Задание № 3 по дисциплине «Народная художественная культура»
(необходимо выполнить до 30 апреля)
для студентов 2 курса специальности НХТ по виду Театральное творчество, Этнохудожественное творчество, Хореографическое творчество
1. Изучаем следующие темы и пишем конспекты: «Календарные божества», «Мифы и легенды о сотворении земли и человека», «Загробный мир» (приложение 1, 2,3).
2. Придумать викторину или тест по одной из пройденных тем.
Приложение 1
Календарные божества
Род и рожаницы. лада и Леля
РОД — самое загадочное и наименее изученное славянское божество. Одни считают его маленьким семейным божком, чуть ли не домовым, другие ставят его рядом со Сварогом, отводя ему роль отца всех других богов. Имя Рода и доныне сохраняется в словах «народ», «родня», «родина», «родить», «природа», «урожай», «родник» и других. Именно Род посылал с неба на землю души людей; когда рождался ребенок, Род вдувал в него жизнь, определял его будущую судьбу. «Чего на роду написано, никому не миновать».
|
|
Род считался покровителем мужчин, а о женщинах заботились его многочисленные дочери — рожаницы.
Эти безымянные богини, не имеющие определенного облика, помогали женщинам в домашних работах, а особенно при рождении детей.
Только ребенок появится на свет, тут же в небе загорится его звезда — рожаница. Она будет сопровождать человека от младенчества до старости, направляя его поступки, определяя судьбу. А когда умрет человек, его звезда скатится с небосвода, погаснет.
Позднее культ Рода уступил место Перуну и другим богам. Когда упрочилась княжеская власть, боги войны вытеснили земледельческих богов плодородия, хотя в народе и сохранилось почитание Рода и рожаниц. Эти божества были связаны и с календарными обрядами, их чествовали весной и осенью, в сентябре, когда заканчивали молотить хлеб. Рода вспоминали и в декабре: на второй день после Рождества Христова крестьянки несли в церковь пироги и свежеиспеченные хлебы.
Среди рожаниц особенно выделялись две: старшая, Лада, и ее дочь Леля (Лель). Имена этих богинь, связанных с плодородием, часто встречаются в обрядовых заговорах и песнях.
Лада была покровительницей браков, богиней любви и красоты. Собиратель русских народных сказок А.Н.Афанасьев писал: «В народных песнях ладо до сих пор означает нежно любимого друга, любовника, жениха, мужа, а в женской форме (лада) — любовницу, невесту и жену. В областных говорах: ладить — жить с кем согласно, любовно, „в ладу"; лад — супружеское согласие, любовь, в музыке — гармония; ладковатъ — сватать и примирять, лады — помолвка, ладило - сват, ладники — уговор о приданом, ладный — хороший. Это была богиня весны, в образе которой слились вместе представления девы ясного солнца и облачной нимфы.
|
|
В весеннюю пору прекрасная богиня вступала в брачный союз с могучим Громовником, слала на землю благодатное семя дождей и оживляла природу. В этом смысле Лада у славян и литовцев почиталась покровительницей любви и браков, богиней юности, красоты и плодородия, всещедрою матерью».
Как рожаница Лада олицетворяла собой весенние растительные силы. Когда в начале марта девушки и дети выходили «закликать весну», торопить ее приход, именно у Лады просили разрешения на этот обряд:
Благослови, мати,
Ой, мати, Лада, мати!
Весну закликати...
Особенно много песен, посвященных Ладе, пели в период «зеленых святок» (25 мая — 25 июня по старому стилю), когда праздновался приход лета, отмеченный молодой зеленью.
Богиня Леля (Лель), младшая рожаница, покровительствовала первым весенним росткам, первым цветам и девичьей любви.
Часто Лелю рассматривали как божество мужского рода («маленький бог любви») в виде пламенного златовласого крылатого младенца. Однако ученые-этнографы утверждают, что Леля была божеством женского рода, олицетворением весны, покровительницей девушек. Имя Лели тоже часто упоминается в любовных и свадебных обрядах.
Карачун
В СЛАВЯНСКОЙ мифологии так назывался зимний солнцеворот, когда отмечался самый короткий день в году.
В этот день уснувшая природа умирала до весны. Карачун (Корочун) — это еще и злой дух смерти, подземный бог, повелевавший морозами.
Позднее Карачуна стали считать и виновником скотьего падежа. Ведь в неурожайный год как раз к этому времени у крестьян нередко заканчивались корма, запасенные с прошедшего лета.
Но чаще всего он все-таки почитался злым духом, сокращающим жизнь, виновником внезапной смерти.
В народной речи употреблялось слово «карачунить», что означало «уничтожать, изводить, убивать».
В сказках и былинах встречается выражение: «Тут ему и карачун пришел». Значит, злой дух забрал жизнь человека.
А в летописях Карачун имеет значение лишь календарной даты — самого короткого дня в году.
Мара
ЭТА БОГИНЯ воплощала у славян болезненную дряхлость, повальные болезни (моровое поветрие) и смерть. Прислуживали Маре злые сестры Лихорадки, которые насылали на человека разные недуги. Мара была также виновна в осеннем увядании природы. В древние времена безжалостной богине приносили жертвы, в том числе и человеческие, если племени грозила война или страшная болезнь.
Как отголосок тех древних жертвоприношений, только «вывернутых» наоборот, долгое время сохранялся обряд-оберег. Весной, когда начинались веселые праздники, посвященные пробуждающейся природе, парни и девушки изготавливали соломенную куклу размером с ребенка, а иногда и в рост человека. На нее надевали женскую рубаху, платок, а голову украшали венком из цветов. Эта кукла и называлась Марой (Мдрой, Морёной). Ее ставили на лугу, разводили большой костер, и молодежь веселилась всю ночь, распевая песни. Наутро куклу приносили к реке и бросали ее в воду. Считалось, что таким образом люди будут избавлены на этот год от болезней и смерти. Иногда куклу Мары не бросали в воду, а разрывали на куски или сжигали в костре.
Имя жестокой, неумолимой богини Мары сохранилось в словах «мор», «уморить», «заморенный», «морока», «обморок». Оно несет в себе отзвуки первобытного ужаса, связанного со смертью.
Кострома
КОСТРОМА — воплощение весны, богиня плодородия, праздник которой отмечался в конце мая, когда молодежь прощалась с весенними хороводами. Обряд проводов Костромы представлял собой настоящее театральное действо. Кострому изображала девушка, закутанная в белую простыню, с дубовой веткой в руке. Она шла по деревне в сопровождении хоровода, под звуки песен. Потом изготавливали соломенное чучело, которое хоронили с обрядовым оплакиванием и смехом. Вот как описывал эту сцену В.И.Даль:
|
|
«Кострома — чучело из соломы и рогож; при встрече страдных работ, прощаясь с хороводами, хоронят Кострому, топят в реке. Часть провожатых плачут и причитают, жалея Кострому и не давая ее в обиду, прочие, с грубыми остротами, продолжают свое; спровадив Кострому, пьют и веселятся в последний раз до осени, до уборки хлеба».
В разных губерниях обряд похорон Костромы мог отличаться в каких-то деталях. Ее не всегда торжественно топили, в иных местах относили в глухой лес и там забрасывали, иногда соломенную куклу разрывали на части или сжигали.
Ученые до сих пор спорят, был ли такой персонаж среди славянских богов, но тем не менее обряд похорон этой богини существовал с давних времен, а имя ее сохранилось в названии старинного города Костромы и двух рек — притоков Волги. Имя Костромы, вероятно, произошло от древнерусского слова «костерь», «костра» — жесткая кора растений.
Кострома — богиня растительных сил, плодородия, почему же ее хоронят с веселыми песнями?
Смысл обряда связан с тем, что происходит в природе. К этому времени хлебные злаки уже дали колосья, они больше не растут, в них наливается зерно. Поэтому и растительные силы больше не нужны, Кострому хоронят до следующего лета. А об урожае теперь станут заботиться другие боги и богини.
Некоторые ученые считают, что соломенная кукла в этом обряде изображает не саму богиню, а человеческую жертву, которую в давние времена приносили в благодарность за будущий урожай.
В деревнях Костромой иногда называли не только соломенное чучело богини плодородия, но и покойника, умершего неестественной смертью. Такие мертвецы со дня смерти и до той поры, пока их тела не обратятся в прах, представляли опасность для живых. Самоубийцы, утопленники и другие покойники, покинувшие этот мир преждевременно, могли встать из могилы, прийти в родной дом проведать семью и забрать в подземное царство кого-то из близких. Особая опасность грозила тем, кого мертвец любил при жизни. Ходячий покойник мог отомстить обидчику, наслать на человека болезнь или даже убить его.
|
|
Таких покойников хоронили по особому обряду: могилу копали за пределами церковной ограды, тело в гробу укладывали лицом вниз, забрасывали яму ветками и камнями (закладывали, потому и назывались такие покойники заложными). В некоторые могилы даже вбивали осиновый кол, чтобы покрепче «запереть» мертвеца. Элементы культа заложных покойников позднее вплелись в обряд похорон Костромы.
Купала
ВЕСЕЛЫЙ и прекрасный бог лета (Иногда Купалу представляли в образе прекрасной женщины-богини), полевых плодов и цветов, бог плодородия, очень почитался славянами. Праздник Купала отмечали в ночь накануне летнего солнцестояния. Когда на Русь пришло христианство, праздник языческого бога Купалы слился с празднованием Рождества святого Иоанна Крестителя, который православная церковь отмечала тоже 24 июня (по старому стилю). С тех пор в народе это торжество стали называть Иваном Купалой.
В ночь перед Купалой молодежь собиралась на лугу у реки, здесь жгли костры, пели, водили хороводы, прыгали через огонь. Такие прыжки были и испытанием ловкости, и гаданием: кто выше прыгнет, тому выпадет больше удачи и хлеб уродится лучше. Огонь купальских костров считался очистительным, он отгонял от человека злых духов и болезни. Обычно для разжигания обрядовых костров использовали «живой» огонь, добывая его трением. Под конец праздника с холма в реку спускали тележные колеса, обмотанные горящей соломой, символизирующие солнце. Когда пылающее колесо обрушивалось в реку, это символизировало брачный союз огня и воды, которые считались братом и сестрой. Потом со смехом и песнями топили в реке соломенное чучело Купалы, и молодежь тоже бросалась в воду, чтобы очиститься от грехов и болезней. Ведь вода, по поверьям, получала в ту волшебную ночь целебные свойства. Со дня Купалы разрешалось купаться.
Ночь на Ивана Купалу была наполнена чудесами. По лесам бродили ведьмы и оборотни, проказили домовые, лешие, водяные и русалки, расцветал папоротник, и человек, добывший его цветок, мог отыскать сокровища, спрятанные в земле. А с помощью разрыв-травы, которая тоже расцветала в купальскую ночь, можно было открыть любые замки и запоры. В лес отправлялись знахари собирать целебные травы, обретавшие в эту колдовскую ночь особую силу. Поэтому на севере России Ивана Купалу часто называют Иван Травник.
Коляда
СЛАВЯНЕ отмечали праздниками все важные изменения в жизни природы. Вот и для смены времен года у них тоже был праздник Коляды (Коледы), богини, воплощавшей новогодний цикл. Название праздника да и самой богини происходит от слова «коло» — древнеславянского названия круга (стоит вспомнить «колесо», «колобок», «коловорот»). Праздник Коляды посвящался повороту солнца на весну, удлинению светового дня. «На Коляду дня прибыло на куриную ступню». Праздновали Коляду после дня Карачуна, накануне Рождества Христова, которое отмечалось 25 декабря по старому стилю.
По домам ходили ватаги детей - колядовщиков и пели колядки: «Пришла Коляда накануне Рождества...» В песнях-колядках, по сути магических заклинаниях, ребятишки желали хозяевам дома здоровья, счастья и благополучия:
Сто бы тебе коров,
Полтораста быков.
По ведру бы те доили
Все сметаною!
На реку-то ходили, Все наигрывали.
Колядовщиков одаривали печеньем и пирогами, кусками праздничного каравая, символизирующего солнце, и они отправлялись дальше. Еще в XIX веке подмосковные крестьяне наряжали Колядой молодую девушку, надевали на нее поверх теплой шубейки белую сорочку и возили в санях по всей округе, распевая колядки.
На Рождество хозяин вносил в избу сноп, изображавший Коляду, и ставил его на почетное место в красном углу, а на стол подавался праздничный каравай.
Приложение 2
МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ О СОТВОРЕНИИ ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕКА
Сотворение Земли
Мифы, которые объясняют происхождение земли и рассказывают о первоначальном существовании земли, природы и человека, называются космогоническими (это слово образовано от двух греческих слов со значениями «космос» и «рождать»). Один из наиболее древних космогонических мифов — это миф о сотворении мира из чудесного золотого яйца. Образ мирового яйца, из которого возник космос, был известен многим народам: древним грекам, индийцам, иранцам, китайцам. Их мифы гласят о том, что вначале не было ни земли, ни неба, мир был свернут в куриное (или утиное) яйцо. В финской мифологии это яйцо сносит утка на единственный холм, возвышающийся среди океана. Потом яйцо падает, разбивается, и из нижней половинки образуется земля, а из верхней его части — небо. В мифологии восточных славян этот сюжет ученые восстанавливают на основе сказок, в которых можно увидеть лишь его отголоски.
В русских сказках тоже встречается образ яйца, уроненного уткой в воду. Например, в сказке о трех царствах так рассказывается о происхождении мира. Герой отправляется в подземный мир на поиски трех царевен и попадает сначала в медное, затем в серебряное, а потом в золотое царство, где и находит царевен. Каждая царевна дает герою по яйцу, в которые он по очереди сворачивает все три царства. Когда герой возвращается домой, он бросает яйца на землю и разворачивает все три царства. Кроме того, всем известна сказка о Курочке Рябе, которая содержит очень древний мотив разбивающегося золотого яйца.
У восточных славян почти не сохранилось собственных космогонических мифов. Большая часть рассказов и легенд о происхождении мира возникла довольно поздно, уже после принятия христианства. В это время вместе с христианской традицией на Русь попало много книг, содержащих не каноническое вероучение, а различные теории и идеи, отвергнутые христианством. Такие учения называются еретическими, а книги — отреченными или апокрифическими. Апокриф в переводе с греческого означает «тайный, сокровенный». Что же тайного было в тех легендах о сотворении мира, которые проникли в восточнославянскую традицию вместе с христианством?
Христианское вероучение утверждает, что только Бог является единым и безраздельным творцом Вселенной, только Он обладает творческим началом, способным создать мир, растения, человека, животных. Но в первые века христианства была распространена религиозная идея, признававшая существование двух равных божественных начал — Бога и Сатаны, которые вместе сотворили Вселенную. Первоначально эта идея распространилась в Болгарии и получила название богомильства. Потом она попала в Древнюю Русь и оказала большое влияние на народное представление о возникновении мира. Такая теория резко противоречила христианскому мировоззрению, утверждавшему, что Сатана не несет в себе Божественной силы, что он лишь отпавший от Бога ангел и не обладает собственным творческим началом. Поэтому теория о создании мира сразу двумя творцами — Богом и Его противником Сатаной — не принималась церковью. Легенды об этом попадали в устную народную традицию из книг, отвергавшихся церковью. Среди них наиболее распространенными в народе были «Беседы трех святителей», а также «Свиток Божественных книг».
Заимствованные религиозные идеи смешивались в народной среде с дохристианскими представлениями и с каноническим христианским вероучением. Поэтому легенды о сотворении мира, известные восточным славянам, представляют собой сложное соединение разных культурных традиций. Они известны только по поздним фольклорным записям.
Под влиянием идей богомильства, попавших на Русь из Болгарии, в Древней Руси стали распространяться мифы и легенды о совместном творении Земли Богом и Его противником, который в разных рассказах мог именоваться Сатаной, Лукавым, Идолом, отпавшим ангелом.
Согласно одной из легенд, сначала в мире был только первобытный хаос. Небо еще не было отделено от Земли, а свет не был отделен от тьмы. Был только один Мировой океан. Творение Вселенной началось с того, что Бог с помощью своего противника отделил Небо от Земли и создал земную твердь. Вот как об этом рассказывает легенда.
Не было ни неба, ни земли, только тьма и вода, смешанная с землей, как жидкое тесто. Долго ходили Бог и Сатана по воде, наконец утомились и решили отдохнуть. Но негде было отдохнуть. Тогда Бог сказал: «Нырни на дно моря и вытащи немного земли со словами: „Во имя Господне, иди, земля, за мной"».
Сатана нырнул на дно моря, захватил горсть земли и подумал: «Чем я хуже Бога? Почему я должен приносить землю „во имя Господне?"» Поэтому он сказал: «Во имя мое, земля, иди за мной».
Но когда он вынырнул, у него в руке ничего не оказалось, не осталось даже кусочка земли. Тогда он снова нырнул на дно, снова набрал горсть земли и сказал: «Во имя мое, иди, земля, за мной». И снова ничего не вытащил.
Тогда Бог сказал ему: «Ты снова меня не послушался. Но у тебя ничего не получится, если ты не скажешь, как я тебя научил». Тогда Сатана нырнул в третий раз, набрал земли и на этот раз сказал: «Во имя Господне, земля, иди за мной». И тогда он сумел принести наверх горсть земли, из которой Бог и сотворил земную твердь, отделив ее от воды.
Самое удивительное в легенде заключается в том, что вместе с сотворением мира сразу появилась и нечистая сила. Иногда даже считали, что главный противник Бога — Сатана (в сказаниях его еще зовут Сатанаилом или просто идолом) существовал в первобытном мире наравне с Богом и сначала даже был его соратником. Еще до сотворения мира Бог, летавший над первичным океаном, встретил Сатану, плававшего по воде, и взял его себе в товарищи. В других легендах о сотворении мира Сатана появляется на свет на глазах Бога или даже при большем или меньшем Его участии. Вот как об этом рассказывает белорусская легенда.
Когда-то давно Бог ходил по воздуху. Видит: пузырь висит, а в пузыре что-то пищит. Господь спрашивает: «Кто это пищит в пузыре?» А тот отвечает: «Я — бог!» — А кто же я?» — спрашивает Господь. «Ты над богами Бог». Тогда Господь разорвал пузырь, и из него вышел Сатана.
В одних сказаниях Сатана, как полноправный партнер Бога, обладает равными с Ним творческими возможностями: он самостоятельно творит землю и весь белый свет, а Бог лишь указывает и советует ему, что именно надо делать. Лишь когда Сатана захотел сотворить другой мир — лично для себя, Бог запретил ему это делать, хотя возможность Сатаны самому сотворить мир в легенде не подвергается сомнению. В других легендах подчеркивается, что истинная сила творения находится в руках Бога, а Сатана способен либо делать только «техническую», «черновую» работу, либо создавать что-то неполноценное, вредное, кривое и уродливое, поскольку его созидательные способности ущербны.
Когда Бог с помощью Сатаны создал землю, населил ее живыми тварями и насадил растения, Он взошел на небо и взял с собой своего помощника. На небе Сатана долгое время был соратником Бога, почти равным ему. Как-то раз Богу нужно было отлучиться по делам, и Он оставил вместо себя управлять Сатану, объяснив ему, когда нужно посылать на землю дождь, когда ветер, когда тепло. А потом добавил: «Если тебе станет скучно, то вот горшок с водой, обмакни в нее палец и капни на землю. От этой капли произойдет такой же, как и ты, тогда вам вдвоем не будет скучно».
Когда Бог ушел, Сатана обмакнул палец в горшок с водой, капнул на землю, и из капли появился человечек — такой, какой он сам. Сатана обмакнул десять пальцев в воду, потом еще раз, и из брызг, которые он стряхивал с руки, появлялись все новые и новые существа. Создав несколько тысяч таких человечков, Сатана подумал: «Вот теперь я царь так царь — у меня есть свое войско и свои слуги. Теперь я Бога на небо не пущу и буду править сам». По приказу Сатаны его новые слуги изготовили ему трон, на который он уселся и напялил на себя золотую корону, подаренную ему Богом.
Когда Бог возвратился на Небо, Он увидел множество маленьких человечков, каждый из которых кидал в Бога то камнем, то комком грязи, то мусором. Тогда Бог схватил свой жезл и столкнул им Сатану вместе с троном на землю, а за ним и все его войско. Потом Бог проклял их всех и сказал: «Аминь!» И когда Он произнес «аминь», те слуги Сатаны, которые в этот момент еще не долетели до земли и находились в воздухе, стали атмосферными духами, те, кто упал в болото, сделались болотными духами; те, кто упал в водоемы, превратились в водяных; кто свалился к людям в дома, сделались домовыми. В таком виде они обречены находиться до Страшного суда.
Поскольку нечистая сила зародилась из брызг, упавших с рук Сатаны, в народе до сих пор существует запрет стряхивать с мокрых рук воду: из этих брызг плодятся черти. В другой легенде происхождение нечистой силы объясняется так. Бог решил создать себе помощников — ангелов. Он взял молоток и стал бить им по большому камню. Посыпались искры, которые и превратились в ангелов. Тогда, подражая Богу, Сатана схватил молоток и тоже стал бить им по камню, но от его ударов получились черти.
После того как Господь создал землю, Он укрепил ее на двух рыбах, которые плавают в море. Иногда рыбы опускаются глубже в море — тогда наступают дождливые годы. Иногда они поднимаются выше — тогда на земле бывает засуха. Когда рыбы шевелятся, на земле бывают землетрясения.
Но в народных повествованиях нет единого мнения о том, на чем держится земля. По одним легендам, земля покоится на воде, вода — на камне, камень — на четырех китах, плавающих в огненной реке. Все это держится на железном дубе, который стоит на силе Божьей. Кроме хороших земель, пригодных для жизни людей и пахоты, существуют непригодные земли: горы, ущелья, овраги, болота. Как гласит легенда, они возникли из-за очередного непослушания Сатаны. Когда Сатана набрал земли со дна моря, он не всю ее отдал Богу, а только часть. Остальное он спрятал у себя за щекой. Бог бросил землю на поверхность моря и приказал ей расти. Тогда стала расти и земля за щекой Сатаны. Он начал ее выплевывать. И из этих плевков образовались горы, овраги и болота.
Другие легенды объясняют происхождение гор иначе. Вначале земля была жидкой, и Бог с Сатаной сильно сжимали землю с двух сторон, желая отжать из нее лишнюю влагу. И из выступившей почвы получились горы.
О том, как на земле возникли камни, в легендах тоже нет единого объяснения. В одних говорится, что камни раньше были живыми существами, они всё чувствовали, росли, как трава, и были мягкими. Камни перестали расти, когда Бог проклял землю и людей за грехи. В других легендах повествуется о том, как Богородица ходила по земле, ударилась о камень ногой и прокляла камни, сказав: «Не расти вам больше!» И камни перестали расти. Правда, в некоторых местностях России и Белоруссии верят, что камни до сих пор растут, но очень медленно и только под Новый год.
Более поздние легенды о камнях возникли под влиянием библейских сказаний о борьбе Бога с восставшими ангелами. Раньше земля была ровная и рожала много хлеба, потому что на полях не было камней. Но часть ангелов восстала против Бога. И Бог их сбросил на землю, обратил в камни и проклял, чтобы они не росли, а иначе по земле и ходить было бы нельзя: все было бы заполнено камнями.