Стороны КТС: коллектив работников и работодатель

Лекция на тему «Трудовые споры»

Понятие и стороны коллективных трудовых споров. Этапы и порядок осуществления примирительных процедур по разрешению коллективного трудового спора: примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж.

Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

КТС не могут рассматриваться судами, так как в первую очередь они являются экономическими спорами — спорами об интересах. Во всем мире такие споры разрешаются с использованием примирительно-третейских процедур. Основы этих процедур описаны в Рекомендации МОТ № 92 «О добровольном примирении и арбитраже» 1951 г.

Стороны КТС: коллектив работников и работодатель.

Предмет КТС:

— установление и изменение условий труда (включая заработную плату);

— заключение, изменение и выполнение коллективных договоров, соглашений;

— отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Коллективные трудовые споры не могут рассматриваться судами, так как в первую очередь они являются экономическими спорами — спорами об интересах. Во всем мире такие споры разрешаются с использованием примирительно-третейских процедур. Основы этих процедур описаны в Рекомендации МОТ № 92 «О добровольномпримирении и арбитраже» 1951 г. Процедуры примирения основываются на том, что решение принимается самими представителями сторон. Основные положения Рекомендации МОТ № 92 предусматривают, что:

— органы по добровольному примирению должны создаваться с целью способствовать предупреждению и разрешению трудовых конфликтов между работодателями и работниками;

— в каждый орган по добровольному примирению должно входить равное число представителей от работодателей и от работников;

— примирительная процедура должна быть бесплатной и оперативной; сроки, которые могут устанавливаться национальным законодательством, должны определяться заранее и сводиться к минимуму;

— примирительная процедура должна начинаться по инициативе любой из участвующих в конфликте сторон или органом по добровольному примирению;

— в период примирительных процедур сторонам следует рекомендовать воздерживаться от забастовок и локаутов в течение всего времени ведения переговоров о примирении;

— соглашения, достигнутые сторонами в ходе или в результате переговоров по примирению, должны составляться в письменной форме и имеют равную силу с договорами, заключаемыми в обычном порядке. Арбитражные (третейские) процедуры предполагают, что в случае, если стороны не смогли найти взаимоприемлемое решение при проведении переговоров друг с другом, решение, обязательное для сторон спора, выносит третье лицо. Согласно Рекомендации № 92 конфликт может быть передан на окончательное разрешение арбитражного органа по соглашению между всеми заинтересованными сторонами. В период его работы сторонам следует рекомендовать воздерживаться от забастовок и локаутов в течение времени рассмотрения вопроса арбитражным органом и признать вынесенное решение. Нормы ТК РФ базируются на этих положениях.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией,

рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Обязательным этапом для всех коллективных трудовых споров является рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией. Рассмотрение спора с участием посредника осуществляется только в случае, если стороны договорятся об этой процедуре.

В трудовом арбитраже коллективный трудовой спор может рассматриваться, только если стороны договорятся об использовании этой процедуры и об обязательности исполнения решения трудового арбитража (об исключении из этого правила речь пойдет ниже). Таким образом, процедуры разрешения коллективного трудового спора могут включать от одного до трех этапов: 1) примирительная комиссия; 2) примирительная комиссия — посредник; 3) примирительная комиссия — трудовой арбитраж; 4) примирительная комиссия — посредник — трудовой арбитраж.

Закон нацеливает стороны на добросовестное участие в разрешении коллективных трудовых споров, достижение соглашения. Согласно ч. 5 ст. 401 ТК РФ представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора. На практике это положение не всегда реализуется, либо стороны по-разному понимают, что означает разрешение коллективного трудового спора. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Уклонение работодателя или его представителя от участия в примирительных процедурах является основанием для наложения административного штрафа в размере от 1 до 3 тыс. руб. (ст. 5.32 КоАП РФ). Если одна из сторон (как правило, работодатель) уклоняется от участия в создании и работе примирительных органов, другая сторона может инициировать обращение к следующей примирительной процедуре:

— при уклонении от участия в создании или работе примирительной комиссии — потребовать проведения переговоров о рассмотрении с участием посредника не позднее следующего рабочего дня после дня предъявления указанного требования;

— при уклонении от переговоров о рассмотрении спора с участием посредника или от участия в рассмотрении спора с участием посредника — потребовать проведения переговоров о рассмотрении спора в трудовом арбитраже не позднее следующего рабочего дня после дня предъявления указанного требования.

При уклонении работодателя (представителя работодателей) от создания временного трудового арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора трудовым арбитражем считается, что примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора. Согласно ст. 409 ТК РФ в этом случае работники имеют право приступить к организации забастовки. Трудовой кодекс РФ определяет сроки проведения примирительных процедур. При необходимости они могут быть продлены при согласии сторон коллективного трудового спора; решение об этом стороны должны отразить в протоколе (ст. 401 ТК РФ).

В период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки, работники имеют право в общем порядке, установленном Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», проводить массовые акции в поддержку своих требований.

Рассмотрение коллективного трудового спора в примирительной комиссии является первым и обязательным этапом разрешения коллективного трудового спора. Стороны не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Стороны сразу приступают к формированию примирительной комиссии. Примирительная комиссия создается на локальном и иных уровнях социального партнерства соответственно в срок до двух или трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией (см. постановление Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 57) в состав примирительной комиссии предлагается включать от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров. Решение о создании примирительной комиссии оформляется решением каждой из сторон: на локальном уровне — приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников; на иных уровнях социального партнерства — соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников. Регламент работы примирительная комиссия определяет самостоятельно. На работодателе лежит обязанность создать необходимые условия для работы примирительной комиссии. Срок рассмотрения спора в примирительной комиссии составляет: на локальном уровне — до трех рабочих дней, на иных уровнях — до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о создании комиссии. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии. Если стороны не достигли решения в ходе работы примирительной комиссии, стороны переходят к обсуждению вопроса о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Посредник — это независимое лицо, которое стороны коллективного трудового спора могут пригласить, чтобы он помог им вести переговоры по урегулированию спора. Подчеркнем, что рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника не является обязательным. Тем не менее, действующая редакция ТК РФ обязывает стороны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий. При недостижении согласия оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры, и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Аналогичным образом в случае уклонения стороны от участия в создании или работе примирительной комиссии другая сторона может потребовать проведения переговоров о рассмотрении спора с участием посредника не позднее следующего рабочего дня после дня предъявления указанного требования. Таким образом, действующие нормы обязывают стороны обсуждать вопрос о рассмотрении спора с участием посредника. Если стороны принимают решение о рассмотрении спора с участием посредника, они заключают соглашение об этом, и в следующие два рабочих дня согласовывают кандидатуру посредника. Посредником может быть абсолютно любое лицо, которому стороны доверяют. Кандидатура посредника может быть рекомендована государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров. Если стороны не могут договориться о кандидатуре, они приступают к переговорам о рассмотрении спора в трудовом арбитраже. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника, при этом они могут использовать Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника (постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. № 58). Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора. Рассмотрение спора посредником ограничено тремя рабочими днями на локальном уровне и пятью днями — на иных уровнях социального партнерства. В ходе рассмотрения спора стороны ведут протоколы, а по итогам рассмотрения подписывают согласованное решение или составляют протокол разногласий. Решение, принятое сторонами при рассмотрении спора с участием посредника, является для сторон обязательным. На практике стороны редко обращаются к использованию этой примирительной процедуры. Третья процедура, к использованию которой могут обратиться стороны коллективного трудового спора для урегулирования разногласий, — это трудовой арбитраж. До 2011 г. по законодательству трудовой арбитраж мог создаваться в России как временно действующий орган (ad-hoc). Федеральным законом от 22 ноября 2011 г. № 334-ФЗ трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений предоставлено право по решению комиссий создавать при них постоянно действующие трудовые арбитражи для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров. При рассмотрении спора в трудовом арбитраже решение принимается уже не представителями сторон коллективного трудового спора, а иными, внешними лицами — членами трудового арбитража. Рассмотрение спора в трудовом арбитраже является правом сторон. Если стороны принимают решение о рассмотрении спора в трудовом арбитраже, они подписывают соглашение об обязательности выполнения решения трудового арбитража. Однако в тех случаях, когда работники не имеют права проводить забастовку (ч. 1, 2 ст. 413 ТК РФ), рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязанностью сторон, а решение трудового арбитража обладает обязательной силой. Процедура принятия решения о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже аналогична другим примирительным процедурам. В течение одного рабочего дня стороны обязаны обсудить вопрос, будут ли они рассматривать спор в трудовом арбитраже, подписать соответствующее соглашение. Затем в течение двух или соответственно четырех календарных дней (в зависимости от уровня социального партнерства) стороны должны либо совместно с государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров создать временный трудовой арбитраж, либо передать спор на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж. Постановлением Минтруда РФ от 14 августа № 59 были утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Состав трудового арбитража, а также регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением сторон и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Обычно трудовой арбитраж формируется в составе трех или пяти человек. В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон коллективного трудового спора, подлежащего рассмотрению. По соглашению сторон лицам, привлекаемым к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве трудовых арбитров, могут компенсироваться затраты в связи с участием в разрешении спора. В случаях, когда создание трудового арбитража является обязательным для сторон, если стороны не могут договориться самостоятельно о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Представители сторон участвуют в рассмотрении спора трудовым арбитражем. Срок рассмотрения спора составляет три рабочих дня на локальном уровне и пять рабочих дней на иных уровнях. Регламентом работы трудового арбитража могут быть установлены: продолжительность ежедневных заседаний; правила замены одного из трудовых арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств; очередность объяснений лиц, представляющих стороны по существу спора; возможность и порядок отвода трудовых арбитров и т.д. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем определяется самим арбитражем и может включать: изучение документов и материалов, представленных сторонами; заслушивание представителей сторон; заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость; разработку рекомендаций по существу коллективного трудового спора. В процессе работы трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора. Решение оформляется в письменной форме и передается сторонам спорам. Решение трудового арбитража, как и иных примирительных процедур, обязательно для выполнения обеими сторонами. Неисполнение решения влечет неблагоприятные последствия. Административную ответственность за невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, устанавливает КоАП РФ (ст. 5.33). Размер штрафа, налагаемого в этом случае, составляет от 2 до 4 тыс. руб. Главным последствием неисполнения решения, достигнутого в ходе примирительных процедур, является появление у работников права приступить к организации забастовки.

Гарантии работникам, участвующим в разрешении коллективного трудового спора. Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года. Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

 Государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

На разных этапах — от возникновения коллективного трудового спора, его разрешения, до проведения забастовки — государственным органам предоставлены определенные полномочия и возложен ряд обязанностей в области коллективных трудовых споров. Согласно ст. 407 ТК РФ государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются:

— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров;

— органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Этим указом была создана Федеральная служба по труду и занятости, которой были переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг упраздняемого Министерства труда и социального развития РФ. Постановлениями Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 156 были определены «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости», а от 30 июня 2004 г. № 324 утверждено Положение о Федеральной службе по труду и занятости. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по пре доставлению социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан (п. 1 Положения). Роструд находится в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ. Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. К числу территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров относятся: Центрально-Черноземное, Северо-Западное, Северо-Кавказское, Волго-Вятское, Поволжское, Уральское, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское и Дальневосточное управления по урегулированию коллективных трудовых споров. Деятельность и полномочия Роструда в области коллективных трудовых споров регулируются ст. 407 ТК РФ и Положением о Федеральной службе по труду и занятости. Федеральная служба по труду и занятости:

- производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров двух видов — споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, а также коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

- содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;

- ведет базу данных по учету трудовых арбитров;

- организует подготовку трудовых арбитров.

К компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ, участвующих в урегулировании коллективных трудовых споров, отнесено:

— осуществление уведомительной регистрации коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, регистрацию которых осуществляет Роструд;

— содействие урегулированию указанных коллективных трудовых споров. Государственным органам по урегулированию коллективных трудовых споров всех уровней предоставлены права, направленные на то, чтобы гарантировать возможность реализации перечисленных выше полномочий. Они могут:

— проверять в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

— оказывать методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;

— организовывать в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

— взаимодействовать с представителями работников и работодателей;

— беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: