double arrow

Технология организации досуга лиц пожилого возраста

Наша планета подвержена «старению». По оценкам экспертов ООН в 2001 году возраст каждого десятого жителя планеты составлял 60 лет и старше. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74, к старому от 75 до 89 лет, а к долгожителям – 90 лет и старше. Социологи называют эти периоды человеческой жизни «третьим возрастом», а демографы вводят понятие «третьего» (6 - 75 лет) и «четвертого» (свыше 75 лет) возрастов.

. По международным критериям население России считается «старым» уже с конца 60-х годов, когда доля россиян в возрасте 65 лет и старше превысила 7%. Сейчас в нашей стране 12% граждан перешагнули 65-летний рубеж. Согласно социологическим исследованиям, пожилые люди оказались в числе беднейших слоев населения. Страх оказаться беспомощными, тревога за судьбы родных и близких, потеря прежнего социального статуса, материальные трудности, ухудшение физического и психического самочувствия, потеря контактов с близкими людьми и коллегами, конфликт между поколениями, одиночество – вот основные проблемы людей пожилого возраста.

Исследования показывают, что лица пожилого возраста почти постоянно живут в психоэмоциональном напряжении. Они оказались в собственной, построенной их же руками стране, в глубокой временной эмиграции. Пожилые люди лишились своей социально-культурной «ниши». Смена соци-ального статуса сопровождается целым рядом нежелательных перемен: теряются социальные роли; сужается сфера контактов и круг общения; снижается количество доходов, что, естественно, приводит к резкому сокращению культурных контактов и снижению культурной активности. Многих пенсионеров спасает сегодня работа, однако не все могут исполь-зовать это право по различным причинам. Необходима широкая сеть социальной поддержки пожилых, в которой важнейшее место должны занять клубы общения, центры досуга, клубы по интересам, академии народного творчества, самодеятельные театры и ансамбли, кружки и любительские объединения, семейные мастерские прикладного творчества.

Деятельный досуг укрепляет веру в себя, стимулирует жизненный опти-мизм, способствует успешному взаимодействию человека с окружающим его обществом, природой. Этот аспект особенно важен для людей пожилого возраста. Специалисты по геронтологии говорят о расширении культурного общения и культурных интересов как о существенном условии активной жизни в пожилом возрасте. Их активизация в предпенсионном возрасте может определить культурную программу свободного времени людей в более старшем возрасте.

Пожилые люди являются носителями народных традиций, этических норм, ценностей культуры и искусства, художественного опыта и житейской мудрости. Вовлечение молодежи в процесс восстановления духовной куль-туры России с использованием инновационных технологий досуговой дея-тельности – вот далеко не полный комплекс задач, решение которых невоз-можно без активного участия людей пожилого возраста «с молодой душой». Использование педагогического опыта данной категории населения дает положительные результаты. И наоборот, отсутствие содержательных контак-тов детей, родителей и педагогов – ветеранов труда, как отмечают социологи, негативно сказывается на воспитании детей. Предполагается, что в ближайшее время пожилые люди будут занимать более значительное место в социальной, культурной и политической жизни.

При организации досуговой деятельности среди пожилых следует учиты-вать, что представители данной социальной группы обладают повышенной социальной активностью – они хотят говорить, принимать решения, действовать, делиться своим жизненным опытом. Эта активность обусловлена, с одной стороны, болезненной потерей прежнего, привычного статуса, а с другой, сложностью адаптации к новым условиям жизнедеятельности при выходе на пенсию, желанием быть снова востребованными, нужными и полезными обществу. Пожилые люди готовы участвовать во всех видах досуговой деятельности. Организатору досуга не надо вести их за собой – он сам должен присоединиться к их инициативам, использовать творческие возможности и способности людей, опираться на присущую данной категории населения инициативу, активность, самодеятельность.

Исследования показывают, что в способах и интенсивности проведения досуга пожилые люди делятся на две противоположные группы:

- группа с высокой потребностью в общественной работе и социально-ориентированных формах проведения досуга – для них эта деятельность выполняет компенсаторные функции, позволяя человеку в период смены социальных ролей поддерживать чувство собственной значимости;

- для большей части пенсионеров характерны пассивные формы проведения досуга (чтение, телевизор).

Объединяет представителей этих групп акцентированная потребность в признании, стремлении получить от других одобрение и поддержку, подтвер-ждение своим давно сформировавшимся взглядам и принципам.

Основная проблема данной категории – смена социального статуса, сопровождаемая целым рядом нежелательных перемен. Отсутствие условий для социальной активности, отдыха и повседневного общения особенно остро ощущается теми людьми, которые живут в условиях новостроек, большого города или поздно сменили место жительства.

Конфликт между пожилыми людьми и молодым поколением проявляется в несовпадении ценностей, идеалов, жизненных принципов. Забвение нацио-нально-культурных корней и традиций, негативное отношение к прошлому отрицательно сказалось и на отношении к пожилым. Потеря уважения к людям – носителям этого прошлого, усиление общественной изоляции рождает у человека чувство социальной незащищенности, одиночества, отверженности, заброшенности. Депрессии и неуверенность в будущем, постоянное ожидание нежелательных перемен делает эту социальную групппу, по мнению специа-листов, маргинальной, которая отличается от других категорий неопределен-ного социального статуса и большей неудовлетворенностью своей жизни.

Цели и задачи культурно-досуговых программ для пожилых: Возраст, когда человек становится старым, зависит от той роли, которую он играет в обществе. По мнению западных социологов, старость наступает тогда, когда общество отвергает человека.

Профессиональная гимнастика может стать старой и в 25 лет, а писатель или дирижер оркестра может оставаться в зените творческого напряжения и в 80 лет (Гюго, Пикассо, Микеланджело, Мравинский, Илья Глазунов и др.).

Поэтому культурно-досуговые программы должны помочь человеку сфор-мировать представление о старости как о времени дальнейшего раскрытия сил и способностей, адаптироваться к новым социальным ролям, стилю и образу жизни; создать условия для проявления и максимального использования знаний, умений, навыков, жизненного опыта пожилых людей.

Основные задачи культурно-досуговых программ:

- поддержание социального статуса человека в обществе, сохранения объема и качества социальных ролей и форм активности путем дополнения или компенсации трудовой активности пожилых различными видами социо-культурной деятельности в сфере досуга;

- укрепление социальных и межличностных связей, поддержка чувства социальной полноценности и причастности к жизни и делам трудового коллектива, района, города, страны;

- развитие новых интересов и освоение новых видов социальной деятельности, позволяющих заполнить досуг, пополнить бюджет, приобрести новых друзей, расширить кругозор, возобновить трудовую деятельность, адаптироваться к меняющемуся миру, к новым социальным ролям;

- создание условий для удовлетворения потребности в самовыражении, признании, общении, уважении окружающих, потребности в психологической поддержке, обмене жизненным опытом, укреплении физического и пси-хического здоровья.

Для многих пожилых людей культурно-досуговые программы должны стать своеобразным способом социальной реабилитации их прошлого, которое представляет для них особую ценность, независимо от исторической оценки этого прошлого с позиций сегодняшнего знания.

Исходя из основных жизненных проблем пожилых людей и возможностей досуговой деятельности можно предложить для них следующие программы:

Образовательная программа «Вторая профессия». Она включает в себя организацию учебных курсов для подготовки пожилых людей по профессиям, которые дают возможность продлить трудовую деятельность после ухода человека на пенсию, открывают как бы новые перспективы для трудовой активности (курсы машинописи, бухгалтерское дело, техническое творчество, садоводство, моделирование одежды и др.).

Программа «Здоровье». Просветительный раздел программы может включать цикл лекций, встреч по проблемам рационального питания, профилактики заболеваний, эмоциональных расстройств, консультаций по юридическим и медицинским аспектам здоровья и т.д.

Самостоятельным направлением этих программ длжна стать организация групп физкультурно-оздоровительной направленности, например:

«Движение и здоровье». Программа предполагает организацию групповых оздоровительных ритмических движений с использованием элементов танца, гимнастики. В результате улучшается ощущение своего тела, уменьшаются волнения, появляется раскованность, улучшается контакт, устанавливаются дружественные и доверительные отношения с членами группы.

«Искусство и здоровье» - организация дискуссионных групп, предметом интереса которых может быть любой вид или жанр искусства. Искусство здесь не является самоцелью, а служит средством выстраивания внутреннего мира личности, повышения психической культуры.

Например, члены группы изображают на бумаге свои мысли, чувства, эмоции, желания. Каждый рисует то, что он видит внутренним зрением. Затем идет групповое обсуждение, анализ и интерпретация рисунков, раскрывается символическое значение полученных образов.

Подобное обращение к искусству дает возможность заполнить досуг даже тем лицам, которые не владеют навыками исполнительства.

«День за городом» - программа предлагает активное участие в спортивных мероприятиях, художественном творчестве, включает познавательные лекции, предоставляет возможности общения с природой и друг с другом, воз-можности плодотворного отдыха, приобретения новых друзей. Примерный перечень занятий: рыбная ловля, катание на лодках, велосипедах, плавание, рисование, лепка, кормление и наблюдение за птицами, разведение костра, игра в карты, приготовление пищи, различные ремесла (резьба по дереву, вязание, плетение корзины и др.), танцы, хоровое пение, интеллектуальные игры (шарады, викторины, конкурсы, дискуссии), игры, фотография, охота, прогулки по историческим местам, спортивные игры, рассказывания истории и др.

Программа «Искусство» - привлечение лиц пенсионного возраста к заня-тиям в коллективах художественной самодеятельности, группах гимнастики, танца и объединениях народных ремесел; включение в общественную и педагогическую деятельность по месту жительства (руководство подрост-ковыми клубами, кружками рисования, вязания и др.). В рамках данной программы можно предусмотреть самостоятельное направление «Активный досуг» (организация конкурсов «А ну-ка, бабушки», рассказывание народных сказок, пословиц, исполнение частушек, колыбельных песен, демонстрация детских игрушек и др.).

Программа «Живая история» - организация выставок старинных фотог-рафий, альбомов, писем, стихов, демонстрация мод прошлых времен, прове-дение литературных вечеров с устными воспоминаниями о художественной жизни и традициях предыдущих поколений, культурно-исторических эпох.

На базе учреждений социально-педагогической направленности, культуры и досуга могут создаваться объединения по интересам – клубы любителей путешествий, садоводов, домохозяек, любителей природы, птицеводов, любителей игры в бридж и др.

Кроме того целесообразно создавать консультационные службы, выпускать бюллетени «Новостей», содержащих информацию о здоровье, питании, путешествиях, спорте, книгах, информацию о деятельности местных органи-заций кинотеатров, парков и т.д.

В зарубежной практике в работе с пожилыми, часто одинокими людьми, получил распространение метод «терапии рекреацией» [34]. Одним из средств такой терапии для каждого конкретного человека может стать обращение к миру детства, юности в окружении определенных предметов, вещей, особо хранящихся и заботливо ими оберегаемых. Нередко такие вещи играют роль талисманов, оберегов, передаются по наследству в качестве семейных реликвий. Ученые считают, что символика таких предметов и вещей очень важна для создания психологического комфорта пожилого человека, облегче-ния адаптации на новом месте или в другом качестве. Интересен опыт изуче-ния проблем стариков, живущих как в обычных условиях, так и в домах-при-ютах, с точки зрения удовлетворенности жизнью. Более высокий уровень активности, состояния комфортности наблюдался у пожилых людей, находившихся в мире своих «грез и воспоминаний», символами которых служили их вещи, предметы, памятные подарки и т.п. Семейные реликвии и фотографии, символические драгоценности имеют особое знание для пожилого человека. Некоторые предметы «из прошлой жизни» служат «визитной карточкой» старшего возраста, помогают в общении, в досуговой деятельности. В комнатах имеются специальные выставочные витрины, где приносимое имущество становится доступным для обозрения, обсуждения, вызывает воспоминания-ассоциации, способствует большему взаимопониманию, доверию и взаимодействию. Апелляция к таким предметам помогает и во время общественного, «юмористического» расслабления, терапия животными, контактов пожилых людей разных поколений, национальностей и культур.

Материальная база. В необходимом объеме культурно-досуговые прог-раммы для пожилых людей могут быть реализованы при условии создания по месту жительства специализированных и многофункциональных досуговых центров, которые будут финансироваться не только из местного бюджета, но и за счет средств, выделяемых общественными и общественно-политическими организациями, различными фондами, кооперативами, церковью и т.д.

Организацию досуговой деятельности людей пожилого возраста важно вести комплексно, в союзе с местными общественными и административными органами, социальными службами. Духовная наполненность социально-куль-турной деятельности людей старшего возраста – главное условие их творческой жизнеспособности

Вопросы для самопроверки:

1. Почему ограничение жизнедеятельности пожилых людей, связанное с изменением их социального статуса, рассматривается как важнейшая социально-культурная проблема?

2. Какова специфика жизнедеятельности людей старшего возраста?

3. Какие формы работы с пожилыми Вы знаете?

4. Охарактеризуйте опыт работы с пенсионерами в Орловской области.

Список рекомендуемой литературы:

1. Гордин В.А. Чем старость обеспечена. – М., 1988.

2. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. – Л., 1980.

3. Коган. В.А. Перед выходом на пенсию. – М., 1982.

4. Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: Научн.- информ. сб. – М., 1998. – Вып. 1, 3.

5. Лабиринты одиночества. – М., 1989.

6. Меркин Г.С. Душа обязана трудиться. – М., 1989.

7. Отдых в кругу друзей: Метод. рекомендации – Горький, 1988.

8. Сонин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. – М.. 1984.

3.7 Технология формирования культуры межличностного

общения

Общение - реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие лич-ности. Общение сопровождает все эти процессы, способствует их осуществле-нию. Кроме того, общение может проявляться по-разному: быть непосред-ственным или опосредованным, различаться по видам, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.п. Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет. Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации. Одним из общепринятых оснований классификации является выделение вобщении трех взаимосвязанных сторон или характеристик - информационной, интерактивной и перцептивной (Андреева Г. М.). В соответствии с этим выде-ляются информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции (Ломов Б. Ф.). Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Во-вторых, обмен информацией обязательно предпола-гает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодификации - декодифи-кации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знако-вых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые сис-темы) коммуникацию. В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм: - кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму); - паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания ит. п.); - проксемику (нормы организации пространства и времени в общении); - визуальное общение (система контакта глазами). Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая системасовокупность запахов, которыми обладают партнеры по общению. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заклю-чается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совмест-ной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности, или шире - в процессе социаль-ной активности. В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невер-бальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, при-нятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составля-ющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и кор-рекцию поведения. Идентификация - мысленный процесс уподобления себя партнеру по обще-нию с целью познать и понять его мысли и представления. Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляциейэмоциональной сферы человека. Общение - важнейшая детерминанта эмо-циональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмо-эмоций возникает и развивается в условиях общения людей - происходит либосближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиле-ние или ослабление. Рассмотренная классификация функций общения, естественно, не исключаетдругих классификационных схем функций общения, Это, в свою очередь, пред-полагает, что феномен общения как многомерное явление необходимо изучать с помощью методов системного анализа. Общение относится к числу межпредметных категорий и представлено в различных науках: философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике, прикладной культурологи и др., каждая из которых изучает его связи с задачами и спецификой своей области знания. В педагогике общение рассматривается как один из факторов формирования личности, ее социа-лизации. Социология изучает роль и место общения в структуре общественных отношений. Психолингвистика исследует средства человеческого общения и, прежде всего, речевую коммуникацию. Социальная психология обращает внимание на процессы взаимовлияния человека на человека и формах такого взаимовлияния. Значимость общения как важного фактора социальной практики обуславли-вает необходимость ответов на вопросы: что же такое общение, какое бывает общение, что такое культура общения? С позиции психолого-педагогической науки общение - это сложный, мно-гоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.[35] Педагогическим общение становится тогда, когда обусловлено целями, заранее специально осмысливается и программ-мируется воспитателями. Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функцио-нально-ролевое, неформальное и интимно-семейное общение. Приведенный перечень достаточно условен. Он не исчерпывает все возможные формы общения, в которых может участвовать человек. Однако есть целый ряд требований, которые имеют отношение к общению и определяют его качественные характеристики. Эти требования формулиру-ются в терминах показателей и компонентов культуры межличностного общения. Культура общения - это сложная, исторически изменчивая система, носящая интегративный характер и выражающая целостный подход к процессу обще-ния. Культура общения включает в себя ценности, ориентирующие процесс общения, уровень развития и особенности субъектов общения, их способности к взаимопониманию, меру овладения способами, средствами, приемами, прави-лами общения. Культура общения носит синтетический характер, имеет мно-гоплановую, многоуровневую детерминацию.

Культура общения - это некий свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность. Соблюдение этих правил - показатель уровня обра-зования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе, невозможно вести бизнес и налаживать деловые контакты. Культура общения личности есть реальное воплощение культуры общества, и формируется она в процессе взаимодействия с культурой общения в рамках микро и макросреды. Культуру межличностного общения правомерно рассматривать на трех уровнях: аксиологическом, деятельностном, личностном.

На аксиологическом уровне рассматриваются социальные, культурные уста-новки, ценностные ориентации, являющиеся предметом общения.

Деятельностный подход позволяет исследовать сущность, средства и методы,

В индивидуально-личностном плане культура межличностного общения понимается как сущностная характеристика личности в сфере досуговой коммуникации. Этот подход позволяет выявить свойства личности субъекта досугового общения как представителя и обладателя общечеловеческой культуры и педагогических ценностей, транслятора человеческой культуры в область повседневной жизни и досуговой практики.

Досуговое общение вполне самостоятельный компонент содержания свободного времени, оно присутствует во всех областях досуговой практики. В досу-говой среде воспроизводится вся система социально-культурных ценностей. Уровень (стиль) общения людей в этой среде отражает социально-психо-логическую атмосферу общества. Культура общения на досуге определяется степенью демократичности общества, развития его социально-культурных институтов. И, наоборот, дегуманизация общения людей характеризуется таки-ми показателями, как массовое отчуждение людей друг от друга, дисгармония в личностном развитии, ассоциальность поведения, грубость, агрессивность и насилие.

В настоящее время получила признаниеследующая классификация стилей общения:

- доверительно-диалогический стиль, характеризующийся высокой актив-ностью и аффективностью совместной деятельности, удачное сочетание индивидуального и коллективного;

- альтруистический стиль, для которого свойственны полная самоотдача работе, высокая активность со стороны субъекта. Недостатком является низкая активность со стороны воспитанников;

- комфортный стиль, который отличается поверхностностью и равноду-шием, ориентацией на репродуктивную деятельность, при внешнем проявлении доброжелательности;

- пассивно-комфортный стиль, при нем заметна дистанция, равнодушие, завышенная самооценка педагога, неудовлетворенность с обеих сторон;

- рефлексивно-манипулятивный стиль. Манипулирование подчиненными, знание их сильных и слабых сторон, неискренность, при высоком уровне интел-лектуального, речевого развития педагога;

- авторитарно-монологический стиль. Ориентация на запугивание, принуж-дение, субъективизм в оценках, низкая эмпатия при сильной воле;

- конфликтный стиль. Низкий самоконтроль руководителя, неверие в возможности детей, неприятие друг друга, оскорбления, психотравмирующие воздействия.

В досуговой практике широко распространена особая разновидность меж-личностного общения, которое называют обычно свободным. Отличительными особенностями свободного общения являются: отсутствие непосредственной связи общения с предметно-практической деятельностью; первичным здесь является просто разговор; сам разговор превращается в самостоятельное занятие, порождающее соответствующую коммуникативную ситуацию.

В социально-психологическом плане досуговое общение является формой неофициальных и нормативно нерегламентированных взаимодействий. Здесь человек встречается с другим человеком не как с членом той или иной организации, а как с личностью. Отсюда еще одна особенность такого общения – высокий уровень эмоциональности. Во всяком случае эмоциональная насы-щенность тут гораздо больше, чем в сфере делового общения.

Важнейшей особенностью досугового общения выступает его добровольный характер. Участники общения включаются в контакты добровольно, по собст-венному желанию, подчиняясь при этом установленным здесь правилам. По сравнению с другими видами, досуговое общение имеет преимущество в отно-шении свободы выбора партнеров, вида и формы совместных занятий.

Досуговое общение невозможно без определенного уровня ваимопонимания общающихся субъектов. Понимание – это определенная форма воспроизведе-ния объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью (Знаков В. В.). В случае общения объектом позна-ваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения.

В связи с этим в условиях досуга возникает наиболее благоприятная обста-новка и возможность для споров, дискуссий, обмена мнениями по самым раз-ным насущным вопросам. Ее характерной особенностью является непринуж-денность и значительная беспристрастность в отличие, например, с атмосферой делового общения.

Досуговое общение между людьми происходит в различных формах, кото-рые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются повседневное свободное общение и межличностное взаимодействие, развивающееся внутри стабильных досуговых объединений (Ю.А.Стрельцов). Если в первом случае общение возникает и функционирует в рамках стихийно образующихся групп, то второй вид общения отличается большей устойчивостью, регулярностью, организован-ностью. Контакты людей, вступающих в общение, связаны единой, регулярно повторяющейся деятельностью, Такая группа имеет формальную и неформаль-ную подструктуры.

Процесс межличностного общения имеет свою структуру, состоящую из нескольких элементов. Основным из них выступает субъект-субъектное взаи-модействие людей, их деятельностная позиция. Активность в общении имеет в своей основе определенные побудители. Они могут быть внутренними и внеш-ними. К внутренним побудителям относятся личностные потребности. Они осознаются и в осознанном виде становятся мотивами практического пове-дения. Потребности и мотивы отражают в данном случае стремление личности вступить в контакт с другими людьми для того, чтобы обменяться информа-цией, выработать единую линию поведения, включиться в групповую деятель-ность и т.д. К внешним побудителям относятся те воздействия извне, которые способны побудить наши потребности, привести в деятельное состояние мотивы и дать толчок к практическому вступлению людей в контакты.

Важным компонентом общения является предмет совместных действий. Реально проявить свою активность человек способен только по какому-то конкретному поводу – не бывает беспредметного общения, ни беспредметной деятельности. Предметы общения являются своеобразными «посредниками» между контактирующими людьми. Предметом досугового общения может выс-тупать обмен научными знаниями и личным опытом, мнениями, суждениями, идеями, оценками. К нему можно отнести также коллективные занятия, твор-ческую деятельность, отдых и развлечения. Предмет деятельности и предмет общения могут совпадать.

Развитие культуры общения предполагает прежде всего развитие способ-ностей и уме­ний правильно воспринимать окружающих людей, хотя бы в общем виде определить характер человека, его настроение и вну­треннее состояние в конкретной ситуации взаимодействия. Исхо­дя из этого – искать адекватный стиль и тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные в разговоре с человеком спокойным и доброжелательным, могут вызвать нежелательную реакцию у возбужденного собеседника. Важно также уметь об­щаться в разных ситуациях: серьезная беседа предполагает одни требо-вания, «трёп» во время отдыха в компании – другие; в гос­тях на празднике – третьи; с людьми различного возраста и раз­ной меры близости (родители, знакомые, приятели, друзья, лю­бимый, любимая) – четвертые. Важно умение сотрудни­чать в различных видах деятельности. Например, обсуждать проблемы с учебной группой, координировать усилия с партнерами в практических делах, решать вопросы во время собрания и т.д. Для этого надо уметь сосредоточиться на той це­ли, достижению которой посвящено сотрудничество, выслушать и понимать разные точки зрения, принимать их, или тактично и аргументировано дополнять их, или не соглашаться с ними, находить в дискуссии взаимоприемлемые решения.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являя-ются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин идентификация» «имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения иден-тификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению

с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией пони-мается мысленный процесс уподобления себя другому человеку с целью понять его переживания и чувства, способность сопереживать и сочувствовать ему. Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества (Ф.М.Достоевский). Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле - эмпатия есть «аффективное понимание».

Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по со-держанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеетрасширительное толкование - в него включаются процессы понимания какмыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессеэмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение кличности. Это означает два момента: а) принятие личности человека в целостности; б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочныхсуждений о воспринимаемом (Соснин В. А.). Рефлексия в проблеме понимания друг друга - это осмысление индивидомтого, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходевзаимного отражения участников общения рефлексия является своеобраз-ной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внут-реннего мира друг друга. Еще одним механизмом понимания в общении является межличност-ная аттракция. Аттракция (от англ. - притягивать, привлекать) - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимаю-щего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрица-тельных) как своего рода социальной установки с преобладанием эмоцио-нально-оценочного компонента. Культура общения опирается на такие особенности мышления, как открытость (умение видеть ряд решений одной и той же задачи), гибкость, нестандартность плана действий. Владение речью предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точную передачу идей парт­неров своими словами; умение выделять из услышанного сущест­во дела; корректную постановку вопросов; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность постро­ения и изложения высказывания.

Вежливость - это норма взаимоотношений человека с окружающими людьми. Она включает внимательность, внешнее проявление доброжелатель-ности к человеку, деликатность и такт. Антиподами вежливости являются ГРУ-бость, высокомерие, хамство. В общении с окружающими людьми каждому следует вырабатывать в себе это качество.

Корректность - это особый оттенок вежливости, заключающийся в умении держать себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях. Это умение общаться с любым человеком на равных. Каждый человек должен воспитывать в себе выдержку - нельзя выходить из себя в конфликтных ситуациях, которые также нередки.

Тактичность - это чувство меры, которую необходимо соблюдать в разго-воре, в межличных отношениях. Это умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий наносится обида человеку. Тактичность - это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Тактичный человек всегда ненавязчив и неназойлив. Он бережно и внимательно относится к личности собеседника, исключая возможности задеть его «больные струны». Важно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта - это не просто обязательный элемент общения, но неотъемлемая составная часть духовной культуры личности.

Скромность и простота - предполагают естественность, безыскусственность поведения человека. Скромный человек никогда не считает себя выдающейся личностью и не кичится своими достоинствами. За основу поведения нужно брать старую народную мудрость: «не хвали себя сам, пока другие не похвалят». В то же время, простота не означает проявления фамильярности и панибратства.

В сфере досугового общения большой удельный вес имеют вербальные коммуникации. Характерная черта такого взаимодействия – чередование выска-зываний одного человека с высказываниями другого. Вступление в диалог происходит как в порядке естественной смены высказываний, так и в порядке прерывания, когда собеседник начинает говорить, не дослушав партнера до конца. Общение здесь базируется на единстве прямой и обратной связи, т.е. предполагает восприятие ответной реакции сразу после передачи первичной информации. Обязательное условие нормально развивающегося диалога – взаи-мопонимание. Собеседники должны слышать друг друга. При этом подготовка к очередному высказыванию происходит параллельно с восприятием. В бытовом диалоге нет возможности делать слишком большие паузы для обду-мывания. Разговор здесь идет практически без перерыва.

В непосредственном общении слово всегда дополняется кинетикой – языком тела, включающим мимику лица, жесты и другие движения тела, способные передать информацию и выражать чувства. Кинетика красноречиво свидетель-ствует о культурной принадлежности человека. Мимика и пантомимика наг-лядно отражают реакцию собеседника на услышанное (согласие, несогласие, внимание, отключение и т.д.). Кроме этого зрительно воспринимаемые компоненты общения могут выполнять и роль недвусмысленного ответа собеседнику.

Пароязык, или полуязык, характерный для многих культурных, в том числе этических, социальных, возрастных, половых групп, содержит множество таких выразительных элементов как тон, интонация, смех, улыбка, вздохи, слезы и т.д. Эмоции – особая, глубоко специфическая форма отражения мира. В про-цессе общения они выражаются тремя основными способами: интонационно, мимически и пантомимически. Нормой межличностного взаимодействия являя-ется умышленно интонированная речь. Лишенная интонации, она содержит только предметную информацию. Интонирование помогает лучше передать смысл сообщения, акцентирует наиболее важные его части, т.е. по-своему регулирует восприятие речи собеседника.

Поскольку культурное общение в конечном счете представляет своеобраз-ную систему взаимовлияний, его итоговый результат следует искать в тех изме-нениях, которые происходят в облике контактирующих субъектов. Изменяться в данном случае может сознание и поведение человека.

Повышение культуры общения является одним из основных путей совер-шенствования системы человеческих взаимоотношений. В общем контексте социального воспитания эта работа должна занимать важное и почетное место. И трудно переоценить вклад, который может внести в нее современная соци-альная педагогика.

Искусство взаимодействия имеет для человека жизненно важное значение, поэтому ему нужно учиться на протяжении всей жизни. Умение глубоко проникать во внутренний мир другого человека невозможно без специальной психологической подготовки. Важную роль в повышении культуры общения может сыграть усвоение человеком научных представлений о личности и ее взаимодействии с другими людьми. Выявленные здесь закономерности дают возможность лучше и вернее ориентироваться в сфере повседневных контактов, помогают заглянуть в глубочайшие тайники психики.

Для воспитания культуры общения совершенно необходимо обладание таким качеством как рефлексия, т.е. способность человека понимать, что думают и чувствуют другие люди, способность к размышлению за другое лицо.

Существует хорошее жизненное правило: внимательно всматривайся в другого человека. Всматривайся в него, как в зеркало, где увидишь самого себя. Готовность к адекватному восприятию, пониманию и оценке других людей – необходимое условие плодотворного общения.

Нормальному общению часто мешает стремление одного человека возвы-ситься над другим. В этой борьбе за первенство часто используются все благо-видные и неблаговидные средства. Взаимоотношения окончательно запутыва-ются, множатся обиды, растет взаимная подозрительность. Победителей в такой схватке не бывает. В социально-психологической литературе есть термин «ипатия», означающий нечувствительность человека к чужой боли. Ипатия всегда связана с такими отрицательными качествами, как эгоизм, эгоцентризм, безразличие к окружающим. В воспитании культуры общения важно приучить детей и взрослых к сочувствию другим людям, приобрести умение переживать чужие радости и чужие беды.

Могучим оружием общения является слово. Русский физиолог И.П.Павлов экспериментально доказал, что среди других условных раздражителей слово не имеет себе равных ни в количественном, ни в качественном отношении. Поэ-тому надо обращаться со словом как с оружием, т.е. прежде всего не исполь-зовать сгоряча, необдуманно, впопыхах.

Невербальная коммуникация находит яркое отражение в таком элементе социально-культурных, коммуникационных технологий, как проксемика. Проксемикой называют язык приветствия или обращения, четко обозначающий границы социального пространства между людьми. По этим подразумевается пространство, в котором у представителей одних культурных групп не принято близко подходить к собеседнику, у других, наоборот, считается неприличным удаляться от него на большое расстояние. То же самое относится к приветствиям, бытующим у различных этносов – у одних это пожатие одной или обеих рук, у других – приветствия сопровождаются объятием, у третьих – поцелуями и т.д.

В воспитании культуры общения играет аутотренинг. Аутотренинговая тре-нировка представляет собой тщательно продуманный и апробированный набор специальных приемов сознательной саморегуляции. С ее помощью можно пос-тоянно совершенствовать свою нервную систему. Аутотренинг помогает изба-виться от излишней вспыльчивости, раздражительности, обидчивости и других недостатков. Аутотренинг наиболее предпочителен для людей с повышенной раздражительностью, которая часто выступает основной причиной не редких в повседневном обиходе ссор «на пустом месте».

В психологической науке содержится ряд требований, помогающих поддер-живать высокую культуру общения в сфере свободного времени. Среди них: доброжелательность к людям, способность к сопереживанию, внимание, уважи-тельное отношение к своему собеседнику, равенство партнеров, четкость и принципиальность нравственных позиций вступающих в межличностное обще-ние.

Профессиональное мастерство социального педагога, организатора досуга всегда предполагает хорошее знание прошлого опыта, но в еще большей степени оно определяется способностью специалиста к собственному творчес-тву. Это пожелание в полной мере относится к работе по организации культур-ного общения. Здесь открываются просторы для разнообразных социальных приобретений и экспериментов.

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под культурой общения?

2. Назовите функции межличностного общения, дайте

им характеристику.

3. Какие стили общения Вы знаете?

4. Использование личностных психологических качеств

и механизмов взаимопонимания в процессе общения

Список рекомендуемой литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М, 1980.

2. Аристов С.А. Невербальные компоненты коммуникации //Тверской

лингвистический меридиан. Вып. 1. – Тверь: ТГУ, 1998.

3. Богданов В.В. Речевое общение: програмические и семантические

аспекты. – Л., 1990.

4. Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. – Л., 1989.

5. Колшанский Г.В. Прогмалингвистика. – М., 1974.

6. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту. 1974.

7. Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации.-

Ставрополь. 1999.

8. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология:

Справочное Руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999. 9.Пиз А. Язык телодвижений. – Нижний Новгород, 1992.

10. Романов А.А. Управленческая коммуникация. – Тверь, 1996.

11. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие. – М.:

МГУКИ, 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: