных видов сырья. Внедрение уже существующих инноваций на производстве пойдёт на пользу бизнесу, так как при улучшении продукции можно повышать на неё цены. При этом это может вызвать снижение спроса ввиду повышения цен. 4 -2
5. Экологическая среда:      
5.1. Состояние экологии региона Как производственные, так и социально-бытовые объекты, расположенные на территории Санкт-Петербурга, отличаются высокой ресурсо- и энергоемкостью, что отрицательно сказывается на экологической обстановке. Большое количество отходов загрязняет атмосферу и водоёмы города.   -5
5.2. Жесткость законодательства в области охраны окружающей среды Государство регулирует правонарушения, связанные с загрязнением окружающей среды и применяет соответствующие санкции к нарушителям. 3  
6.Институциональная среда:      
6.1. Транспортная инфраструктура: дороги, железнодорожные и водные пути Развитые транспортные сети обеспечивают несложную коммуникацию между базами с сырьём и производственными объектами. Стоит отметить плохие дороги, которые могут стать причиной повреждения перевозимых грузов и сырья. 5 -2
6.2. Электро-, энерго-, водоснабжение Большая часть зданий и помещений обеспечены всеми необходимыми видами снабжения. 5  
6.3. Коммуникации: почта, телефон, Internet и т.д. Широкие возможности для развития маркетинговой стратегии и привлечения потенциальных потребителей ввиду развитости Интернета и других видов коммуникаций. Потенциальную опасность может представлять уязвимость информации в открытых источниках (подверженность мошенничеству, хакреским атакам). 5 -4

 


 

Среда непосредственного воздействия (микроуровня) – те группы сил, которые отмечены внутри овала (рис. 1), а именно: блок ресурсов, которые организация закупает, непосредственный круг потребителей и потребителей 2-й степени, а по краям – конкуренты, государственные законы и постановления различных уровней власти, которые воздействуют на деятельность фирмы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: