Что без чего или кого не обойдется?

Эта игра помогает ребенку научиться выделять существенные признаки.

В начале игры взрослый произносит название какого-нибудь предмета или явления и зачитывает ряд слов, из которых ребенку нужно выбрать только два самых важных, без чего данный предмет или явление не может обойтись.

Например, дано слово сад. Какие слова самые главные: растения, садовник, забор, земля, лопата, собака, урожай. Без чего не может быть сада? Может ли быть сад без растений? Почему? Без садовника, забора, урожая, земли…? Почему?

Задания к игре могут быть следующими:

– река (берег, рыба, тина, лягушки, вода, рыбак);

– ботинки (подошва, шнурки, каблук, молния);

– город (машины, здания, улица, люди, велосипед);

– игра (игроки, шашки, правила, карты, считалка);

– школа (учитель, стулья, книги, тетради, ученики, столы).

 

Простые крестики-нолики

В этой игре принимают участие двое детей.

В начале игры на листе бумаги чертится таблица с четырьмя лучами, как показано на рисунке 14. С помощью жребия определяется, какой у каждого из игроков будет знак – «крестик» или «нолик».

 

Рис. 14. Игра «Простые крестики-нолики»

Игроки по очереди рисуют свой знак на пересечениях линий, стараясь заполнить таблицу так, чтобы три одинаковых знака оказались на одной прямой – вертикальной, диагональной или горизонтальной. При этом нужно попытаться разрушить планы своего противника.

Победителем становится игрок, сумевший выстроить в ряд три своих знака. В случае ничьей игра возобновляется.

Что на что похоже?

С помощью этой игры дети учатся сравнивать, обобщать свойства предметов и усваивают значение таких понятий, как высота, ширина и длина.

В игре вопросы сначала задает взрослый, а ребенок на них отвечает. Затем ребенку дается возможность проявить себя, задавая вопросы взрослому.

Вопросы могут быть такими:

– Что бывает высоким?

– Что бывает длинным?

– Что бывает коротким?

– Что бывает широким?

– Что бывает узким?

– Что бывает круглым?

– Что бывает квадратным?

На вопрос «Что бывает высоким?» ребенок может ответить, что дерево, столб, дом, телебашня и т. п. Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом, столб или телебашня.

В игру могут включаться самые разные понятия, например: что бывает пушистым, твердым, холодным, острым, белым, черным, полезным и т. д.

Продолжи узор

Для этой игры нужно перенести изображение, представленное на рисунке 15 на бумагу в клеточку.

 

Рис. 15. Игра «Продолжи узор»: а – дерево; б – елочка

Ребенку нужно продолжить узоры. Если малыш затрудняется при выполнении задания, можно приложить к оси рисунка зеркало и предложить ему посмотреть, как должна выглядеть правая сторона.

Дорисуй картинку

Для этой игры нужно перенести изображение, представленное на рисунке 16, на бумагу в клеточку.

Инструкция ребенку: художник успел нарисовать только одну часть картинки. Закончи рисунок за него. Ты должен (должна) помнить, что вторая половинка должна быть точно такой же, как первая.

 

Рис. 16. Игра «Дорисуй картинку»: а – кот; б – коврик

 

Профессии

Материал: картинки с изображением разных профессий, инструментов и орудий труда.

Игра проводится в 4 этапа.

1– й этап

Взрослый показывает картинки и задает ребенку следующие вопросы:

– Кто лечит больных?

– Кто учит детей в школе?

– Кто шьет костюмы?

– Кто готовит обед?

– Кто разносит письма и газеты? Ребенок отвечает на эти и подобные им вопросы и подбирает нужные картинки.

2– й этап

Взрослый дает ребенку картинки и задает ему следующие вопросы:

– Что делает дворник?

– Что делает маляр?

– Что делает учитель?

– Что делает парикмахер?

– Что делает художник?

– Что делает писатель?

– Что делает шофер?

Ребенок отвечает и подбирает нужные картинки.

3– й этап

Взрослый придумывает загадки, а ребенок их отгадывает. Например: «Этот человек выращивает растения, у него есть лопата и грабли». Ответ: садовник.

4– й этап

Взрослый показывает ребенку картинки и задает ему следующие вопросы:

– Что нужно почтальону?

– Что нужно парикмахеру?

– Что нужно повару?

– Что нужно садовнику?

– Что нужно художнику?

– Что нужно шоферу?

– Кому нужны ножницы?

– Кому нужна иголка?

– Кому нужен автомобиль?

– Кому нужен половник?

– Кому нужен шприц?

Ребенок отвечает на эти и подобные им вопросы и выбирает нужные картинки.

 

Любопытный мячик

Материал: мяч.

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет любое качество (цвет, вкус, форму) предмета.

Ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать любой предмет, обладающий таким качеством.

Разбери картинки

Материал: набор картинок с изображением различных предметов.

Игрокам выдается набор картинок. Ведущий просит рассмотреть картинки и разложить их на группы, то есть так, чтобы картинки одной группы подходили друг к другу по смыслу.

 

Нелепые картинки

Материал: картинки, изображающие какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей.

Взрослый просит ребенка найти ошибки и неточности в картинках, объяснить свой ответ и рассказать, как бывает на самом деле.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: