Эталоны ответов на вопросы задания 1.1.1

 

Вопрос Ответ
1. Расскажите о расположении головного мозга и назовите его отделы. Головной мозг человека (лат. encephalon) является органом ЦНС, состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков. Головной мозг человека занимает почти всю полость мозгового отдела черепа, кости которого защищают головной мозг от внешних механических повреждений.  Существуют следующие отделы головного мозга: 1. полушарие большого мозга (конечный мозг), 2. таламус (промежуточный мозг), 3. гипоталамус (промежуточный мозг), 4. средний мозг, 5. мост, 6. мозжечок, 7. продолговатый мозг, 8. спинной мозг.
2. Назовите методы диагностики функционального состояния ствола головного мозга и его значение. Топографически ствол мозга начинается со ската основания черепа до большого отверстия, располагающегося на затылочной кости. Это образование является самым крупным информационным коллектором: структуры ствола регулируют поток нейронных импульсов между корой конечного мозга и образованиями спинного мозга. В настоящее время в арсенале неврологов и психиатров имеется большое количество инструментальных методов исследований, позволяющих оценивать функциональное состояние как центральной, так и периферической нервной системы: 1) Метод эхоэнцефалоскопии является методом ультразвуковой диагностики нарушений в головном мозге и позволяет судить о наличии и степени смещения срединных структур, что свидетельствует о присутствии дополнительного объема (внутримозговая гематома, отек полушария); 2) Метод электроэнцефалографии (ЭЭГ) — метод исследования биоэлектрической активности мозга. Основным показанием для проведения данного метода является диагностика эпилепсии. Для разных форм этого заболевания характерны различные варианты изменений биоэлектрической активности мозга; 3) Полисомнография (ПСГ) — метод длительной регистрации различных функций организма в течение всего сна. Метод включает в себя мониторинг биопотенциалов головного мозга (ЭЭГ), электроокулограммы, электромиограммы, электрокардиограммы, частоты сердечных сокращений, воздушного потока на уровне носа и рта, дыхательные усилия грудной и брюшной стенок, колебания кислорода в крови, двигательную активность во сне; 4) Вызванные потенциалы (ВП) — это метод, позволяющий получить объективную информацию о состоянии различных сенсорных систем как ЦНС, так и периферических отделов. Он связан с регистрацией электрической активности в ответ на различные стимулы — звуковые, зрительные, сенсорные.
мм3. Назовите состав и свойства ликвора. Спинномозговая жидкость(ликвор, цереброспинальная жидкость) - жидкая биологическая среда организма, которая циркулирует в желудочках головного мозга, ликворопроводящих путях, субарахноидальном пространстве головного и спинного мозга. В состав спинномозговой жидкости входят различные белки, минеральные вещества и небольшое количество клеток (лейкоциты, лимфоциты). Цереброспинальная жидкость, полученная при спинномозговой пункции так называемый люмбальный ликвор - в норме прозрачна, бесцветна, имеет: постоянный удельный вес 1,006 - 1,007; вязкость цереброспинальной жидкости в норме колеблется от 1,01 до 1,06. Ликвор имеет слабощелочную реакцию рН 7,4 — 7,6; температура цереброспинальной жидкости в субарахноидальном пространстве спинного мозга 37 — 37,5 С. Химический состав цереброспинальной жидкости сходен с составом сыворотки крови: 9 - 90% составляет вода; сухой остаток 10 - 11% содержит органические и неорганические вещества, принимающие участие в метаболизме мозга.
4. Назовите понятие и функции ретикулярной формации. Ретикулярная формация – РФ (лат. fopmatio reticularis, reticulum - сетка) является интегративным, самостоятельным структурно-физиологическим образованием ЦНС. Восходящие влияния РФ на кору большого мозга повышают ее тонус, регулируют возбудимость ее нейронов, не изменяя специфику ответов на адекватные раздражения. РФ влияет на функциональное состояние всех сенсорных областей мозга. Она начинается в шейной части спинного мозга между боковыми и задними рогами. В продолговатом мозге значительно увеличивается и располагается между ядрами черепно-мозговых нервов.   В целом ретикулярная формация выполняет следующие функции: 1) выбирает тип поведения всего организма в зависимости от конкретной обстановки; 2) оказывает облегчающее или тормозящее влияние на сгибательные и разгибательные рефлексы, рефлексы поддержания позы, физическую двигательную активность; 3) регулирует эндокринные и висцеральные функции внутренних органов; 4) оказывает влияние на врожденное и эмоциональное поведение; 5) участвует в процессах инициации, поддержания и изменения бодрствования, внимания, ориентировочных рефлексов; 6) играет важную роль в процессах обучения; 7) участвует в процессах запоминания; 8) обеспечивает протекание внутреннего торможения и фаз быстрого и медленного сна.
5. Назовите оболочки и межоболочечные пространства головного мозга. Головной мозг покрыт тремя оболочками (memnges): 1) твердой оболочкой головного мозга (dura mater encephali); 2) паутинной оболочкой головного мозга (arachnoidea encephali) 3) мягкой оболочка головного мозга (pia mater encephali). Оболочки головного мозга являются продолжением оболочек спинного мозга.   Межоболочечные пространства головного мозга: 1. Субдуральное пространство (spatium subdurale) расположено между твердой и паутинной оболочками; заполнено небольшим количеством спинномозговой жидкости. 2. Подпаутинное пространство (spatium subarachnoidealis) расположено между паутинной и сосудистой оболочками; заполнено спинномозговой жидкостью.
6. Расскажите о мозжечке, его функции и расположении. · Мозжечок (лат. cerebellum — дословно «малый мозг») — отдел головного мозга позвоночных, отвечающий за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. У человека располагается позади продолговатого мозга и Варолиева моста, под затылочными долями полушарий головного мозга. Посредством трёх пар ножек мозжечок получает информацию из коры головного мозга, базальных ганглиев, экстрапирамидной системы, ствола головного мозга и спинного мозга. У различных таксонов позвоночных взаимоотношения с другими отделами головного мозга могут варьироваться. · верхние — со средним мозгом и таламусом. Основные функции мозжечка — координация движений, нормальное распределение мышечного тонуса и регуляция вегетативных функций. Свое влияние мозжечок оказывает через ядерные образования среднего и продолговатого мозга, а также посредством двигательных нейронов спинного мозга.
7. Назовите проводящие пути спинного и головного мозга. Проводящие пути головного и спинного мозга –это совокупность тесно расположенных нервных волокон, проходящих в определенных зонах белого вещества головного и спинного мозга, объединенных общностью строения и функции. В спинном и головном мозге выделяют три группы нервных волокон: 1) ассоциативные нервные волокна(короткие и длинные) соединяют между собой группы нейронов (нервные центры), расположенные в одной половине спинного или головного мозга; 2) комиссуральные (спаечные) нервные волокнасвязывают аналогичные центры (серое вещество) правого и левого полушарий большого мозга, образуя мозолистое тело, спайку свода и переднюю спайку. Мозолистое тело соединяет между собой новые, более молодые отделы коры большого мозга правого и левого полушарий; 3) проекционныенервные волокна (проводящие пути): восходящие (связывают спинной мозг с головным, а также ядра мозгового ствола с базальными ядрами и корой большого мозга) и нисходящие (идут в обратном направлении).   Взависимости от этого восходящие проекционные пути делятся на три группы: 1. Экстероцептивные пути несут импульсы от кожного покрова (болевые, температурные, осязания и давления), от органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния) к нейронам коры постцентральной извилины, где находится корковый конец анализатора общей чувствительности. 2. Проприоцептивпые пути проводят импульсы от мышц, сухожилий, суставных капсул, связок. Они несут информацию о положении частей тела, объеме движений, а также импульсы мышечно-суставного чувства к коре постцентральной извилины. 3. Интероцептивные пути проводят импульсы от внутренних органов и сосудов. Расположенные в них рецепторы воспринимают информацию о состоянии гомеостаза (интенсивности обменных процессов, химическом составе крови и лимфы, давлении в сосудах и т. д.).
8. Расскажите об особенностях нервной системы в разные возрастные периоды. Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития, в период от 10-й до 18-й недели внутриутробного развития наблюдается наибольшая интенсивность деления нервных клеток (критический период формирования ЦНС). Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100%, к моменту рождения ребенка сформировано только 25%, к 6 месяцам 66%, а к году 90-95%. Темпы развития нервной системы особенно энергично протекает в течении первых трёх месяцев жизни. Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов (сосательный, глотательный, защитный), также у детей имеются и примитивные рефлексы, исчезающие со временем: рефлексы со стороны глаз – мигания, ослепления, «заходящего солнца»; рефлексы со стороны лица – сосания, поисковый (Куссмауля), хоботковый; рефлексы со стороны рук – верхний хватательный (Робинсона), ладонно-рото-головной (Бабкина), рефлекс объятия (Моро); рефлексы со стороны туловища – р. Галанта, р. Переза; рефлексы со стороны ног – нижний хватательный, опоры, автоматической ходьбы, р. Бабинского.   Вегетативная нервная система функционирует с самого рождения, обеспечивая поддержание сосудистого тонуса, адаптационно-трофические реакции и регуляцию деятельности внутренних органов. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.   Именно к 7 -летнему возрасту происходит морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий. период полового созревания, особенно к концу его - в юношеском возрасте, увеличение массы головного мозга незначительно. В это время происходят главным образом процессы усложнения внутреннего строения мозга. Это внутреннее развитие характеризуется тем, что нервные клетки коры больших полушарий оканчивают своё формирование, и происходит особенно энергичное структурное развитие, окончательное формирование извилин и развитие ассоциативных волокон, которые осуществляют связь отдельных областей коры между собой.   Количество ассоциативных волокон особенно увеличивается у юношей и девушек в возрасте 16 -18 лет. Всё это создаёт морфологическую основу для процессов ассоциативного, логического, отвлечённого и обобщающего мышления.   У лиц пожилого возраста тормозятся мигательные условные рефлексы при относительно большей сохранности речевых реакций. В глубокой старости имели место обратные отношения. Систематическое применение словесных и непосредственных раздражителей с отдыхом в 1– 2 дня способствовало улучшению функций обеих сигнальных систем В процессе старения наблюдалось не только нарушение комплексного реагирования, но и изменение свойств нервных процессов.
9. Расскажите о продолговатом мозге, его центрах и функциях. Продолговатый мозг состоит из белого и серого вещества. Строение продолговатого мозга можно разделить на внутренне и внешнее. Нижней границей (дорсальной)считается место выхода корешков первого шейного спинномозгового нерва, а верхней — мост головного мозга. Внешне важная часть мозга похожа на луковицу. Эта часть мозга является продолжением спинного мозга, поэтому она включает анатомические особенности и спинного и головного мозга. 1.Внешне можно выделить переднюю срединную линию, которая разделяет пирамиды (продолжение передних канатиков спинного мозга). Пирамиды являются особенность развития мозга у человека, т.к. они появились в ходе развития неокортекса. По сторонам от пирамид находится овальное расширение «олива», которая содержит одноименные ядра. Каждое ядро содержит оливомозжечковый тракт. 2.Внутреннее строение. За жизненно важные функции отвечают ядра серого вещества: ядро оливы (связано с зубчатым ядром мозжечка), ретикулярная формация (регулирует контакт со всеми органами чувств и спинным мозгом), ядра (9-12 пар черепных нервов), добавочный нерв, языкоглоточный нерв, блуждающий нерв, центры кровообращения и дыхания, которые связанны с ядрами блуждающего нерва Продолговатый мозг отвечает за следующие основные функции: 1) Сенсорные функции – отсенсорных рецепторов поступают афферентные сигналы к ядрам нейронов продолговатого мозга. Результатом анализа является последующая реакция в виде рефлекторной регуляции, которую реализуют центры продолговатого мозга. Например, накопление С02 в крови и снижение O2 является причинной для следующих поведенческих реакций, отрицательные эмоции, удушье, которые заставляют человека искать чистый воздух. 2) Проводниковая функция - проведение нервных импульсов и в самом продолговатом мозге, и к нейронам других отделов мозга (импульсы приходят по одноименным волокнам 8-12пар черепных нервов к продолговатому мозгу. 3) Рефлекторные функции - защитные рефлексы и регуляцию жизненно важных функций. 4) Позные рефлексы — нужны для поддержания определенной позы тела в пространстве, включая нужные мышцы · 5) Лабиринтные рефлексы — обеспечивают постоянное положение головы. Делятся на тонические и физическими. Физические — поддерживают позу головы при нарушении равновесия. Тонические — поддерживают позу головы на протяжении длительного времени за счет распределения контроля в разных мышечных группах 6) Защитные рефлексы: рефлекс чиханья, рвота, глотание, моргание.
10. Расскажите о гематоэнцефалическом и ликвороэнцефалическом барьерах и их значения. Гематоэнцефалический барьер, или преграда между капиллярной кровью и нейронами центральной нервной системы, «защищенное соединение». Задача ГЭБ состоит в том, что нейроны не вступают в непосредственный контакт с капиллярной сетью, а взаимодействуют с взаимодействуют с питающими капиллярами через «посредников». Этими посредниками являются астроциты, или клетки нейроглии (вспомогательная ткань центральной нервной системы, которая выполняет множество функций, например, опорную, поддерживая нейроны, и трофическую, питая их). В данном случае, астроциты непосредственно забирают из капилляра все, что нужно нейронам, и передают им. Одновременно они контролируют, чтобы в головной мозг не попали вредные и чужеродные вещества. Таким образом, через гематоэнцефалический барьер не проходят не только различные токсины, но и многие лекарства, и это составляет предмет исследования современной медицины, поскольку с каждым днем количество препаратов, которые регистрируются для лечения заболеваний головного мозга, а также антибактериальных и противовирусных препаратов, все увеличивается.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: