Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Личность — это существо, принадлежащее к биологическому виду Homo sapiens.
Человек — это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами.
Талант — специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных.
Индивид — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Индивидуальность — это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества.
Воспитание — человек, способный к активной социальной деятельности.
Модальная личность — это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры.
Социальный субъект — это человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества, >го тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент времени.
|
|
Самосознание — процесс целенаправленного воздействия на человека по формированию определенных качеств.
Нормативная (базисная) личность — это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия лруг с другом в условиях данного общества.
Социальные отношения — это индивидуально-психические качества человека, которые позволяют ему успешно приобретать шания, умения и навыки.
Социализация — это ярко выраженная способность.
Самовоспитание — это талантливый человек, постоянно разни вающий свои способности и достигший высоких результатов в своей деятельности.
Способности — это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта.
Гений — это процесс, при котором человек сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• В социологии выделяются такие виды личности, как:
……………………….;
модальная.
• На формирование личности оказывают влияние такие факторы, как:
……………………….;
воспитание;
………………………..
• Выделяют две составляющие социальной среды:
макросреду;
……………………….
• Социальные отношения включают в себя два уровня:
……………………….;
психологический.
• В зависимости от возраста различают этапы социализации:
начальную;
………………………..
• Существует две стороны воспитания:
……………………….;
стихийное усвоение правил поведения.
|
|
Задание 3. Прочитайте высказывания, характеризующие способности, талант, гениальность. Как взаимосвязаны эти свойства личности? Каждый ли человек может стать гением? Что для этого необходимо?
В.А.Обручев: «Способности, как и мускулы, растут при тренировке».
Д.И.Менделеев: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».
• Шопенгауэр: «Каждый ребенок в известной степени гений; каждый гений некоторым образом ребенок».
Д. Милль: «Выдающиеся способности и глубокое изучение бессмысленны, если время от времени они не приводят к заключениям, отличным от тех, какие можно было бы сделать с обыкновенными способностями и без изучения».
• Вейтлинг: «Средства, служащие к удовлетворению страстей, называют способностями, а применение способностей — это механическая и духовная работа человека.
Таким образом, способности являются естественными границами страстей, потому что они доставляют средства для удовлет-норения страстей. Чтобы побудить организм к деятельности, природа вложила все свои чары во вкушение наслаждений и ими воздействует на чувства человека. Чувства возбуждают страсти, стра- сти — способности, а способности вызывают деятельность чело- нска, плоды этой деятельности снова претворяются в наслаждения, к которым быстро примешивается раздражение чувств, а чувства возбуждают страсти.
Таким образом, страсти являются пружинами, приводящими it действие весь организм, а для того чтобы они не ослабевали, природа устроила так, что чем больше развиваются и совершен- i гвуются способности человека, тем сильнее становятся его страсти».
Л.Фейербах: «Где нет простора для проявления способности, гам нет и способности».
И.Гёте: «Человек, обладающий врожденным талантом, испы- н.!вает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант».
М.Арнольд: «Гениальность зависит главным образом от энергии».
Т. Карлейль: «Гениальность — это прежде всего выдающаяся | иособность быть за все в ответе».
Г. Гегель: «Талант без гения не намного возвышается над уровнем голой виртуозности».
К. Гуцков: «Гений прокладывает след, а талант идет по нему, но идет по-своему».
Новалис: «Гений есть как бы душа души; это есть соотношение между душой и духом. Субстрат или схему гения уместно будет назвать идолом; идол есть подобие человека».
А. Шопенгауэр: «Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди».
Задание 4. Прочитайте высказывания о воспитании. Какие качества отличают воспитанного человека? Почему воспитание необходимо для социализации и для формирования личности?
Платон: «Воспитание есть усвоение хороших привычек».
Домострой: «Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему, играя: в малом послабишь — в большом пострадаешь, скорбя в будущем, будто занозы вгонишь II душу свою».
Д. Карнеги: «Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой».
Д. Локк: «В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, про- (юга — неотесанностью, добродушие — лестью».
Х.Виланд: «Дети, правда, должны, пока они дети, быть руко- иодимы авторитетом; но надо их, однако, воспитывать так, чтобы они не всегда оставались детьми».
А.П.Чехов: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».
С. Н. Паркинсон: «Наши попытки поучать малышей и подростков приводят к одному: в конце концов мы сами скатываемся на доступный им уровень понимания. Они набираются ума-разума, а мы его теряем».
Р.Оуэн: «Благодаря воспитанию в отдаленном будущем несовершенное человечество превратится в новую расу людей — таково могущество воспитания»; «Человеческая природа, за исключением мелких различий, встречающихся во всех сложных явлениях природы, везде одна и та же. Она без исключений всюду пластична, и с помощью разумного воспитания можно образовать из детей какого угодно класса людей совершенно другого класса».
|
|
Г.Гегель: «В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство»; «Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, т.е. существом со свободной волей».
А.Дистервег: «Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности».
И. Кант: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы»; «Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями»; «Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание».
К. Маркс: «Воспитатель сам должен быть воспитан».
И.Шиллер: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили».
Задание 5. Прочитайте отрывок. На какие проблемы взаимоотношений родителей и детей указывает автор? Как они связаны с процессом воспитания?
Е.Вроно: «...Что жизнь — театр, замечено давно. Семейная жизнь очень часто — театр кукольный: дети — куклы, родители — кукловоды. Иногда они меняются ролями... Не только кукловоды, но и куклы в этом театре всегда — живые люди. В искусных руках кукла послушно смеется и плачет, по ее щекам текут не глицериновые слезы...
Послушный и покладистый ребенок — мечта родителей. Однако есть разница между послушностью и эмоциональным рабством, психологической зависимостью, возникающей, когда основой взаимоотношений в семье служат не защита, поддержка, сочувствие и любовь, но использование чувств другого для безраздельного подчинения себе близких, манипулирования ими».