Методы самоконтроля функционального состояния организма (функциональные пробы)

Функциональные пробы это различные дозированные нагрузки и возмущающие действия, которые позволяют оценить функциональное состояние организма. Некоторыми из наиболее распространенных функциональных проб являются: одномоментная функциональная проба с приседанием, ортостатическая проба, проба Штанге, проба Генчи.

1.Одномоментная функциональная проба с приседанием.

Подсчитать ЧСС в покое (стоя). Выполнить 20 глубоких приседаний. Сразу подсчитать ЧСС. Оценить разницу. Оценка (в процентах.) отлично – 20 и меньше, хорошо 21 – 40, удовлетворительно 41 – 65, плохо 66 – 75, очень плохо 76 и больше.

2.Ортостатическая проба.

Лежать на спине 5 мин. Подсчитать ЧСС в положении лежа. Встать, отдохнуть стоя 1 мин. Подсчитать пульс в положении стоя. Оценить разницу ЧСС стоя и лежа. От 0 до 12 ударов – хорошо, от 13 до 18 ударов – удовлетворительно, от 19 до 25 ударов – неудовлетворительно, разница более 25 ударов свидетельствует о переутомлении или заболевании.

3.Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)

Сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Сделать полный вдох и задержать дыхание. Чем больше задержка тем лучше (средний показатель 65 сек). При заболевании или переутомлении время задержки дыхания снижается на значительную величину (до 30 – 50%)

4.Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе)

Выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха (средний показатель 30 сек).

Врачебный контроль.

    Врачебный контроль – раздел медицины призванный исключить условия при которых организму спортсмена может быть нанесен вред.

Врачебный контроль (диспанцеризация)- процесс наблюдения за состоянием здоровья спортсменов осуществляемый медицинскими специалистами.

Можно выделить три вида врачебного контроля:

    1) Начальный. Перед тем как приступить к занятиям физкультурой или спортом необходимо получить разрешения врача (желательно спортивного)

2) Ежегодный. Ежегодно спортсмены проходят диспанцеризацию – врачебный осмотр осуществляемый узкими специалистами (лор, невропатолог, окулист…) и спортивным врачом.

3) Предсоревновательный. Перед соревнованиями не менее чем за 10 дней спортсмен обязан пройти медконтроль (иначе к соревнованиям его не допустят)

 

Дневник самоконтроля.

Дневник самоконтроля необходим для определения динамики изменений в организме занимающегося под воздействием тренировки.

 

Примерная форма дневника самоконтроля

 

  дата   нагрузка   работопо- собность   самочувствие   настроение   сон пульс до и после тренировки   нарушение режима   примечания
                 
                 

 

1) Самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение обычно отмечаются как хорошие, удовлетворительные, плохие.

2) Нагрузка отмечается как большая, средняя (можно выше-ниже среднего) и малая.

3) Нарушения режима – это, как правило, алкоголь, курение, неполный сон.

 

Основы теории физического воспитания

Вопросы:

1. Методические принципы физического воспитания.

2. Формы занятий физическими упражнениями (урок, неурочные формы занятий: индивидуальные самостоятельные занятия, спортивные соревнования, физкультурные праздники и т. д.).

3. Плотность учебных занятий (общая и «моторная» плотность занятия, способы повышения плотности занятия).

4. Общая физическая подготовка (ОФП).

5. Методы физического воспитания.

6. Тренировочная нагрузка (объем, интенсивность нагрузки, способы повышения нагрузок).

 

Методические принципы физического воспитания.

В силу того, что физическое воспитание это педагогический процесс принципы физического воспитания подразделяются на общепедагогические и специфические принципы физического воспитания.

Общепедагогические принципы:

1. сознательности

2. активности

3. доступности

4. систематичности

5. индивидуализации

Специфические принципы физического воспитания:

1. непрерывности

2. постепенности

3. цикличности

4. возрастной адекватности

 

 2) Формы занятий физическими упражнениями (урок, неурочные формы занятий: индивидуальные самостоятельные занятия, спортивные соревнования, физкультурные праздники и т. д.).

Урок

Урок является основной формой занятий физическими упражнениями.

Школьный урок, тренировка, учебно-тренировочное занятие в вузе, физкультурное занятие в детском саду, занятие по ЛФК в санатории являются урочными формами.

Любой урок подчинен общей логике построения занятия с использованием физических упражнений. Он состоит из разминки, основной, и заключительной части.

Урок (любая урочная форма) проводится специалистом, в отличие от самостоятельных, самодеятельных форм занятий физическими упражнениями.

Неурочные формы занятий

Индивидуальные самостоятельные занятия (см. лекцию самостоятельные занятия)

Спортивные соревнования (см. лекцию спорт вопрос 2.)

Физкультурные праздники (например студенческая спартакиада)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: