Роль культуры в жизни общества

 

Сущность культуры. Слово«культура»знакомо каж-дому из нас. Оно многозначно и широко используется в литературе, средствах массовой информации, повседневной жизни. Многие общественные и государственные деятели то и дело указывают на упадок культуры, призывают к её возрождению и подъёму, требуют создать благоприятные условия для её развития.

 

Разные люди вкладывают в понятие «культура» неоди-наковый смысл. Одни приравнивают культуру к образо-ванности, другие видят в культуре собрание накопленных ценностей духовной жизни, третьи определяют культуру прежде всего по достигнутому уровню нравственного разви-тия людей. В повседневной речи это слово связано также с представлениями о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях, театрах, библио-теках, наконец, о физической культуре. Однако содержание понятия «культура» гораздо более многообразно и богато. Кроме того, это понятие прошло столь же длинный путь развития, как и сама история человечества.

 

Слово «культура» (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие) появилось в Древнем Риме и использовалось в нескольких значениях. Одно из них — «способ воспитания человека-гражданина, до-стойного члена общества». Это понимание совпадало с древнегреческим «пайдейя» — «воспитание в соответствии

 

с традициями народа, его жизненными правилами». Гума-нистическая и демократическая направленность пайдейи позволила европейской культуре занять одно из ведущих мест в мире. В Средневековье культура обозначала умение истолковывать и понимать тексты Священного Писания. При этом главной задачей было постижение Бога и зави-сящей от него человеческой судьбы.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


66 Тема 2. Культура человека и общества

По мере накопления знаний об общественной жизни

 

и о многообразии протекающих в ней процессов возни-кали новые определения культуры. Одна из таких попы-ток была предпринята в эпоху Просвещения. В XVIII в. слово «культура» стало широко использоваться для обо-значения специфического образа жизни человека, кото-рый отличается от природного бытия. Культура понима-лась просветителями как средство возвышения челове-ка, совершенствования духовной жизни и нравствен-ности.

 

В современной культурологии (науке о культуре) суще-ствует два основных подхода к пониманию культуры.

 

Сторонники антропологического подхода (от греч.

аnthrōpos — человек) считают культурой всю совокупность результатов человеческой деятельности, мир сотворённых людьми вещей, противостоящий природе. Этот мир создан человеком для своих целей и выражает отличие человече-ской жизнедеятельности от естественных, биологических форм жизни. Необходимо также учитывать качествен-ное своеобразие исторических форм деятельности людей, творящей культуру на разных этапах общественного раз-вития, в рамках определённых эпох, национальных общ-ностей и т. д.

 

С точки зрения ценностного подхода культура пони-мается как совокупность лучших, наиболее значитель-ных творений человека. Правда, нередко их ценность относительна. Так, для специалистов, занятых созда-нием ядерного оружия, атомная бомба представляет со-бой высококачественный результат. Но для большинства здравомыслящих людей она — орудие уничтожения все-го живого и действительно ценного и потому не может считаться ценностью культуры. Кроме того, ценностный подход сужает сферу культуры, относя к ней лишь по-ложительные результаты деятельности людей. Однако такие негативные явления, как преступность, рабство, наркомания, увы, сопровождают, человеческую жизнь, и культуру той или иной страны невозможно понять, если их игнорировать.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 8. Роль культуры в жизни общества 67

Подводя итог, можно дать следующее определение:

 

Культура —это специфический человеческий спо-соб жизни, включающий процесс и результаты челове-ческой деятельности, систему норм и ценностей, сим-волов и идеалов, рассматриваемых в контексте истори-ческой эпохи.

 

Культура представляет собой сложное, многоплановое явление. Она пронизывает все сферы жизни и деятель-ности общества и человека. Культура — это и материаль-ные, и духовные ценности человека; она характеризует своеобразие наций и народов; является ядром, основой, «душой» общества.

 

В своих творениях человек воплощает цели, желания, стремления. Культура выражает тот смысл, который мы вкладываем во всё, что делаем. Определённый смысл име-ют произведения искусства, научные исследования, учёба, правила этикета, поведение человека и т. д.

 

Созданные предметы не только выполняют характерные для них функции, но и имеют определённое дополнитель-ное значение. Так, основная функция автомобиля — слу-жить средством передвижения. Вместе с тем для многих — это ещё и вопрос престижа. Чтобы понять смысл исто-рических памятников, необходимо изучить ту культуру, творением которой они являются. Например, туристы, по-сетившие Египет, могут полюбоваться внешним видом пи-рамид, учёные — изучить их физико-химический состав, размеры и т. д. Понять же их назначение невозможно без изучения истории и культуры Древнего Египта. Вот поче-му так важно знать всемирную историю и историю своей страны.

 

Предметы и явления культуры хранят опыт человече-ства. Универсальным знаковым средством сохранения и передачи опыта является слово. Устная и письменная речь позволяют передать практически любой смысл тому, кто знаком с этой системой знаков.

 

Среди знаков особое место занимают символы — зна-ки, служащие условным обозначением какого-либо образа

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


68 Тема 2. Культура человека и общества

или идеи. Например, памятник героям, павшим в боях за Родину, служит символом патриотизма народа. Без изуче-ния соответствующих систем знаков невозможно овладеть достижениями культуры. Приобщаясь к культуре, мы расшифровываем её знаки и символы, постигая таким об-разом смысл происходящего.

 

Культура включает в себя результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предме-ты и явления, которые принято называть артефактами (от лат. arte — искусственный, factus — сделанный). К ним относят не только изготовленные человеком вещи, откры-тые и используемые им средства и способы действий, но и те изменения, которые он производит в своём физическом и духовном облике.

 

Функции культуры. Культура выполняет в жизни че-ловека и общества целый ряд функций.

 

Адаптивная (приспособительная) функция культуры состоит в том, что именно культура позволяет людям при-способиться к различным природным условиям. Благодаря приспособительным механизмам культуры человек смог заселить практически все уголки Земли — от Северно-го Заполярья до Антарктиды, привык к различным осо-бенностям климата, рельефа, растительного и животного мира. Так, на Японских островах, в зоне повышенной сейсмоактивности, люди издавна строили дома на лёгком деревянном каркасе, обтянутом бумагой; эскимосы же сооружали свои жилища из снега и прекрасно переживали в них холодные полярные зимы.

 

Ещё одна важная функция культуры проявляется в накоплении, хранении, систематизации и передаче ин-формации. Её можно назвать функцией исторической преемственности. Нарушение данной функции чреватодля общества серьёзными последствиями. Разрыв куль-турной преемственности способен обречь новые поколения на потерю социальной памяти, сделать их «иванами, не помнящими родства».

 

Ценностная функция культуры состоит в том,что онаформирует у человека ценностные потребности и ориен-тации. Усвоенные культурные ценности позволяют раз-

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 8. Роль культуры в жизни общества 69

личать значимое и незначительное в жизни, беречь те элементы культуры, которые гармонизируют и совершен-ствуют жизнь, и отказываться, избавляться от того, что ведёт к деградации личности. Для общества же сохранение ценностей культуры — залог стабильного развития.

 

Нормативная функция культуры связана с регулиро-ванием общественной жизни. Её выполнение опирается на мораль и право и способствует усвоению людьми совокуп-ности норм и правил, регламентирующих их поведение и деятельность.

 

Коммуникативная функция культуры (от лат. commu-nicatio — делаю общим; связываю; общаюсь) обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, ведёт к выявлению всего ценного, что накоплено человечеством, позволяет обмениваться культурными достижениями, спо-собствует процессам интеграции культур. Особенно на-глядной она становится в современном мире, когда на наших глазах создаётся единое культурное пространство всего человечества.

 

Перечисленные основные функции культуры в реаль-ной жизни тесно связаны. И, конечно, они не исчерпыва-ют всего назначения культуры.

 

Основное назначение культуры — делать человека Че-ловеком. Развитие культуры даёт возможность облегчитьтруд и сделать его творческим, обогатить ум и чувства. Постижение культуры — важное условие самосовершен-ствования и саморазвития личности.

 

Материальная и духовная культура. Культура имееточень сложное строение, состоит из множества элементов. Неповторимое их сочетание создаёт своеобразие националь-ных культур, а также малых «культурных миров» — суб-культур (молодёжная, профессиональная и т. д.). (Подроб-нее о субкультуре мы поговорим в следующем параграфе.)

 

К элементам духовной культуры относят правила по-ведения, эталоны, ритуалы, мифы, идеи, символы, язык, знания и др. Духовная культура включает в себя познава-тельную (интеллектуальную), нравственную, художествен-ную, правовую, педагогическую, религиозную и другие формы жизни людей.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


70 Тема 2. Культура человека и общества


 

Часовня-усыпальница Паскевичей в Гомеле (1870—1889)

 

Жилые дома, орудия труда и предметы домашнего обихода, одежда и военная техника, средства передвиже-ния, компьютеры и многое другое, сотворённое руками человека, являются элементами материальной культуры.

 

В материальную культуру входят: культура труда и мате-риального производства, культура быта, культура места жительства (дома, деревни, города), культура отношения к собственному телу (правила гигиены и т. д.), физическая культура.

 

Материальная и духовная культуры тесно связаны между собой. Провести границу между ними бывает слож-но. Например, техническая идея по совершенствованию холодильника или телевизора воплощается в новых изде-лиях. Тем самым она облекается в материальную форму и становится предметом материальной культуры. Если же идеи писателя, скульптора или художника не реализуются в книге, скульптуре или картине, они останутся лишь об-

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 8. Роль культуры в жизни общества 71

щим замыслом. Некоторые виды творческой деятельности одновременно принадлежат и к материальной, и к духов-ной культуре. Например, архитектура — это и искусство,

 

и строительство. Искусство кино и искусство фотографии стали возможны только благодаря соответствующим тех-ническим изобретениям.

 

Ценности материальной культуры, как правило, имеют определённую цену, а также временные пределы потре-бления. Они могут «морально устареть», производствен-ное оборудование изнашивается, здания ветшают и т. д. Наоборот, ценность достижений духовной культуры может

 

и не иметь временных рамок. Например, ценность жизни, здоровья, любви и дружбы, истины и добра признаётся на протяжении всего существования человечества.

 








Некоторые выводы

 

1. Культура является ядром, основой, «душой» обще-ства. Она пронизывает все сферы жизни и деятель-ности человека. 2. Сторонники антропологического подхода считают культурой всё созданное человеком, ценностного — только совокупность лучших творений человека. 3. Предметы и явления культуры хранят опыт человечества, запечатлённый в знаках и симво-лах. 4. В культуре выделяют материальную и духов-ную стороны, которые тесно взаимосвязаны.

 

?! Вопросы и задания

1. Почему, на ваш взгляд, понятие «культура» нельзя опреде-лить однозначно?

 

2. Чем культура отличается от природы?

 

3. Какую роль играет культура в жизни общества?

 

4. Какого человека, на ваш взгляд, можно назвать человеком высокой культуры?

 

5. Какое суждение о соотношении материального и духовно-го в культуре иллюстрирует высказывание: «Рукописи не горят, но книги истрёпываются»? Согласны ли вы с этим суждением?


 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


72 Тема 2. Культура человека и общества



Грани культуры

 

Элитарная и массовая культура. В зависимости отуровня развития культуры выделяют две её формы — эли-тарную и массовую.

 

Элитарная культура —это культура привилегиро-ванных групп общества.

 

Она характеризуется духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Создаётся при-вилегированной частью общества (элитой) либо по её за-казу профессиональными творцами.

 

Культурную элиту общества надо отличать от социаль-ной аристократии. Культурная элита в конечном итоге жи-вёт для народа, а аристократия — возвышается над ним и обычно отгораживается от него. Представители культурной элиты берут на себя ответственность за высшее культурное развитие общества, в котором живут. Они не боятся труда

 

и даже рискуют своим благополучием, а порой и жизнью, отстаивая свои идеалы и творческую независимость. Таким был великий русский поэт А. С. Пушкин, который искренне желал быть «любезным народу», но не стремился, слившись с ним, утратить свою индивидуальность.

 

Неустанный творческий поиск, творческая свобода и стремление к созданию высших ценностей культуры — вот отличительные черты культурной элиты. Как прави-ло, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком. Поэтому особенно тяжела судьба представителей культурной элиты на переломах исторических эпох, когда усиливается неприятие любого инакомыслия.

 

Элитарная культура находится в своеобразной оппози-ции по отношению к массовой культуре. Представители культурной элиты пытаются разрушить сложившиеся сте-реотипы и шаблоны массовой культуры.

 

Массовая культура —это культура,ориентирован-ная на массовое каждодневное потребление.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 9. Грани культуры 73

 

 

И. Е. Репин. Белорус (1892)

 

Массовая культура ярко проявила себя в США на ру-беже XIX и XX в. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую револю-цию и массовую культуру».

 

Массовая культура не выражает изысканных вкусов. Её продукция предназначена для употребления массой, состоящий из средних, заурядных людей. Её представи-тель — человек без чётко выраженной индивидуальности, потому массовая культура доступна и понятна всем, неза-висимо от уровня образования, возраста и национально-сти. Распространение массовой культуры неизбежно при-водит к снижению уровня культуры в целом, поскольку она приспосабливается к неразвитым, невзыскательным вкусам массового человека. Газеты, кинематограф, радио, телевидение, компьютерные сети сразу же после своего появления превратились в механизмы распространения и функционирования массовой культуры.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


74 Тема 2. Культура человека и общества

С помощью средств массовой коммуникации и информа-ции у творцов массовой культуры появилась возможность легко манипулировать сознанием миллионов людей. В отли-чие от элитарной культуры она обладает большей аудитори-ей, а в отличие от народной — продукты массовой культуры всегда имеют своего автора. Однако массовая культура не имеет традиций, она не связана с определённой религией или интересами какого-то одного социального слоя. Вкусы, которые выражает и обслуживает массовая культура, столь быстротечны, что традиции не успевают сформироваться. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актуаль-ность, выходят из моды. При этом чем более примитивны

 

и общедоступны культурные достижения, тем более они значимы для массы. В результате развития массовых форм культуры обесценивается высокая духовность, расшатывают-ся или даже разрушаются моральные устои.

 

Основными способами осуществления современной мас-совой культуры являются: средства массовой информации; массовые политические движения; реклама; мода; инду-стрия формирования имиджа и улучшения физических данных индивида (культуризм, аэробика, туризм, фитнес, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т. д.); индустрия досуга, включающая в себя художественную культуру (приклю-ченческая, фантастическая, «бульварная литература», некоторые жанры кино, карикатура, комиксы в изоб-разительном искусстве, поп-музыка, спорт как зрелище

 

и др.). В современном мире массовая культура охватывает практически все сферы жизни общества.

 

Народная и профессиональная культура. Народнаякультура включает сказки, песни, танцы, мифы и леген-ды. Её создают не имеющие профессиональной подготовки анонимные творцы, т. е. их имена, как правило, неиз-вестны. Народную культуру также называют любитель-ской. Она начала складываться в ранний период истории человечества, предшествовавший появлению первых го-сударств. Народная культура впитала в себя древнейшие представления о мире, религиозные догмы и ритуалы. Всё это отразилось в произведениях фольклора.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


 

Слуцкий пояс

§ 9. Грани культуры 75

Фольклор (от англ. folk —народ, lore —знания) —этонародное творчество, искусство, создаваемое народом.

Важную роль в развитии народной культуры сыграло юмористическое восприятие окружающего мира. На этой основе развились и существуют такие виды фольклора, как народный анекдот, басня, сатирическая песня, сказка, скоморошество.

Особое значение в странах Запада приобрели карнава-лы — массовые театрализованные народные гулянья. Благодаря карнавальным шествиям обряженных в маски людей в средневековом обществе снималось внутреннее напряжение, поддерживался классовый мир. Именно в фольклоре лежат истоки многих современных видов искус-ства. Народная культура стала основой для формирования главных ценностей, принципов и традиций современной национальной культуры.

Различают обыденную (повседневную) и профессиональ-ную культуру. Все основные виды человеческой деятель-ности зародились в недрах обыденной жизни, но со вре-менем выделились и оформились в специализированные профессии.

Профессиональная культура связана с деятельнос-тью особых учреждений, предприятий, специалистов по организации материального и духовного производства.

По мере развития искусства, нау-ки и техники профессии преврати-лись в самостоятельные области дея-тельности со своими правилами, традициями и т. д. В связи с этим потребовались максимальная кон-центрация усилий специалистов для решения конкретных задач, их осо-бая подготовка для достижения тре-буемого мастерства. Когда худож-ник смог заработать себе на жизнь только живописью, учёный — на-учной деятельностью, инженер — созданием и совершенствованием технологий, машин и механизмов,

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


76 Тема 2. Культура человека и общества

 

тогда и появились соответствующие разновидности про-фессиональной культуры.

 

В настоящее время результаты, полученные благодаря профессиональной культуре, не являются достоянием ис-ключительно профессионалов. В современном мире обычно-му человеку не обойтись без использования различных до-стижений искусства, науки и техники. Они прочно вошли

 

в нашу жизнь и для многих людей стали обыденностью.

 

Субкультура и контркультура. Во всех обществах су-

 

ществует множество социальных групп, имеющих различ-ные культурные ценности, традиции и т. д.

 

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство чле-нов общества, называется доминирующей, или господ-ствующей, культурой.

 

Систему норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства общества, называ-ют субкультурой.

 

Субкультура формируется под влиянием таких факто-ров, как социальный статус, национальная принадлеж-ность, религия, место жительства. Ценности и нормы субкультуры воздействуют на становление личности чле-нов соответствующей группы. Примером может служить влияние на человека молодёжной субкультуры.

 

Иногда большинство общества относится к той или иной субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к ува-жаемым в принципе субкультурам врачей, учёных или военных.

 

От доминирующей культуры субкультура отличает-ся языком, взглядами на жизнь, манерами поведения её носителей. Эти различия могут быть выражены очень сильно, даже если субкультура не противостоит домини-рующей культуре.

 

Субкультура, которая не просто отличается от до-минирующей культуры, но противостоит ей, находится

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 9. Грани культуры 77

 

в конфликте с доминирующими ценностями и норма-ми, носит название контркультура (от лат. contra — против).

 

Контркультура связана с отрицанием или разрушением принятых в обществе ценностей, норм и правил. Это быва-ет выражено в вандализме — бессмысленно жестоком раз-рушении того, что создано людьми и составляет достояние культуры. Можно выделить следующие его виды:

 

1) материальный вандализм — разрушение и оскверне-ние церквей, святых мест, памятников культуры, ценных природных объектов;

 

2) духовный вандализм — разрушение веры, укоренив-шейся в душах людей;

 

3) системный вандализм — разрушение устоявшихся систем ценностей, образования, воспитания, общественных связей.

 

Известна такая разновидность контркультуры в за-падном обществе, как богема. Наиболее яркий пример — хиппи 60-х годов ХХ в. Они вели асоциальный и амо-ральный образ жизни и нередко заявляли, что протесту-ют тем самым против войны. Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и трудноразрешимых конфликтов в обществе. Иногда эти ценности и воззре-ния постепенно проникают в господствующую культуру, изменяя её. Так, длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, со временем широко распространились в за-падном обществе.

 

Контркультура, бывает, несёт в себе не только отри-цательное, но и некоторое положительное содержание. Она часто выражает протест против негативных явлений

 

в обществе. Однако вместе с вредным она уничтожает и полезное, превращаясь порой в антикультуру — нетер-пимую и злобную критику любой культуры.

 

Культура в повседневной жизни. Культура организуетчеловеческую жизнь. Во всех обществах она в значитель-ной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


78 Тема 2. Культура человека и общества

поведение. Человек не может существовать без приобще-ния к той или иной культуре, её ценностям, традициям, идеалам. Приобщаясь к культуре, ребёнок превращается

 

в полноценного члена общества. Культура пронизывает всю повседневную жизнь человека. В ней можно выделить следующие области:

 

1) культура труда:ответственное отношение к своимтрудовым обязанностям является основой плодотворного развития личности;

 

2) культура быта:совершенствуя свой быт,человекпреобразует условия своей жизни, делает лучше, прекрас-нее свой небольшой кусочек окружающего мира;

 

3) культура отдыха:отдыхая от работы,человек за-нимается развитием души, приобщаясь к достижениям изобразительного искусства, литературы и т. д.;

 

4) физическая культура:тело человека—это важнаячасть нашего мира, а забота о нём — составная часть за-боты о мире в целом.

 

Все области культуры связаны друг с другом и тес-но взаимодействуют, составляя целостное пространство человеческой жизни. Так, от характера труда и его ре-зультативности зависит организация быта; с бытовыми условиями связана структура отдыха, а от направленности на определённый тип отдыха зависит уровень развития физической культуры человека.

 







Некоторые выводы

 

1. Элитарная культура создаётся представителями творческой элиты и противостоит низким вкусам и ценностям массовой культуры. 2. Народная культура представляет собой основу развития современной на-циональной культуры. 3. Профессиональная культура развилась благодаря необходимости концентрации усилий специалистов на решении конкретных задач определённого типа — научных, инженерных и т. д.

 

4. В повседневной жизни культура проявляется в сферах труда, быта, отдыха; важна и физическая культура.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


 

 

?! Вопросы и задания


 

§ 10. Преемственность в развитии культуры 79

 


1. По мнению современного испанского философа Х. Ортега-и-Гассета, есть два типа людей: 1) те, «кто строг и тре-бователен к себе, берёт на себя труд и долг», и 2) те, «кто доволен собой, кто живёт без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, кто плывёт по течению». Кого из них вы отнесёте к элите, а кого — к представителям «массы»?

 

2. Какова, на ваш взгляд, роль культурной элиты в обще-стве?

 

3. Назовите основные проявления массовой культуры.

 

4. Выдающийся русский философ М. М. Бахтин (1895—1975) сравнивал средневековый карнавал с выниманием затычки из винной бочки, благодаря чему её не разрывают скопив-шиеся там винные пары. Как вы это понимаете?

 

5. Является ли субкультура неонацистов контркультурой при-менительно к ситуации в современном обществе? Приве-дите примеры контркультур.

 

6. Можно ли сказать, что массовая культура — это форма потери человеком личностной культуры? Ответ обоснуйте.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: