Человек, индивид, личность

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Личность — это существо, принадлежащее к биологическому виду Homo sapiens.

Человек — это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами.

Талант — специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных.

Индивид — это целостность социальных свойств человека, про­дукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной дея­тельности и общения.

Индивидуальность — это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества.

Воспитание — человек, способный к активной социальной дея­тельности.

Модальная личность — это принятый культурой соответствую­щего общества тип личности, в наибольшей степени отражаю­щий особенности данной культуры.

Социальный субъект — это человек, разделяющий те же куль­турные образцы, что и большинство членов данного общества, >го тип личности, наиболее распространенный на данной терри­тории и в данный момент времени.

Самосознание — процесс целенаправленного воздействия на человека по формированию определенных качеств.

Нормативная (базисная) личность это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия лруг с другом в условиях данного общества.

Социальные отношения — это индивидуально-психические ка­чества человека, которые позволяют ему успешно приобретать шания, умения и навыки.

Социализация — это ярко выраженная способность.

Самовоспитание — это талантливый человек, постоянно раз­ни вающий свои способности и достигший высоких результатов в своей деятельности.

Способности это процесс освоения социальных ролей, при­обретения социальных статусов и накопления социального опыта.

Гений — это процесс, при котором человек сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• В социологии выделяются такие виды личности, как:

……………………….;

модальная.

• На формирование личности оказывают влияние такие факто­ры, как:

……………………….;

воспитание;

………………………..

• Выделяют две составляющие социальной среды:

 макросреду;

……………………….

   • Социальные отношения включают в себя два уровня:

     ……………………….;

психологический.

• В зависимости от возраста различают этапы социализации:

начальную;

………………………..

• Существует две стороны воспитания:

……………………….;

стихийное усвоение правил поведения.

Задание 3. Прочитайте высказывания, характеризующие спо­собности, талант, гениальность. Как взаимосвязаны эти свойства личности? Каждый ли человек может стать гением? Что для этого необходимо?

В.А.Обручев: «Способности, как и мускулы, растут при тре­нировке».

Д.И.Менделеев: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни та­лантов, ни гениев».

• Шопенгауэр: «Каждый ребенок в известной степени гений; каждый гений некоторым образом ребенок».

Д. Милль: «Выдающиеся способности и глубокое изучение бес­смысленны, если время от времени они не приводят к заключе­ниям, отличным от тех, какие можно было бы сделать с обыкно­венными способностями и без изучения».

• Вейтлинг: «Средства, служащие к удовлетворению страстей, называют способностями, а применение способностей — это ме­ханическая и духовная работа человека.

Таким образом, способности являются естественными грани­цами страстей, потому что они доставляют средства для удовлет-норения страстей. Чтобы побудить организм к деятельности, при­рода вложила все свои чары во вкушение наслаждений и ими воз­действует на чувства человека. Чувства возбуждают страсти, стра- сти — способности, а способности вызывают деятельность чело- нска, плоды этой деятельности снова претворяются в наслажде­ния, к которым быстро примешивается раздражение чувств, а чувства возбуждают страсти.

Таким образом, страсти являются пружинами, приводящими it действие весь организм, а для того чтобы они не ослабевали, природа устроила так, что чем больше развиваются и совершен- i гвуются способности человека, тем сильнее становятся его стра­сти».

Л.Фейербах: «Где нет простора для проявления способности, гам нет и способности».

И.Гёте: «Человек, обладающий врожденным талантом, испы- н.!вает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант».

М.Арнольд: «Гениальность зависит главным образом от энер­гии».

Т. Карлейль: «Гениальность — это прежде всего выдающаяся | иособность быть за все в ответе».

Г. Гегель: «Талант без гения не намного возвышается над уров­нем голой виртуозности».

К. Гуцков: «Гений прокладывает след, а талант идет по нему, но идет по-своему».

Новалис: «Гений есть как бы душа души; это есть соотношение между душой и духом. Субстрат или схему гения уместно будет назвать идолом; идол есть подобие человека».

А. Шопенгауэр: «Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди».

Задание 4. Прочитайте высказывания о воспитании. Какие ка­чества отличают воспитанного человека? Почему воспитание не­обходимо для социализации и для формирования личности?

Платон: «Воспитание есть усвоение хороших привычек».

Домострой: «Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему, играя: в малом послабишь — в большом пострадаешь, скорбя в будущем, будто занозы вгонишь II душу свою».

Д. Карнеги: «Не подражайте другим. Найдите себя и будьте со­бой».

Д. Локк: «В человеке плохо воспитанном отвага становится гру­бостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, про- (юга — неотесанностью, добродушие — лестью».

Х.Виланд: «Дети, правда, должны, пока они дети, быть руко- иодимы авторитетом; но надо их, однако, воспитывать так, что­бы они не всегда оставались детьми».

А.П.Чехов: «Хорошее воспитание не в том, что ты не про­льешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

С. Н. Паркинсон: «Наши попытки поучать малышей и подрост­ков приводят к одному: в конце концов мы сами скатываемся на доступный им уровень понимания. Они набираются ума-разума, а мы его теряем».

Р.Оуэн: «Благодаря воспитанию в отдаленном будущем несо­вершенное человечество превратится в новую расу людей — та­ково могущество воспитания»; «Человеческая природа, за ис­ключением мелких различий, встречающихся во всех сложных явлениях природы, везде одна и та же. Она без исключений всю­ду пластична, и с помощью разумного воспитания можно обра­зовать из детей какого угодно класса людей совершенно другого класса».

Г.Гегель: «В первое время важнее всего материнское воспита­ние, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство»; «Воспитание имеет целью сделать человека самостоя­тельным существом, т.е. существом со свободной волей».

А.Дистервег: «Конечная цель всякого воспитания — воспита­ние самостоятельности посредством самодеятельности».

И. Кант: «В воспитании кроется великая тайна усовершенство­вания человеческой природы»; «Воспитание есть искусство, при­менение которого должно совершенствоваться многими поколе­ниями»; «Человек может стать человеком только путем воспита­ния. Он — то, что делает из него воспитание».

К. Маркс: «Воспитатель сам должен быть воспитан».

И.Шиллер: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили».

Задание 5. Прочитайте отрывок. На какие проблемы взаимоот­ношений родителей и детей указывает автор? Как они связаны с процессом воспитания?

Е.Вроно: «...Что жизнь — театр, замечено давно. Семейная жизнь очень часто — театр кукольный: дети — куклы, родители — кукловоды. Иногда они меняются ролями... Не только куклово­ды, но и куклы в этом театре всегда — живые люди. В искусных руках кукла послушно смеется и плачет, по ее щекам текут не глицериновые слезы...

Послушный и покладистый ребенок — мечта родителей. Од­нако есть разница между послушностью и эмоциональным раб­ством, психологической зависимостью, возникающей, когда основой взаимоотношений в семье служат не защита, поддерж­ка, сочувствие и любовь, но использование чувств другого для безраздельного подчинения себе близких, манипулирования ими».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: