Функциональные пробы это различные дозированные нагрузки и возмущающие действия, которые позволяют оценить функциональное состояние организма. Некоторыми из наиболее распространенных функциональных проб являются: одномоментная функциональная проба с приседанием, ортостатическая проба, проба Штанге, проба Генчи.
1.Одномоментная функциональная проба с приседанием.
Подсчитать ЧСС в покое (стоя). Выполнить 20 глубоких приседаний. Сразу подсчитать ЧСС. Оценить разницу. Оценка (в процентах.) отлично – 20 и меньше, хорошо 21 – 40, удовлетворительно 41 – 65, плохо 66 – 75, очень плохо 76 и больше.
2.Ортостатическая проба.
Лежать на спине 5 мин. Подсчитать ЧСС в положении лежа. Встать, отдохнуть стоя 1 мин. Подсчитать пульс в положении стоя. Оценить разницу ЧСС стоя и лежа. От 0 до 12 ударов – хорошо, от 13 до 18 ударов – удовлетворительно, от 19 до 25 ударов – неудовлетворительно, разница более 25 ударов свидетельствует о переутомлении или заболевании.
3.Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)
Сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Сделать полный вдох и задержать дыхание. Чем больше задержка тем лучше (средний показатель 65 сек). При заболевании или переутомлении время задержки дыхания снижается на значительную величину (до 30 – 50%)
4.Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе)
Выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха (средний показатель 30 сек).
Врачебный контроль.
Врачебный контроль – раздел медицины призванный исключить условия при которых организму спортсмена может быть нанесен вред.
Врачебный контроль (диспанцеризация)- процесс наблюдения за состоянием здоровья спортсменов осуществляемый медицинскими специалистами.
Можно выделить три вида врачебного контроля:
1) Начальный. Перед тем как приступить к занятиям физкультурой или спортом необходимо получить разрешения врача (желательно спортивного)
2) Ежегодный. Ежегодно спортсмены проходят диспанцеризацию – врачебный осмотр осуществляемый узкими специалистами (лор, невропатолог, окулист…) и спортивным врачом.
3) Предсоревновательный. Перед соревнованиями не менее чем за 10 дней спортсмен обязан пройти медконтроль (иначе к соревнованиям его не допустят)
Дневник самоконтроля.
Дневник самоконтроля необходим для определения динамики изменений в организме занимающегося под воздействием тренировки.
Примерная форма дневника самоконтроля
дата | нагрузка | работопо- собность | самочувствие | настроение | сон | пульс до и после тренировки | нарушение режима | примечания |
1) Самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение обычно отмечаются как хорошие, удовлетворительные, плохие.
2) Нагрузка отмечается как большая, средняя (можно выше-ниже среднего) и малая.
3) Нарушения режима – это, как правило, алкоголь, курение, неполный сон.
Основы теории физического воспитания
Вопросы:
1. Методические принципы физического воспитания.
2. Формы занятий физическими упражнениями (урок, неурочные формы занятий: индивидуальные самостоятельные занятия, спортивные соревнования, физкультурные праздники и т. д.).
3. Плотность учебных занятий (общая и «моторная» плотность занятия, способы повышения плотности занятия).
4. Общая физическая подготовка (ОФП).
5. Методы физического воспитания.
6. Тренировочная нагрузка (объем, интенсивность нагрузки, способы повышения нагрузок).
Методические принципы физического воспитания.
В силу того, что физическое воспитание это педагогический процесс принципы физического воспитания подразделяются на общепедагогические и специфические принципы физического воспитания.
Общепедагогические принципы:
1. сознательности
2. активности
3. доступности
4. систематичности
5. индивидуализации
Специфические принципы физического воспитания:
1. непрерывности
2. постепенности
3. цикличности
4. возрастной адекватности
2) Формы занятий физическими упражнениями (урок, неурочные формы занятий: индивидуальные самостоятельные занятия, спортивные соревнования, физкультурные праздники и т. д.).
Урок
Урок является основной формой занятий физическими упражнениями.
Школьный урок, тренировка, учебно-тренировочное занятие в вузе, физкультурное занятие в детском саду, занятие по ЛФК в санатории являются урочными формами.
Любой урок подчинен общей логике построения занятия с использованием физических упражнений. Он состоит из разминки, основной, и заключительной части.
Урок (любая урочная форма) проводится специалистом, в отличие от самостоятельных, самодеятельных форм занятий физическими упражнениями.
Неурочные формы занятий
Индивидуальные самостоятельные занятия (см. лекцию самостоятельные занятия)
Спортивные соревнования (см. лекцию спорт вопрос 2.)
Физкультурные праздники (например студенческая спартакиада)