Понятие о риторике, ораторском искусстве

 

Культура делового общения предполагает высокую коммуникативную культуру передачи информации посредством речи – самым универсальным средством, так как она позволяет точнее всего передать смысл сообщения.

 

Публичные выступления на совещании, собрании, отстаивание альтер-нативных позиций, заключение договоров требуют умений убедительно, в логической последовательности передавать свои мысли. Известный амери-канский ораторовед Френк Снелл писал: «Не допускайте того, чтобы через ваши речевые недостатки собеседники нарисовали ложную картину ваших способностей. Заставьте вашу речь работать на вас». Косноязычному бизнес-мену трудно сделать карьеру.

 

Особых знаний умений и навыков требует искусство выступать пуб-лично – ораторское искусство. Публичное выступление имеет психологиче-ское воздействие на память, внимание, создает эмоциональный настрой и от-клик на информацию слушателей, формирует первичное восприятие и воз-действие на аудиторию. Оратор, владеющий словом, обладает способностью корректировать свою речь, добиваясь положительной реакции слушателей, «читая» отклик на свои слова по выражению лица, позам, репликам. Великий римский оратор Цицерон заметил: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний». Эти слова актуальны и в наше время. Знание теории красноречия, изучение психологии людей, постоянная практика выступлений и упорная работа над словом – вот что дает возможность влиять на аудиторию или партнера.

 

Красноречие – ораторская проза – живая речь, получившая художест-венную обработку. Родиной красноречия считается Древняя Греция. Красно-речие было одним из самых важных учебных предметов, потому что полити-ку приходилось выступать на собраниях совета и на народных собраниях, полководцу – перед войском. Частному лицу самому приходилось защищать


 

 

103


себя в суде, убеждать в своей невиновности судей, при этом обвинителем мог стать любой человек. В более выгодном положении оказывались те, кто, об-ладая даром слова, умел расположить к себе слушателя.

 

Слово «риторика» происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство». Этот термин в истории не отличался одно-значным пониманием. Риторику считали систематизацией ораторского опыта (Цицерон), наукой о способности хорошо говорить и силе убеждать (Квинти-лиан), наукой и искусством убеждать (Аристотель).

 

В XVIII веке понимание риторики меняется. М.В. Ломоносов в своей знаменитой книге «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.) определил риторику как науку о письменной и устной речи. Им была подчеркнута важ-ность учета в процессе речевой деятельности социального контекста, указана его связь с характером речи. А.И. Галич в 1830 году выпускает книгу «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений». В одной из глав автор рассматривает особенности прозы «деловых бумаг». К числу «деловых» А.И. Галич относил государственные договоры, манифесты, указы, патенты, гра-моты, прошения, жалобы, реляции, завещания, заявления. Основными каче-ствами языка деловых бумаг он считал чистоту, правильность, ясность, крат-кость, порядок и полноту.

 

Отечественный теоретик и пропагандист риторики, автор ряда гимна-зических учебников К.П. Зеленицкий писал: «Предмет риторики есть речь. Речь есть устное или письменное, прозаическое или стихотворное выражение наших мыслей. Риторика показывает те условия и правила, которые прилич-ны всем родам устной и письменной речи».

 

Постепенно общая риторика начала распадаться на ряд самостоятель-ных дисциплин: стилистика, поэтика, теория литературы и различные формы красноречия:

 

– торжественная (по случаю праздников);

 

– судебная;

 

– политическая;

 

– дипломатическая;

 

– академическая;

 

– духовная (проповеди, поучения);

 

– торговая (деловая);

 

– военная.

 

«Деловая риторика – это область человеческой культуры, включающая в себя науку, искусство и живую человеческую практику убедительной и эф-


 

 

104


фективной речи в разных жанрах делового общения», – пишет в своей книге «Деловая риторика» В.И. Андреев.

 

Ораторское искусство требует обширных знаний, образованности и воспитания. Издревле известны искусные приемы, применяемые ораторами, которые интересны и сейчас и которые применяются в публичных выступле-ниях и в наше время. Приемы ораторского искусства отличаются практиче-ской направленностью, конкретностью установок и рекомендаций, стройно-стью и логикой. Они воздействуют на психику через речь и текст.

 

О значении овладения мастерством публичного выступления говорят следующие слова известного американского публициста Д. Уэбстера: «Забе-рите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И я скоро обрету все, что имел».

 

Теоретическое содержание необходимых современному оратору знаний предусматривает два аспекта:

– знания в области психологии управления и психологии личности;

 

– профессиональные знания по конкретной проблеме выступления.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: