Классификацию гостиниц может проводить только специальная аккредитованная организация (ч. 1 ст. 5 закона № 132-ФЗ).
Риски! С 01.07.2019 нарушение аккредитованной организацией порядка проведения классификации гостиниц может повлечь административное предупреждение или штраф в размере от 3 до 5 тыс. руб. для должностных лиц, штраф от 20 до 30 тыс. для юрлиц (ч. 4 ст. 14.51 КоАП).
Гостиница может обратиться в любую аккредитованную организаций. Их полный перечень представлен на сайте Министерства экономического развития РФ.
Аккредитацию организация получает на определенный срок, в течение которого имеет право проводить аттестацию гостиниц в целях присвоения им категории по звездной системе классификации.
Результат аттестации гостиницы оформляется свидетельством о присвоении категории, которое выдается на срок 3 года, по истечении которого аттестация проводится вновь.
Свидетельство о присвоении гостинице категории выдается на основании решения аккредитованной организации по заключению экспертной группы, которая проводила аттестацию.
|
|
В России при аттестации гостиницы для классификации и присвоения категории используются следующие требования:
- состояние здания и прилегающей территории;
- состояние номерного фонда, включая внутреннее убранство; техническое оборудование и оснащенность гостиницы в целом и номеров; оснащение мебелью общих зон и номеров;
- обеспечение номеров санитарно-гигиеническими предметами;
- наличие общих зон, общественных помещений, ресторанов, кафе, баров;
- отдельные требования по предоставляемым услугам питания и к помещениям кафе, ресторанов, баров;
- перечень услуг, которые предлагаются постояльцам, и услуг, включенных в стоимость номера; требования к персоналу, его квалификации, подготовке, уровню обслуживания и сервиса.
Задание 1: Используя Интернет-ресурс, дать характеристику одного из гостиничных предприятий города Выборга. По следующему плану:
1. Название гостиничного предприятия.
2. Действующая классификация.
2. Месторасположение.
3. Характеристика номерного фонда.
4. Основные и дополнительные услуги гостиничного предприятия.
5. Рассказать о пакетных предложениях и акциях.
Конспект лекции
(2 академических часа)
Специализированные заведения
Помимо гостиниц в туристскую инфраструктуру входят и другие средства размещения путешественников.
К ним относят меблированные комнаты и пансионы, а также иные объекты, обладающие номерным фондом и предоставляющие определенные обязательные услуги.
Существуют также специализированные заведения для обслуживания отдыхающих, в которых номеров нет. Исходной единицей для них служит коллективная спальня или жилище. В таких заведениях предоставляется место для ночлега, но при этом функция, касающаяся размещения туристов, не является для них основной. Это оздоровительные учреждения (реабилитационные центры и санатории), общественный транспорт с оборудованными в нем спальными местами (суда, поезда), а также конгресс-центры, проводящие на своей базе конференции, симпозиумы и прочие мероприятия с размещением участников.
|
|
В перечень иных коллективных средств туристской инфраструктуры входят комплексы домов, гостиницы квартирного типа, а также бунгало. В них помимо ночевки клиенту предоставляется минимальный перечень услуг.
Индустрия питания
Данная сфера является одной из важнейших составляющих инфраструктуры туризма.
Ведь питание – это неотъемлемая часть любого тура. В зависимости от обслуживания клиентов такие предприятия делятся на:
-работающие с постоянным контингентом (при гостиницах, санаториях и т.д.);
-обслуживающие переменный контингент (рестораны населенного пункта).
В систему общественного питания туристской инфраструктуры входят рестораны различной классности, бары, кафе, столовые, пункты самообслуживания и быстрого питания. Все они призваны обеспечить потребности путешественников, прибывших в данный регион.
Виды питания
При составлении договора на оказание туристских услуг в нем обязательно есть указания на наличие завтрака или полупансиона (двухразовое питание), а также полного пансиона (трехразовое питание). Некоторые варианты дорогого обслуживания предусматривают возможность предоставления блюд в любом количестве и в любое время.
1. Классификация предприятий питания
Предприятия общественного питания могут классифицироваться по различным признакам: по форме и режиму обслуживания, ассортименту, месторасположению, форме собственности, полноте технологического цикла и т.д.
В соответствии с ГОСТ Р № 50762-95 «Классификация предприятий общественного питания». Общие требования для разных типов и классов этих предприятий установлены обязательные требования и нормы:
- к технической оснащенности (архитектурно-планировочное решение, состав помещений, их оформление и оснащение);
- к ассортименту продукции, ее разнообразию, методам приготовления;
- к методам обслуживания;
- к эстетике обслуживания: эстетике, комфортности, музыкальному сопровождению и т.п.;
- к квалификации персонала;
- к мебели, столовой посуде, приборам, форменной одежде.
Эти требования можно рассматривать как компоненты общей культуры ресторанного сервиса. Характер торгово-производственной деятельности является главным критерием, в зависимости от которого все предприятия питания подразделяются на следующие типы: ресторан, кафе, бар, буфет, закусочная, столовая.
Для каждого типа предприятий питания по этому признаку классификации характерны соответствующие ассортименты блюд и напитков, применяемые формы обслуживания, месторасположения, обслуживаемый контингент - сочетание других критериев классификации.
Ресторан - предприятие питания, предоставляющие гостям широкий ассортимент блюд, напитков, кондитерских изделий, в том числе фирменных и сложного приготовления. Высокий уровень обслуживания в ресторанах обеспечивается квалифицированными поварами, официантами, метрдотелями и сочетается с организацией отдыха и развлечений.
Кафе - предприятие питания, предоставляющие гостям ограниченный ассортимент блюд и напитков, мучных кондитерских изделий, кисломолочных продуктов в сочетании с отдыхом и развлечениями.
Бар - специализированное предприятие питания, предоставляющее гостям различные напитки, десерты, сладкие блюда и закуски. В баре имеется возможность отдохнуть в уютной обстановке, послушать музыку, развлечься.
|
|
Буфет производит продажу с потреблением на месте ограниченного ассортимента холодных закусок, бутербродов, напитков, булочных и кондитерских изделий, сладких блюд несложного приготовления. Допускается отпуск упакованной продукции на вынос, а также реализация продовольственных товаров.
Закусочная изготавливает, реализует и организует потребление на месте различных блюд и закусок несложного приготовления, холодных и горячих напитков, мучных кондитерских изделий.
Столовая как предприятие питания часто встречается в структуре курортных гостинец. Предназначена для изготовления, реализации и организации потребления на месте различными слоями населения завтраков, обедов, ужинов, отпуска их на дом. Предоставляет различные дополнительные услуги.
В зависимости от месторасположения различают:
1) Городские рестораны. Расположены в городской черте и предлагают разнообразный ассортимент блюд, закусок, напитков либо специализируются в предоставлении обедов и ужинов. Работают в определенные часы и имеют многочисленных клиентов.
2) Вокзальные рестораны. Расположены на железнодорожных и аэровокзалах. Работают круглосуточно. Характерен ограниченный набор блюд, закусок, напитков, невысокий уровень цен и относительно быстрое обслуживание.
3) Вагоны-рестораны. В основном имеются в поездах дальнего следования и предназначены для обслуживания пассажиров, находящихся в пути. В меню входят холодные закуски, первые и вторые блюда, горячие напитки, комплексные обеды, а также дорожные наборы в пакетах, кондитерские изделия, фрукты, соки, минеральные и фруктовые воды, продаваемые официантами во всех вагонах поезда.
4) Рестораны на теплоходах. Предназначены для обслуживания пассажиров и туристов в пути следования. В них предоставляются завтраки, обеды и ужины. Обслуживание осуществляется официантами, но может применяться и самообслуживание. На крупных теплоходах может быть несколько ресторанов.
|
|
5) Рестораны для автотуристов, не желающих покидать автомобиль. Расположены возле шоссе или крупных автостоянок. В целях экономии времени клиенты обслуживаются прямо в машине официантами, которые подкатывают к ним на роликовых коньках.
Вместимость. Для ресторанов она может составлять от 50 до 500 мест, кафе от 50 до 150, столовые - 50, 100, 200, 500 и более мест.
Форма обслуживания: на предприятие самообслуживания, с частичным обслуживанием официантами, с полным обслуживанием официантами, с обслуживанием буфетчиками.
Время функционирования: постоянно действующие, сезонные, работающие в дневное и ночное время, работающие в ночное время (ночные бары).
Уровень обслуживания: люкс, высшая, первая, вторая, третья.
Согласно ГОСТ Р 50762-95 рестораны делят на три категории - люкс, высшая, первая.
Предприятия питания, входящие в туристскую инфраструктуру, призваны выполнять не только свою непосредственную функцию, касающуюся приготовления блюд. Они также должны предоставлять возможность посетителям развлечься, получив при этом незабываемые впечатления. Благодаря этому многие туристы предпочитают отправляться в гастрономические и питейные туры, во время которых они знакомятся с национальными кухнями разных стран.
Задание 2. Выбрать предприятие питания в нашем городе популярное у туристов. Дать его характеристику по следующему плану:
1. Название предприятия.
2. Действующая классификация.
2. Месторасположение.
3. Характеристика предприятия питания (количество посадочных мест, формы обслуживания, целевая аудитория и т.д.)
4. Основные и дополнительные услуги.
5. Рассказать о пакетных предложениях и акциях.
Туроператоры
В туристическом бизнесе существуют фирмы-организаторы перемещений путешественников. Это предприятия-туроператоры и турагенты.
Задание 3. Составить список туроператоров и турагентов, работающих в нашем городе. Дать характеристику одного из туроператоров по следующему плану:
1. Название турфирмы.
2. Месторасположение.
3. В каких направлениях работает турфирма.
4. Рассказать о действующих пакетных предложениях и акциях.
5. Дать характеристику сайта турфирмы.