ТЕМА 5: СРАВНЕНИЕ ДИСПЕРСИЙ С ПОМОЩЬЮ КРИТЕРИЯ ФИШЕРА-СНЕДЕКОРА
Цель: научиться применять статистический метод для проверки статистических гипотез относительно дисперсий и средних нормально распределенных совокупностей (ОК-1, ОПК-1, ОПК-7).
Место проведения: компьютерный класс кафедры математики и информатики.
Время проведения: 90 мин.
Перечень практических навыков:
1. Знать понятия: статистическая гипотеза, ошибка первого (второго) рода, критерий проверки статистической гипотезы;
2. Знать алгоритм решения задач на проверку статистических гипотез.
3. Уметь сравнивать генеральные средние двух произвольно распределенных случайных величин (большие независимые выборки);
4. Уметь сравнивать генеральные средние двух нормально распределенных случайных величин (малые независимые выборки);
5. Уметь проверять гипотезу о равенстве генеральных дисперсий двух нормальных совокупностей по их оценкам
Формируемые компетенции - ОК-1; ОПК-1; ОПК-7;
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения.
|
|
·понятие о статистической гипотезе;
·нулевая и альтернативная гипотезы;-
·алгоритм решения задач на проверку статистических гипотез;
·сравнение генеральных средних двух произвольно распределенных случайных величин (большие независимые выборки);
·сравнение генеральных средних двух нормально распределенных случайных величин (малые назависимые выборки);
·проверка гипотезы о равенстве генеральных дисперсий двух нормальных совокупностей по их оценкам;
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.
Технологическая карта занятия.
№ | Этап занятия | Время |
1 | Организация занятия | 2 мин |
2 | Определения цели и темы занятия. Выявление исходного уровня знаний | 13 мин |
3 | Решение самостоятельно по образцу или вместе с преподавателем практически-лабораторного задания | 30 мин |
4 | Выполнение самостоятельной практически-лабораторной работы | 40 мин |
5 | Подведение итогов занятия и проверка протоколов. | 5 мин |
Материалы и оборудование
Средства обучения | Таблицы (презентационный материал) |
Учебно-методическое пособие ПК Задания для обработки данных | Таблица Критерия Стьюдента Таблица критерия Фишера-Снедекора Таблица функции Лапласа |
Краткое содержание темы
Критерий для проверки гипотезы о сравнении двух дисперсий.
Пусть имеются две нормально распределенные генеральные совокупности Х и Y. Из них извлечены независимые выборки объемов соответственно п 1 и п 2, по которым вычислены исправленные выборочные дисперсии и . Требуется при заданном уровне значимости α проверить нулевую гипотезу Н 0: D (X) = D (Y) о равенстве дисперсий рассматриваемых генеральных совокупностей. Учитывая несмещенность исправленных выборочных дисперсий, можно записать нулевую гипотезу так:
|
|
Н 0: М () = М ().
Замечание. Конечно, исправленные дисперсии, вычисленные по выборкам, обычно оказываются различными. При проверке гипотезы выясняется, является ли это различие незначимым и обусловленным случайными причинами (в случае принятия нулевой гипотезы) или оно является следствием того, что сами генеральные дисперсии различны.
В качестве критерия примем случайную величину
-
- отношение большей выборочной дисперсии к меньшей. Она имеет распределение Фишера-Снедекора со степенями свободы k 1 = n 1 – 1 и k 2 = n 2 – 1, где п 1 – объем выборки, по которой вычислена большая исправленная дисперсия, а п 2 – объем второй выборки. Рассмотрим два вида конкурирующих гипотез:
- пусть Н 1: D (X) > D (Y). Наблюдаемым значением критерия будет отношение большей из исправленных дисперсий к меньшей: . По таблице критических точек распределения Фишера-Снедекора можно найти критическую точку Fнабл (α; k 1; k 2). При Fнабл < Fкр нулевая гипотеза принимается, при Fнабл > Fкр отвергается.
-
- если Н 1: D (X) ≠ D (Y), то критическая область является двусторонней и определяется неравенствами F < F 1, F > F 2, где р (F < F 1) = р (F > F 2) = α/2. При этом достаточно найти правую критическую точку F 2 = Fкр (, k 1, k 2). Тогда при Fнабл < Fкр нулевая гипотеза принимается, при Fнабл > Fкр отвергается.
Основные этапы работы на лабораторном занятии:
1. Решать задачи типа Гмурман В. Е. «Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистики», гл. 13; №555, 556, 566, 568, 569, 573, 576, 584.
2. Научить в программе Excell проводить F-тест, z-тест, t- тест
3. Выполнить самостоятельную проверочную работу с помощью компьютеров типа:
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ 1
Частота пульса по данным медицинского осмотра 17 девочек-первоклассниц: 76 76 70 66 68 70 72 74 76 78 70 82 68 74 70 70 70. Найти точечные оценки выборки и оценить истинное значение с вероятностью 0.95.
При уровне значимости 0,05 выяснить, можно ли считать различие в средних значениях частоты пульса девочек и мальчиков случайным. Среднее выборочное значение частоты пульса 15 обследованных мальчиков 72, исправленное среднеквадратичное отклонение 1.2.
ВАРИАНТ 2
При определении количества сцеженного и высосанного молока у 8 женщин во время кормления ребенка из одной груди получены следующие данные: 100 110 105 85 110 90 95 105. Найти точечные параметры выборки и оценить истинное значение с вероятностью 0.95.
При уровне значимости 0,05 выяснить, можно ли считать различие в средних значениях количества сцеженного и высосанного молока при грудном вскармливании и количеством высосанного молока при искусственном вскармливании случайным. Среднее выборочное значение количества высосанного молока при искусственном вскармливании 10 обследованных младенцев такого же возраста 115, исправленное среднеквадратичное отклонение 13.4.
ВАРИАНТ 3
В результате измерения длины тела у 16 мальчиков при рождении были получены следующие данные: 49 52 54 49 52 54 50 49 53 52 54 50 50 54 49 51. Найти точечные оценки выборки и оценить истинное значение с вероятностью 0.95.
При уровне значимости 0,05 выяснить, можно ли считать различие в средних значениях длины тела при рождении мальчиков и длиной тела девочек. Среднее выборочное значение длины тела при рождении 10 новорожденных девочек 57, исправленное среднеквадратичное отклонение 2.1.
ВАРИАНТ 4
В результате 10 одинаковых проб были получены следующие значения содержания марганца: 69 70 67 66 67 68 67 69 68 68. Найти точечные параметры выборки и оценить истинное значение содержания марганца с вероятностью 0.95.
|
|
При уровне значимости 0,05 выяснить, можно ли считать различие в средних значениях содержания марганца в пробах №1 и пробах №2 случайным. Среднее выборочное значение содержания марганца в 12 пробах №2 - 69, исправленное среднеквадратичное отклонение 3.4.
ВАРИАНТ 5
Частота дыхания у 22 мужчин в возрасте 40-45 лет: 12 14 15 13 16 16 16 19 19 20 20 20 19 13 15 12 15 13 15 12 17 12. Найти точечные оценки выборки и оценить истинное значение с вероятностью 0.99.
При уровне значимости 0,05 выяснить, можно ли считать различие в средних значениях частоты дыхания мужчин и женщин случайным. Среднее выборочное значение частоты дыхания 15 женщин- 13.5, исправленное среднеквадратичное отклонение 2.5.
ВАРИАНТ 6
Рост мальчиков в возрасте 2 лет: 90 92 95 91 93 96 94 93 89 97. Найти точечные параметры выборки и оценить истинное значение с вероятностью 0.95.
При уровне значимости 0,05 выяснить, можно ли считать различие в средних значениях роста мальчиков и девочек такого же возраста случайным. Среднее выборочное роста 10 девочек - 98, исправленное среднеквадратичное отклонение 2.8.
ВАРИАНТ 7
Частота пульса у 29 студентов-медиков перед экзаменом: 64 66 60 62 64 68 70 66 70 68 62 68 70 72 60 70 74 62 70 72 72 64 70 72 66 76 68 70 58. Найти точечные оценки выборки и оценить истинное значение с вероятностью 0.99.
При уровне значимости 0,05 выяснить, можно ли считать различие в средних значениях частоты пульса перед экзаменом и после случайным. Среднее выборочное значение частоты пульса у этих же студентов после экзамена 72, исправленное среднеквадратичное отклонение 1.8.
ВАРИАНТ 8
Результаты измерения систолического артериального давления у 11 детей в возрасте 7 лет, страдающих болезнями почек: 120 115 110 120 115 120 100 90 105 95 120. Найти точечные параметры выборки и оценить истинное значение систолического. артериального давления с вероятностью 0.95.
При уровне значимости 0,05 выяснить, можно ли считать различие в средних значениях систолического артериального давления у детей 7 лет и в возрасте 10 лет случайным. Среднее выборочное значение систолического артериального давления у 14 детей 10 лет - 116, исправленное среднеквадратичное отклонение 9.6.
|
|
ВАРИАНТ 9
Результаты при измерении длины тела при рождении 31 девочек: 48 51 53 49 51 53 51 48 52 51 53 49 50 53 48 52 50 52 50 51 52 53 52 47 48 48 52 50 46 46 54. Найти точечные оценки выборки и оценить истинное значение с вероятностью 0.95.
При уровне значимости 0,05 выяснить, можно ли считать различие в средних значениях длины тела при рождении девочек и мальчиков случайным. Среднее выборочное значение длины тела при рождении 30 мальчиков – 53 см, исправленное среднеквадратичное отклонение - 2.5 см.
ВАРИАНТ 10
У 12 матерей, имеющих порок сердца, родились дети с массой тела: 3.0 2.6 2.7 3.0 3.1 2.8 2.8 2.6 2.3 2.9 2.8 2.7. Найти точечные параметры выборки и оценить истинное значение с вероятностью 0.95.
При уровне значимости 0,05 выяснить, можно ли считать различие в средних значениях массы новорожденных детей, родившихся у матерей с пороком сердца и у здоровых матерей случайным. Среднее выборочное значение массы новорожденных детей у 20 здоровых матерей – 3.1 кг, исправленное среднеквадратичное отклонение 0.6 кг.
ВАРИАНТ 11
Частота пульса по данным медицинского осмотра 18 девочек-первоклассниц: 76 76 70 66 68 70 72 74 76 78 70 82 68 74 70 70 70. Найти точечные оценки выборки и оценить истинное значение с вероятностью 0.95.
При уровне значимости 0,05 выяснить, можно ли считать различие в средних значениях частоты пульса у первоклассниц и девочек из 3 класса случайным. Среднее выборочное значение частоты пульса у 14 третьеклассницы - 78, исправленное среднеквадратичное отклонение 4.1.
ВАРИАНТ 12
При определении количества сцеженного и высосанного молока у 8 женщин во время кормления ребенка из одной груди получены следующие данные: 100 110 105 85 110 90 95 105. Найти точечные параметры выборки и оценить истинное значение с вероятностью 0.95.
При уровне значимости 0,05 выяснить, можно ли считать различие в средних значениях количества сцеженного и высосанного молока при грудном вскармливании и количеством высосанного молока при искусственном вскармливании случайным. Среднее выборочное значение количества высосанного молока при искусственном вскармливании 10 обследованных младенцев такого же возраста 120, исправленное среднеквадратичное отклонение 23.4.
ВАРИАНТ 13
В результате измерения длины тела у 16 мальчиков при рождении были получены следующие данные: 49 52 54 49 52 54 50 49 53 52 54 50 50 54 49 51. Найти точечные оценки выборки и оценить истинное значение с вероятностью 0.95.
При уровне значимости 0,05 выяснить, можно ли считать различие в средних значениях длины тела при рождении мальчиков и длиной тела девочек. Среднее выборочное значение длины тела при рождении 10 новорожденных девочек 53, исправленное среднеквадратичное отклонение 2.4.
ВАРИАНТ 14
Частота дыхания у 22 мужчин в возрасте 40-45 лет: 12 14 15 13 16 16 16 19 19 20 20 20 19 13 15 12 15 13 15 12 17 12. Найти точечные оценки выборки и оценить истинное значение с вероятностью 0.99.
При уровне значимости 0,05 выяснить, можно ли считать различие в средних значениях частоты дыхания мужчин и женщин случайным. Среднее выборочное значение частоты дыхания 20 женщин- 14.5, исправленное среднеквадратичное отклонение 2.8.
ВАРИАНТ 15
Частота пульса у 29 студентов-медиков перед экзаменом: 64 66 60 62 64 68 70 66 70 68 62 68 70 72 60 70 74 62 70 72 72 64 70 72 66 76 68 70 58. Найти точечные оценки выборки и оценить истинное значение с вероятностью 0.99.
При уровне значимости 0,05 выяснить, можно ли считать различие в средних значениях частоты пульса студентов-медиков и абитуриентов. Среднее выборочное значение частоты пульса 15 абитуриентов перед экзаменом - 82, исправленное среднеквадратичное отклонение 2.5.
ВАРИАНТ 16
Результаты при измерении длины тела при рождении 31 девочек: 48 51 53 49 51 53 51 48 52 51 53 49 50 53 48 52 50 52 50 51 52 53 52 47 48 48 52 50 46 46 54. Найти точечные оценки выборки и оценить истинное значение с вероятностью 0.99.
При уровне значимости 0,05 выяснить, можно ли считать различие в средних значениях длины тела при рождении девочек и мальчиков случайным. Среднее выборочное значение длины тела при рождении 30 мальчиков – 53 см, исправленное среднеквадратичное отклонение - 2.5 см.
ВАРИАНТ 17
У 12 матерей, имеющих порок сердца, родились дети с массой тела: 3.0 2.6 2.7 3.0 3.1 2.8 2.8 2.6 2.3 2.9 2.8 2.7. Найти точечные параметры выборки и оценить истинное значение с вероятностью 0.95.
При уровне значимости 0,05 выяснить, можно ли считать различие в средних значениях массы новорожденных детей, родившихся у матерей с пороком сердца и у матерей, имеющих почечную недостаточность случайным. Среднее выборочное значение массы новорожденных детей у 20 матерей, имеющих почечную недостаточность, – 3.15 кг, исправленное среднеквадратичное отклонение 0.8 кг.
ВАРИАНТ 18
Частота пульса по данным медицинского осмотра 15 девочек-первоклассниц: 76 76 70 66 68 70 72 74 76 78 70 82 68 74 70 70 70. Найти точечные оценки выборки и оценить истинное значение с вероятностью 0.95.
При уровне значимости 0,05 выяснить, можно ли считать различие в средних значениях частоты пульса девочек и мальчиков случайным. Среднее выборочное значение частоты пульса 15 обследованных мальчиков 72, исправленное среднеквадратичное отклонение 1.2.