Общий принцип, о котором здесь следует помнить, заключается в том, что блокирующие роли не являются результатом осознанного желания «зава-лить» совещание (это, конечно, случается, но крайне редко). Они зависят от личностных особенностей участников. Изменить эти особенности мы не в силах (по крайней мере, в ходе совещания), но нейтрализовать участников, играющих блокирующие роли, можем. Рассмотрим эти роли и способы ней-
98
трализации.
Агрессор. Этот участник совещания критикует всех подряд, не особен-
но церемонясь с выбором выражений. Он принижает статус участников, не
соглашается с тем, что предлагается.
Способы нейтрализации:
1. На любое критически-агрессивное высказывание или опровержение немедленно реагировать вопросом: «А вы что предлагаете?»
2. Напоминать о том, что излишняя критика гасит конструктивные
идеи.
3. В крайнем случае, пообещать, что, если данный участник совещания не изменит своего поведения, вы лишите его слова.
|
|
Выпавший. Не участвует в обсуждении, рассеян, отвлекается, разгова-ривает с соседями на личные темы.
Способы нейтрализации:
1. Предложить высказаться по существу обсуждаемого вопроса в од-ном из вариантов: либо в жестком («А вы что думаете по поводу...»; «А какие предложения у вас есть?»), либо в мягком («После выступления Ивана Ива-новича мы дадим слово вам...»).
2. Поручить вести протокол в качестве «шутливого» наказания за рас-сеянность.
Ищущий признания. Этот участник совещания хвастается, много гово-рит, утверждает свой статус. Участие в совещании для него – только повод для самоутверждения.
Способы нейтрализации:
1. Задавать вопросы, показывающие, что высказывания этого участника совещания – высказывания о себе, а не о деле. («Можно ли использовать для решения обсуждаемого вопроса то, что вы нам сейчас сообщили?»)
2. Возвращать к теме обсуждения вопросом: «Какие конкретные пред-ложения вытекают из сказанного вами? Пожалуйста, сформулируйте их...»
Прыгающий с темы на тему. Этот участник совещания постоянно меня-ет тему разговора, возвращаясь к обсуждению тех вопросов, которые уже об-судили, и т. д.
Способы нейтрализации:
1. Останавливать его вопросами типа: «А разве мы уже закончили об-суждение проблемы?» или: «Этот вопрос мы уже обсудили, не так ли?»
2. «Поддержать» его, отреагировав примерно так: «Это очень интерес-ная тема, но она не относится к нашей повестке дня».
99
Доминирующий. Вы, конечно, помните, что потребность в доминиро-вании есть одна из потребностей общения. Так вот, удовлетворяя ее, участ-ник совещания, стремящийся к доминированию, постоянно пытается захва-тить власть (инициативу) и манипулировать присутствующими в своих инте-ресах.
|
|
Способы нейтрализации:
1. Спокойно, но уверенно останавливать высказывания встречными репликами типа: «Ваше предложение - только один из возможных вариантов. Давайте послушаем и другие мнения».
2. Использовать поддерживающий прием: «Вы взяли на себя инициа-тиву в обсуждении проблемы. Как видно, вы к ней неравнодушны. Вот вам мы и поручим отвечать за выполнение принятого решения, а теперь дадим высказаться другим».
Разрушитель. Иногда сотрудника, играющего эту роль, называют «ад-вокатом дьявола». Он специально задает острые вопросы, ведущие в тупик; к провалу совещания.
Способы нейтрализации:
1. Оценивайте остроту вопросов: «Ваш новый вопрос не обостряет анализируемую проблему, а уводит нас от нее».
2. Обращайте внимание на провокационность вопросов, говоря на язы-ке «Я-сообщений».
3. Переадресовывайте вопрос тому, кто его задал: «Мы хотели бы по-лучить ваш вариант ответа на заданный вами вопрос».
Чем раньше вы выявите участников совещания, играющих блокирую-щие роли, тем легче будет их нейтрализовать.
Как видите, во время выступления участников совещания председа-тельствующему есть, чем заняться: он наблюдает и действительно дирижи-рует совещанием.
Поговорим теперь о некоторых типичных ситуациях, связанных с са-мим ходом обсуждения.