К видам авторских выступлений относятся:
1. Социально-политическое выступление.
2. Академическое выступление.
3. Судебное выступление.
4. Социально-бытовое выступление.
5. Парламентское выступление.
6. Дипломатическое выступление.
7. Военное выступление.
8. Торговое выступление.
9. Лекционно-пропагандистское выступление.
10. Диалогическое выступление.
1. Социально-политическое выступление предполагает возможностьпоследующей дискуссии, полемики по теме выступления. Оратор должен быть готов к отстаиванию своей позиции, иметь в арсенале веские аргументы
в пользу определенной социальной концепции, влияющей на политические настроения людей. Речь должна быть выдержанной, четкой и логичной, обес-печивать действенный эффект на умонастроения людей.
Твердая определенность взглядов на проблему, уверенность и убеж-денность в правоте своей позиции, предлагаемых путях решения социальных
105
проблем, выполнение договоренностей и законодательных актов – все это обеспечивает заинтересованность людей в обсуждении темы выступления, побуждает их к определенным практическим действиям.
2. Академическое выступление носит инновационный научно-
теоретический и научно-практический характер. Оратор должен быть в курсе новейших научных разработок по излагаемой теме, иметь свое мнение или официально признанную концепцию путей развития той или иной отрасли научных знаний.
3. Судебное выступление определяется ролью каждого участника су-дебного заседания и предполагает использование заранее подготовленных материалов, основанных на достоверных фактах, анализе действий и поступ-ков обсуждаемых лиц. Необходимо четко следовать букве закона и беспри-страстно, непринужденно относиться ко всем без исключения участникам за-седания.
4. Социально-бытовое выступление характеризуется узконаправленнойсодержательностью ряда вопросов различной тематики. При этом каждая проблема имеет своего слушателя и отражает мнение определенного количе-ства людей.
5. Парламентское выступление отличается заранее заготовленной ре-чью (чаще всего в письменной форме) и отражает коллективное мнение чле-нов определенной партии, блока или коалиции.
6. Дипломатическое выступление имеет официально-представи-
тельскую основу. Содержание выступления предусматривает круг значимых
в данный момент вопросов и предложений стороны по поиску компромиссов, перечень возможных уступок и неизменных позиций по вопросам. Речь должна быть этически выверенной, четкой и доступной для понимания смыс-ла сообщения, аргументация – неопровержимой и в должном объеме. Основ-ная цель выступления – достижение согласия и стремление к дальнейшему сотрудничеству.
7. Военное выступление составляет информирование о положении дел вконкретном воинском подразделении, роде войск или армии в целом. Речь должна быть ясной и четкой, с минимумом жестов и мимики, уверенной ин-тонацией.
8. Торговое выступление требует от оратора коммерческой или неком-мерческой организации следования принципам данного учреждения, знаний в области маркетинга и менеджмента, конъюнктуры обсуждаемой продукции, знаний в области психологии бизнеса, торговли. Основная цель выступления
106
– достижение договоренности путем психологического воздействия на слу-шателей с применением аргументации в пользу предлагаемого оратором.
9. Лекционно-пропагандистское выступление основано на пропагандеидей и убеждений в определенной области человеческого знания. Оно не привязано к конкретному месту проведения, предъявляет повышенные тре-бования к пропагандистскому профессионализму, логике мысли. Чем логич-нее выступление, стройнее логика доказательства, тем лучше воспринимается содержание темы слушателями. В выступлении нельзя допускать противоре-чивых высказываний, следует принципиально отстаивать свою точку зрения, проводить вескую аргументацию в защиту своей позиции.
10. Диалогическое выступление предполагает наличие обсуждения поконкретной тематике. В нем могут участвовать и сторонники, и противники обсуждаемого вопроса. Речь имеет конструктивное значение, если проходит в форме взаимной критики альтернативных идей.