При выполнении проекта желательно придерживаться определённого порядка действий, т.к. это способствует формированию деловой культуры, грамотному оформлению конструкторско-технологической документации,
развитию аналитических способностей у учащихся. Следование алгоритму действий дисциплинирует и позволяет экономично использовать временные ресурсы. При выполнении творческого проекта рекомендуем придерживаться такого порядка действий:
1. Формулирование и утверждение темы проекта, уточнение объёма работы, целей, содержания.
1. Сбор и анализ информации по теме исследования.
2. Выполнение художественного проектирования коллекции или изделия.
3. Выполнение графической части проекта с указанием названия,
фамилии, имени автора). Уточнение художественного эскиза.
4. Изготовление моделей в материале.
5. Контроль соответствия эскиза и готового изделия коллекции.
6. Написание и оформление пояснительной записки. Проверка законченного проекта научным руководителем, получение отзыва о работе и допуска к защите проекта.
7. Подготовка презентации проекта. Написание сценария защиты проекта: показа/демонстрации объектов проекта, подбор музыкального или иного сопровождения. Продумывание рекламного обеспечения.
8. Разработка личного образа – имиджа для процедуры защиты своего проекта (подбор одежды, причёски, макияжа, обуви, аксессуаров; отработка позы, жестов; интонаций в процессе презентации).
9. Защита творческого проекта.
Руководитель курирует выполнение проекта в соответствии с индивидуальным планом работы обучающегося и графиком консультаций, рекомендует и при необходимости сам обращается за консультацией к специалистам различных направлений науки, техники, культуры и искусства: психологам, дизайнерам, конструкторам, технологам, программистам, историкам, музейным работникам и т.д. (при необходимости).
Выбор темы проекта
Выбор темы – это первый исследовательский и поисковый этап творческой работы обучающегося. Он предполагает самостоятельность учащегося, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки её теоретического и практического смысла. Немаловажное значение при этом имеет интерес самого обучающегося, возникающий в ходе учебы, повседневной жизни, стремления до конца исследовать и разобраться в данной проблеме, создать новое изделие.
На этом этапе происходит уточнение задания на изготовление объекта, в том числе арт-объекта, отдельного изделия или коллекции. Определяется концепция/идея проекта. Формулируются задачи проектирования.
Как было указано выше, выбор темы проекта должен быть основан на выявленной потребности или проблеме.
В педагогической практике сложилась традиция составления
примерного перечня тем проектных работ. Но это не лишает учащегося возможности свободного, инициативного выбора темы исследования, обучающийся вправе самостоятельно сформулировать тему, которая заинтересовала его в процессе обучения, однако такая тема должна соответствовать программе предмета «технология» и быть согласована с руководителем.
Тема проекта должна отражать наиболее интересные и важные проблемы своего региона, ближайшего социума, своей семьи, школы и
быть направлена на их решение. Тематика проектных работ школьников должна также соответствовать действующей программе предмета
«Технология».
Проектная работа может выполняться не один год и основываться на материале выполненных обучающимися ранее исследований, рефератов,
докладов и других учебных работ, а также выполняться по материалам, собранным им лично.
Формулировка темы должна отражать содержание проекта. Например, тема может затрагивать проблемы экодизайна в интерьере и звучать так:
«Разработка проекта оформления детской комнаты в экологическом стиле». В содержание работы входит поиск стилизации образа; выбор источника, создание эскизов в различных стилевых решениях и
художественных техниках.
Темы проектов по данному направлению могут иметь и такие формулировки: «Разработка коллекции декоративных подушек-игрушек
«Рыбы» для детей дошкольного возраста бионическим методом проектирования», «Проектирование школьного краеведческого музея»,
«Дизайн-проект кабинета релаксации в школе», «Разработка конструкции
мебели» и т.д.
Разнообразной может быть и тематика творческих проектов социальной направленности, которые с каждым годом все более популярны среди
участников олимпиады: «Дизайн-проект развивающих трансформируемых игрушек для детей» или «Разработка и организация развивающих игр для детей дошкольного возраста (на примере изготовления книг-раскладушек со съёмными элементами)».
Темы по созданию одежды могут быть также очень разнообразными:
« Разработка коллекции молодёжной одежды «Время править» в классическом стиле методом аналогии». Методы проектирования
(аналогии, ассоциации, комбинаторики и трансформации, на основе
простого кроя и безразмерной одежды, с использованием различных нетрадиционных материалов и т.д.) выбираются школьником в соответствии с ассортиментом, девизом, назначением коллекции, типом потребителя, качеством материалов.
Тема проекта может быть сформулирована следующим образом:
«Создание театральных костюмов, разработка оформления спектакля», тогда в содержание деятельности входят поиск стилевого решения
оформления спектакля; выполнение планшетного ряда, печатной продукции по теме спектакля, глубокое изучение исторического костюма, выполнение реконструкции или создание образа эпохи посредством
костюма.
Творческий проект может иметь научно-исследовательский характер:
«Реконструкция исторического костюма (с указанием эпохи, народности, страны)», «Реконструкция исторической мебели», «Реконструкция
головного убора….», «Проектирование робота - технического работника для уборки класса», «Проект костюма космонавта для отдыха»,
«Разработка радиоуправляемого трансформируемого робота» и т.п.
Предложенные темы и направления могут быть конкретизированы применительно к различным группам потребителей, материалам,
назначениям одежды для мужчин, женщин и детей, стилям интерьера, техникам декоративно-прикладного творчества. Всё это конкретно оговаривается в задании.
После выбора темы, согласования её с руководителем и утверждения
темы учащимся в определённые учителем сроки, составляется план работы над проектом (Приложение 1) и график консультаций.