Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называют иррациональными.
Методы решения иррациональных уравнений основаны на возможности замены иррационального уравнения рациональным уравнением, которое является его следствием. Чаще всего обе части уравнения возводят в одну и ту же степень. При этом получается уравнение, являющееся следствием исходного.
При решении иррациональных уравнений необходимо учитывать следующее:
1) если показатель корня – четное число, то подкоренное выражение должно быть неотрицательно; при этом значение корня также является неотрицательным;
2) если показатель корня – нечетное число, то подкоренное выражение может быть любым действительным числом, в этом случае знак корня совпадает со знаком подкоренного выражения.
При возведении в квадрат обеих частей уравнения могут появиться лишние корни. Чтобы определить истинность найденных корней, каждый корень последнего уравнения подставляют в исходное уравнение. Значения переменной, которые при подстановке не дают истинных равенств, отбрасывают как посторонние корни.
|
|
Пример: = − 3.
Возведем обе части уравнения в третью степень:
( )3= (− 3)3,
х – 9 = − 27.
Перенесем слагаемые, содержащие х, в левую часть, а свободные члены – в правую, изменяя при этом их знаки:
х = − 27 + 9,
х = − 18.
Проверим, что полученное число является решением уравнения. Подставим в данное уравнение это число.
ПРОВЕРКА: = − 3,
= − 3,
− 3 = − 3.
Получили верное равенство.
Следовательно, х = − 18 – решение данного уравнения.
Ответ: х = − 18.
Пример: =
Возведем обе части уравнения в квадрат:
( )2 = )2,
2х – 3 = х + 2.
Перенесем слагаемые, содержащие х, в левую часть, а свободные члены – в правую, изменяя при этом их знаки:
2х – х = 2 + 3,
Приведем подобные слагаемые:
х = 5.
Проверим, что полученное число является решением уравнения. Подставим в данное уравнение это число.
ПРОВЕРКА: =
= .
Получили верное равенство.
Следовательно, х = 5 – решение данного уравнения.
Ответ: х = 5
Пример: = х – 2.
Возведем обе части уравнения в квадрат:
( )2 = (х – 2)2,
х = х2 – 4х + 4.
Перенесем все в одну часть уравнения и, приравнивая к нулю, получаем квадратное уравнение:
х2 − 5х + 4 = 0
D= b2 – 4ac= (−5)2 – 4· 1· 4 =25 − 16 = 9 = 32
х1 = = = = 1
х2 = = = 4.
Проверим, что полученные числа являются решениями уравнения. Подставим в данное уравнение эти числа.
|
|
ПРОВЕРКА: х = 1
= 1 – 2,
1 = −1.
Получили неверное равенство, следовательно, х = 1 – посторонний корень.
х = 4
= 4 – 2,
2 = 2.
Получили верное равенство, следовательно, х = 4 – решение данного уравнения.
Ответ: х = 4.
2) Варианты решения
1 вариант: Болотов, Ильин, Кузьмин, Тугарин, Фокин
2 вариант: Аванесов, Анеков, Калинин, Миронов, Хейкинен
3 вариант: Лунев, Флотский, Никитин, Кураш, Гарай
4 вариант: Бобров, Бондаренко, Мысов, Петров, Юсубов
3) Практическая работа № 23 «Решение линейных, квадратных и иррациональных уравнений и неравенств».
1 вариант
Решить уравнения:
1) – (18 + 4х) ∙ х = 76 – 2х(2х – 1); 2) – = – ;
3) х2 + 3х – 4 = 0; 4) 3х2 – 7х + 4 = 0; 5) 3х2 – 4х = 0; 6) 7х2 – 63 = 0;
7) = 3; 8) = ; 9) = х – 5.
Решить неравенства:
10) 5(х – 1) + 7 1 – 3(х + 2); 11) х2 – 15х – 16 0.
2 вариант
Решить уравнения:
1) 0,3(2х – 1) –0,4(х + 8) = 1,2х – 1; 2) – + = ;
3) х2 – 6х + 8 = 0; 4) 5х2 – 8х + 3 = 0; 5) – 5х2 + 6х = 0; 6) 3х2 – 75 = 0;
7) = 5; 8) = ; 9) = х – 10.
Решить неравенства:
10) 4(х + 8) – 3 7(х – 1) + 9; 11) х2 – 9х + 20 0.
3 вариант
Решить уравнения:
1) 1,6 = 0,8(6х – 1) – 3,2(х + 2) + 1; 2) – = ;
3) х2 + х – 6 = 0; 4) 3х2 – 13х + 14 = 0; 5) 10х2 + 7х = 0; 6) 5х2 – 80 = 0;
7) = 2; 8) = ; 9) = х – 2.
Решить неравенства:
10) х + 2 5(2х + 8) + 13(4 – х); 11) 5х2 + 12х + 7 0.
4 вариант
Решить уравнения:
1) – 11 = (18 – 6х) ∙ 4 – (3х + 1) ∙ 5; 2) + = 0,3х;
3) х2 + 4х + 3 = 0; 4) 2х2 – 9х + 10= 0; 5) 4х2 – 3х = 0; 6) 3х2 – 12 = 0;
7) = 4; 8) = ; 9) = х – 3.
Решить неравенства:
10) 4(2 – 3х) (5 – х) 11 – х; 11) 7х2 – 13х – 20 0.
Срок сдачи задания 07.04 включительно (до 15-30).
Группа: 2 См 06.04.20
дисциплина: математика
преподаватель: Левченко Н.Г.
Тема урока: «Повторение: Действия с корнями» (2 часа)
План
1) Изучить справочный материал
2) Выполнить тесты
3) Выслать результат, не забывая обязательное условие, указанное ниже.
1. Справочный материал
Основные свойства арифметических корней степени:
Для любого натурального n, целого k и любых неотрицательных чисел a и b справедливы равенства:
1˚. = ·
2˚. = .
3˚. = (k > 0).
4˚. = (k > 0).
5˚. = ( )k (если k ≤ 0, то a ≠ 0).
6˚. Для любых чисел a и b, таких, что 0 ≤ a < b, выполняется неравенство: .
2. Пройти по ссылкам и выполнить онлайн тесты
Не забываем, где требуется (в конце или начале теста), напечатать свое имя и фамилию! Это обязательное условие.
Тест1 Квадратный корень
Обратите внимание!!! Чтобы напечатать знак > ˂ или =, скопируйте один из предложенных в скобках, который вы считаете правильным, и вставьте в строчку ответа. Выполняйте:
https://onlinetestpad.com/ru/test/193812-kvadratnye-korni-podgotovka-k-kontrolnoj-rabote
Тест 2 Корень п-й степени
Обратите внимание!!! В этом тесте есть одна опечатка вместо стоит . Считаем как . Выполняйте:
https://onlinetestpad.com/ru/test/30939-algebra-10-klass-tema-korni-stepeni-n-i-ikh-svojstva
3. Результат выполнения теста в виде скриншота или фото жду до 08.04 включительно (до 15-30)
Группа: 2 См 08.04.20
дисциплина: математика
преподаватель: Левченко Н.Г.
Тема урока: «Повторение: Показательные уравнения и неравенства» (2 часа)
План
1) Изучить справочный материал (конспект делать необязательно)
2) Выполнить задания, не забывая написать, чему равно р1, р2, р3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Уравнение или неравенство, содержащее переменную в показателе степени, называется показательным.
ax = b – простейшее показательное уравнение.
Если b < 0 или b = 0, то уравнение не имеет решений.
Если b > 0, то уравнение имеет единственный корень. Для того, чтобы его найти, надо b представить в виде b = aс. Значит, с является решением уравнения ax = aс, то есть х = с.
|
|
Пример: Решить уравнение 52х–7 = 125.
Перепишем его в виде 52х–7 = 53. Корнями этого уравнения являются такие числа х, для которых 2х – 7 = 3. Переносим – 7 в правую часть уравнения, поменяв знак: 2х = 7 + 3.
Тогда 2х = 10 и х = 10: 2. Получаем х = 5.
Пример: Решить уравнение 6х+1 + 35 · 6х-1 = 71.
Заметим, что 6х+1 = 36 · 6х-1. Поэтому данное уравнение можно записать в виде
36 · 6х-1 + 35 · 6х-1 = 71. Выносим общий множитель за скобки 6х-1(36 + 35) = 71, то есть
6х-1 · 71 = 71. Тогда 6х-1 = 71: 71. Значит 6х-1 = 1, 6х-1 = 60, х – 1 = 0, х = 1.
Пример: Решить уравнение 4х – 5 · 2х + 4 = 0.
Сделаем замену переменной t = 2x.Заметим, что 4x = (2x)2 = t2. Поэтому данное уравнение принимает вид t2– 5t + 4 = 0. Найдем решение этого квадратного уравнения:
t1 = 1 иt2 = 4. Решаем уравнения 2х = 1 2х = 4
2х = 20 2х = 22
х = 0 х = 2.