Классики украинской литературы в Крыму

План занятия:

1. Литературная и общественная деятельность классиков украинской литературы в Крыму.

2. Новелла М. Коцюбинского «В путах шайтана»- протест писателя-гуманиста против жестоких нравов, царивших в семейном укладе крымских татар.

   

                                      Содержание занятия.

1. Литературная и общественная деятельность классиков украинской литературы в Крыму.

Из деятелей украинского театрального искусства первым проложил дорогу в Крым Марк Лукич Кропивницкий.Еще задолго до организации в Елисаветграде первой украинской труппы (1882) и основания в 1883 году в Киеве украинского реалистического театра, известного под названием театра корифеев", он прибыл в Симферополь и почти весь зимний сезон 1876-1877 гг. играл в труппе Л. Яковлева, которая арендовала "дворянский театр". На сцене этого театра М. Л. Кропивницкий дебютировал в роли городничего в пьесе "Ревизор" Н. В. Гоголя. Исполняет он также роли и во многих других произведениях известных русских драматургов. С 19 апреля по 20 мая 1886 года на сцене "дворянского театра" в Симферополе выступает украинская театральная труппа под руководством М. П. Старицкого. За это время были поставлены "Наталка Полтавка" И. П. Котляревского, "Сватання на Гончар^вц!" Г. Ф. Квиткы-Основьяненко, "Назар Стодоля", "Невольник" Т. Г. Шевченко в переделке М. Л. Кропивницкого, "За двома зайцями" М. П. Старицкого и многие другие произведения известных украинских писателей. Пресса одобрительно отзывалась об основных спектаклях труппы, отмечая, что они "отличаются дружным ансамблем". В 1889 году М. Л. Кропивницкий прибывает в Крым со своей труппой, в которую входило много известных тогда артистов: А. П. Затыркевич-Карпинская, Е. П. Зарницкая, Л.П.Линицкая, А.З.Суслов, Ф.А.Левицкий, П.М.Карпенко, И.В.Загорский, О.М.Максимович и другие.

Гастроли проходили в Симферополе в "дворянском театре" с 26 октября по 29 декабря 1889 года. За это время было показано много спектаклей, которые очаровали зрителей. Первой была поставлена пьеса "Доки сонце з!йде, роса оч1 виТсть" М. Л. Кропивницкого. "Театр, - писал рецензент газеты "Крымский вестник", - был совершенно полон и артистам оказан очень хороший прием".

М. П. Старицкий

Вскоре после завершения гастролей труппы М. Л. Кропивницкого в Симферополь прибывает со своим театральным коллективом М. П. Старицкий. Почти весь зимний сезон 1889-1890 гг. он находится в Симферополе. Представления проходят в "дворянском театре" с 25 декабря 1889 по 29 января 1890 года. За этот сравнительно незначительный отрезок времени труппа М. П. Старицкого ознакомила симферопольцев со многими классическими произведениями украинской драматургии, а именно: операми "Утоплена", "Р1здвяна жч", либретто М. П. Старицкого, музыка Н. В. Лысенко, комедией "За двома зайцями", драмами "За друга", "Юр1й Довбуш", "Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниц!" М. П. Старицкого, "За Неман щу" В. Александрова. Все спектакли, как сообщала пресса, "прошли с крупным успехом и при совершенно полных сборах". В летний сезон 1891 года М. Л, Кропивницкий снова прибывает со своей труппой в Симферополь. На сцене "дворянского театра" украинские артисты успешно ставят пьесы И. П. Котляревского "Наталка Полтавка", М. Л. Кропивницького "Зайдиголова", М.П. Старицкого "За двома зайцями", оперу С. С. Гулака-Артемовского "Запорожець за Дунаем".

Театр Саксаганского и Карпенко-Карый

В 1890 году прибывает в Симферополь со своей труппой А. К. Саксаганский, к которой принадлежал и И. Тобилевич (Карпенко-Карый).

Газета "Крымский вестник" от 5 июня 1890 года сообщала, что: "Первое представление (др. "Безталанна") товарищества малорусских артистов под управлением А. К. Саксаганского, состоявшегося в пятницу, 1-го июня, прошло с успехом. Помимо г. Саксаганского (выступившего на этот раз в драматической роли Гната, г-жи Садовской (Софии) и г. Мовы (Степана), прекрасная игра которых симферопольцам знакома, художественно провели свои роли сам автор пьесы г. Карпенко-Карый (Иван, старый человек), г-жа Шевченко (Ганна, вдова)".

Товарищество А. К. Саксаганского находилось в Симферополе с 1 по 6 июня. Спектакли проходили в "дворянском театре". За эти дни были показаны симферопольцам, кроме пьесы "Безталанна", комедии И. К. Тобилевича (Карпенка-Карого) "Мартин Буруля", "Сто тисяч", опера С. С. Гулака-Артемовського "Запорожець за Дунаем", в которых знаменитый драматург мастерски исполнял ответственные роли. Рецензент газеты "Крымский вестник" писал: "Господин Карпенко-Карый прекрасный, несомненно, артист".

Авмросий Лукъянович Метлинский

(литературный псевдоним Авмросий Могила) (1814-1870) В Ялте находил на излечении, там и умер, покончив жизнь самоубийством.

Александр Яковлевич Кониский (1836-1900)

Изучая творчество А. Кониского, в частности его биографию, устанавливаем, что в 1896 году он написал рассказ "Ранок в АлупцЬ, а в 1898 году в Ялте издал четыре тома своих произведений, подписанных Кониский-Перебенда.

Николай Иванович Костомаров

Н.И.Костомаров - украинский по политическим убеждениям, русский и украинский по языку творчества писатель.

Впечатления от пребывания в Крыму нашли отражение в поэзии "До Мари Потоцької", "Пантикапея", драматичной поэме "Юпитер Светлый плывет по зеленым водам Киммерийским", написанной в Саратове. Перед смертью Н. Костомаров завершил и опубликовал историческую пьесу "Эллины Тавриды", события в которой развертываются в Херсонесе.

Евгений Максимович Григорук

Е.М. Григорук родился в январе месяце 1899 года в селе Трояновке на Полесье, в семье сельского писаря. В 1905 году умирает его отец, а через два года лишается он и матери. Оставшись круглым сиротой, Евген вынужден уйти в наймы. Начальное образование получает он в домашних условиях, работает в основном самостоятельно. Затем обучается в Балтской "высшеначальной школе", которую и заканчивает в 1916 году. В этом же году он поступает Феодосийский учительский институт. Революционные события 1917 года застают Евгений Григорука в Крыму. Юноша становится свидетелем и активным участником сложной политической и вооруженной борьбы. Он оставляет институт и едет в Балту, затем Умань. В 1918 году Е. Григорук становится членом партии левых эссеров-боротьбистов, затем вступает в партию большевиков, отстаивает ее идеи с оружием в руках на фронтах. Во второй половине 1919 года Евгений Григорук едет в Феодосию, сдает экстерном экзамены за учительский институт, получает диплом и возвращается в Киев.

Степан Васильевич Руданский

Во время обучения в петербургской Медико-хирургической академии С. В. Руданский заболел туберкулезом легких. Невероятно тяжелые студенческие годы, постоянный голод и холод подорвали его здоровье. С горечью и болью об этом рассказывает поэт в стихотворении под названием "Студент". После окончания академии и получения аттестата врача, С. В. Руданский направляется, по его просьбе и ходатайству академии, на работу в Крым. Здесь ему предложили должность городового врача Ялты.

Крым с его целебным климатом, сказочной природой, многочисленными уникальными историческими памятниками сразу же привлек внимание С. В. Руданского. Поэт глубоко интересуется историческими событиями, связанными с Крымом. В записях 1862 года, которые сохраняются в отделе рукописей Центральной научной библиотеки Украины, поэт собрал и литературно обработал воспоминания участников Крымской войны, в частности защитников Севастополя, сделал много заметок, относящихся к известным историческим событиям. Подлечившись, С. В. Руданский включается в активную общественную, литературную и культурную деятельность. Он уделяет большое внимание благоустройству города, его санитарному состоянию. Поэт и в Ялте жил бедно. Он сошелся с красивой мещанкой Евдокией Широкой, имевшей троих детей от первого брака, которых надо было содержать в этом дорогом курортном городе. Материальное положение С. В. Руданского не на много улучшилось и после того, когда он одновременно с работой в городской больнице и таможне, стал оказывать медицинскую помощь разнорабочим и прислуге имений графа Воронцова. Несмотря на свое скромное материальное положение, С. В. Руданский бедных людей лечил бесплатно, помогал лекарствами, а иногда и продуктами питания. Врача СВ. Руданского знали не только трудящиеся, но и известные культурные деятели того времени. Среди его пациентов был и знаменитый русский артист М. С. Щепкин, прибывший в Ялту на лечение и отдых. Но поездка эта оказалась для М. С. Щепкина роковой. 11 августа 1863 он умер от расстройства мозговой деятельности. С. В. Руданский проявлял исключительное беспокойство об улучшении культурной и экономической жизни города. По его инициативе, например, был заложен городской рынок, существующий и поныне. Землю своего собственного участка, где планировалось построение жилого дома, С. В. Руданский безвозмездно передал городу для устройства фонтана (скважины), хотя и заплатил за него немалые деньги. За прекрасные произведения, простоту, человечность, щедрость, душевность и жизнерадостность С. В. Руданского любили и почитали ялтинцы. В 1869 году его избрали "почетным мировым судьей Симферопольско-Ялтинского округа". В Крыму С. В. Руданский продолжал собирать и изучать народное творчество. Здесь он составил рукописный сборник под названием "Копа пкень", занимался переводом на украинский язык "Илиады" Гомера, древнегреческой поэмы "Батрахомиомахия" ("Войня лягушек и мышей"), "Энеиды" Вергилия, поэмы М. Ю. Лермонтова "Демон" (перевод черновой), написал в 1862 году драматический этюд "Чумак". В Ялте С. В. Руданский прожил около двенадцати лет. Летом 1872 года, во время борьбы с эпидемией холеры, он заболел. Недруги писателя спровоцировали власти отдать приказ о его переводе на службу в Перекоп. На прошение С. В. Руданского оставить его в Ялте он получил отказ. Нервное потрясение, житейские неурядицы способствовали осложнению болезни, рецидиву туберкулеза легких, что и оборвало его жизнь.Степан Васильевич Руданский умер 3 мая (21 апреля) 1873 года на 39 году жизни в расцвете поэтического и, естественно, врачебного таланта. Похоронен писатель на Полукуровском кладбище. В 1892 году на могиле поэта был сооружен памятник, на котором высечено: "Степан Руданский украинский поэт. 1834-1873.По ходатайству общественности прах С. В. Руданского перезахоронен. На могиле сооружен монументальный памятник поэту. Прежняя стихотворная надпись сохранена.

 

2. Новелла М. Коцюбинского «В путах шайтана»- протест писателя-гуманиста против жестоких нравов, царивших в семейном укладе крымских татар.

 

Михаил Михайлович Коцюбинский 1864-1913 г (Михайло Михайлович Коцюбинський) — украинский писатель, общественный деятель, классик украинской литературы. Псевдонимы: Захар Козуб

Родился в г. Виннице в семье мелкого чиновника. Отец — Михаил Матвеевич, мать — Гликерия Максимовна Абаз; кроме Михаила у них было ещё четверо детей — два брата и две сестры. Детство и юность будущего писателя прошли в городах и селах Подолья, куда переводили отца по службе. Образование получил в Барской начальной школе (1875 — 1876) и Шаргородском духовном училище (1876 — 1880). В училище 12-летний Михаил влюбился в девушку старше него на 4 года, этот эпизод заставил его сильнее засесть за учёбу, дабы чего-то достичь и привлечь её внимание. Сильное впечатление в этот период на Михаила произвели книги Тараса Шевченко, Марко Вовчок, так что он сам захотел стать писателем.

После окончания училища в 1880 году Коцюбинский поехал в Каменец-Подольский, намереваясь учиться в университете, но эта мечта не осуществилась. В 1881 году семья Коцюбинских, вернулась в Винницу. Коцюбинский смолоду занимал активную гражданскую позицию, пропагандировал революционные и освободительное идеи и в 1882 году был арестован за связь с народовольцами. На квартире Коцюбинских было сделано несколько обысков, а после освобождения Подольское жандармское управление установила за Михаилом тайный надзор.

Из-за тяжёлого материального положения семьи юноше так и не удалось продолжить образование: мать ослепла, впоследствии, в 1886 году, умер отец. Ответственность за семью из четверых человек легла на плечи Михаила. В 1886—1889 годах он даёт частные уроки и продолжает учиться самостоятельно. В 1891 году экстерном сдаёт экзамен при Винницком реальном училище на народного учителя, продолжает заниматься репетиторством.

Вначале 1890-х часть молодой украинской интеллигенции, проникнутая либерально-просветительскими идеями, образовала «Братство тарасовцев», с участниками которой Коцюбинский некоторое время поддерживал связи. В 1892—1896 годах Коцюбинский был в составе Одесской филлоксерной комиссии, боровшейся с вредителем винограда — филлоксерой. Богатая творческими достижениями пятилетняя служба в филлоксерной комиссии стала периодом интенсивного роста писателя: работа в сёлах Бессарабии дала ему материал для написания цикла молдавских рассказов, затем писатель работал в Крыму, который зажигал творческое воображение чувствительного к экзотике Коцюбинского.

Оставив работу в комиссии в 1897, Михаил Михайлович предпринимает безуспешную попытку устроиться на работу в Чернигове, где он надеялся получить должность заведующего книжным складом в Черниговской губернской земской управе. После этого Коцюбинский временно поселился в Житомире, где с ноября 1897 по март 1898 занимал различные должности в редакции местной газеты «Волынь». В 1898 году Михаил Михайлович наконец переезжает в Чернигов, где сначала занимал должность делопроизводителя при земской управе, временно заведовал столом народного образования и редактировал «Земский сборник Черниговской губернии». В сентябре 1900 года устроился в городском статистическом бюро, где работал до 1911 года. В Чернигове женился на Вере Устиновне Дейше, дворянского роду, с которой познакомился ещё в конце 1894-го в Киеве на первом съезде «Громады». Здесь выросли его дети — Юрий, Оксана, Ирина и Роман. Сын Юрий — украинский советский государственный и партийный деятель, был членом первого советского правительства Украины, репрессирован; остальные дети тоже так или иначе связаны с советской властью.

Еженедельно в доме писателя собиралась литературная молодёжь города. Сюда приходили такие известные в будущем писатели и поэты, как Василь Блакитный, Николай Вороной, Павло Тычина.

Была в жизни писателя ещё одна женщина — Александра Ивановна Аплаксина, младше его на 16 лет. Его многочисленные письма к ней — более 300 — стали важным источником информации к биографии писателя. Отношения Коцюбинского с Аплаксиной закончились с 1907 года, когда из анонимного письма о них узнала жена писателя.

Впоследствии М. Коцюбинский стал путешествовать. Он объездил бо́льшую часть Европы, в частности побывал в Австрии, Германии, Италии, Швейцарии. Это был не только «зов его души», но и потребность в лечении, его мучили астма и туберкулез. Он часто посещал итальянский остров Капри, где проходил лечение.

В 1911 году «Общество сторонников украинской науки и искусства» назначило М. Коцюбинскому пожизненную стипендию в размере 2000 рублей в год, чтобы он мог уволиться со службы. Однако писатель чувствовал себя всё хуже. Последний раз находясь в больнице М. Коцюбинский узнал о смерти лучшего друга, композитора Н. В. Лысенко. А вскоре, весной 1913 года, умер и сам писатель. М. Коцюбинский был похоронен на Болдиной горе в Чернигове, любимом месте его ежедневных прогулок.

Коцюбинский — один из самых оригинальных украинских прозаиков. Кроме украинского и русского он знал девять иностранных языков, среди которых греческий, крымскотатарский, цыганский; но главным источником обогащения языка литературы он считал общенародную речь. Коцюбинский одним из первых в украинской литературе осознал потребность её реформирования в направлении современной европейской прозы. Его творчество всегда было предметом споров литературных критиков. До сих пор некоторые исследователи модернизма Коцюбинского осторожно называют его импрессионистом в литературе.

Коцюбинский начал пробовать свои силы в литературе рано, брался за поэзию, переводы, очерки, но вскоре главным полем его писательской деятельности, настоящим призванием, становится художественная проза. Из первых опытов Коцюбинского-прозаика до нас дошли рассказы «Андрей Соловейко, или Ученье свет, а неученье тьма» (написан в 1884), «21-го декабря, на введение» (1885), «Дядя и тётя» (1885). Печататься начал в 1890 году — львовский детский журнал «Дзвінок» (Звонок) опубликовал его стихотворение «Наша хатка». В том же году побывал во Львове, установив творческие контакты с местными литераторами и издателями, в частности Иваном Франко. Поездка положила начало постоянному сотрудничеству Коцюбинского в западноукраинских изданиях. В начале 1891 года он поехал в с. Лопатинцы на Винничине, где совместил работу домашнего учителя в семье местного служащего (бухгалтера сахарозавода) с началом серьёзной литературной работы. Только за 1891 год из-под его пера вышли рассказы «Харитя», «Ёлочка», «Пятизлотник», повесть «На веру», стихотворная сказка «Завистливый брат».

Первый сборник автора, всего из трёх рассказов («Харитя», «Ёлочка», «Маленький грешник»), вышел в начале 1985-го в Чернигове. Повесть «На веру», из-за проблемной на то время морально-этической подоплёки произведения, автор изначально подписывал при подаче рукописи в издательство псевдонимом Захар Козуб.

Годы пребывания Коцюбинского на правительственной службе в Молдавии и Крыму дали жизненный материал для его произведений «Для общего блага», «Посол чёрного царя», «Ведьма», «В узах шайтана», «Дорогой ценой», «На камне», «В грешный мир», «Под минаретами». Одним из свидетельств того, что Коцюбинский своими произведениями молдавско-крымского цикла выходил за пределы локальных проблем, является то, что его повесть «Для общего блага» была напечатана в переводе на русский язык в журнале «Жизнь» (1899, кн. 12).

Важным моментом мировоззренческо-писательской эволюции Коцюбинского был рассказ «Куколка». В «Куколке» Коцюбинский предстал выдающимся мастером психологического анализа. Сосредоточение внимания на психологических коллизиях становится определяющей чертой его творчества. Романтично-возвышенная, героическая тональность объединяет произведения на темы из прошлого украинского народа — «На крыльях песни» и «Дорогой ценой».

Новелла «Цвет яблони» была в украинской литературе новаторской по теме: поднималась проблема отношения писателя к действительности, говорилось, что художник при любых обстоятельствах не может забывать о своём гражданско-профессиональном долге, должен болеть чужим горем, как собственным. К теме «Цвета яблони» Коцюбинский возвращается не раз (цикл миниатюр «Из глубины», стихотворение в прозе «Память души», незавершённое произведение «Паутина», новеллы «Intermezzo» и «Сон»).

В пятилетие перед Революцией 1905—1907 годов Коцюбинский написал и опубликовал рассказ «Fata Morgana» (Киевская старина, 1904). В нём он уловил те главные сдвиги в сознании крестьянства и новые тенденции в эволюции социальной психологии села, которые в полную силу проявились во время революции. Революция окончательно открыла миру новую деревню, а Коцюбинский без какого-либо вмешательства в текст рассказа продолжил его как вторую часть повести. Вторая часть повести «Fata morgana» (опубликована в апрельском номере «Литературно-научного вестника» за 1910 год) принадлежит к наиболее выдающимся творческим достижениям Коцюбинского, связанным с событиями первой русской революции.

В 1906—1912 годах кроме второй части «Fata morgana» Коцюбинский создаёт новеллы «Смех», «Он идёт», «Неизвестный», «Intermezzo», «В дороге», «Persona grata», «Как мы ездили в Криницу», «Дебют», «Сон», «Письмо», «Подарок на именины», «Лошади не виноваты», этюды «Хвала жизни!», «На острове», а также повесть «Тени забытых предков».

Во время поездок на остров Капри писатель часто встречался с Максимом Горьким, зимой 1911—1912 даже жил у него и написал там свои известные произведения «Лошади не виноваты» и «Подарок на именины». Художественные очерки «Хвала жизни!» и «На острове», написанные летом 1912 года, — последние произведения Коцюбинского. Пафосом торжества жизни над смертью пропитан очерк «Хвала жизни!». Лейтмотив очерка «На острове» — идея непрерывности, вечности человеческого бытия.

Творчество Коцюбинского служит художественным примером уже не одному поколению украинских писателей. Его произведения переведены на многие языки мира (при чём большинство произведений — ещё при жизни автора), по ним созданы фильмы «Кровавый рассвет» (1957), «Кони не виноваты» (1957), «Дорогой ценой» (1958), «Тени забытых предков» (1965)...

М. Горький так характеризовал украинского писателя-патриота: «Он очень часто говорил о демократии, о народе, и всегда это было как-то особенно приятно слушать и поучительно... Человечность, красота, народ, Украина — это любимые темы бесед Коцюбинского, они всегда были с ним, как его сердце, мозг и славные, ласковые глаза».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: