Эта игра помогает ребенку научиться выделять существенные признаки.
В начале игры взрослый произносит название какого-нибудь предмета или явления и зачитывает ряд слов, из которых ребенку нужно выбрать только два самых важных, без чего данный предмет или явление не может обойтись.
Например, дано слово сад. Какие слова самые главные: растения, садовник, забор, земля, лопата, собака, урожай. Без чего не может быть сада? Может ли быть сад без растений? Почему? Без садовника, забора, урожая, земли…? Почему?
Задания к игре могут быть следующими:
– река (берег, рыба, тина, лягушки, вода, рыбак);
– ботинки (подошва, шнурки, каблук, молния);
– город (машины, здания, улица, люди, велосипед);
– игра (игроки, шашки, правила, карты, считалка);
– школа (учитель, стулья, книги, тетради, ученики, столы).
Простые крестики-нолики
В этой игре принимают участие двое детей.
В начале игры на листе бумаги чертится таблица с четырьмя лучами, как показано на рисунке 14. С помощью жребия определяется, какой у каждого из игроков будет знак – «крестик» или «нолик».
|
|
Рис. 14. Игра «Простые крестики-нолики»
Игроки по очереди рисуют свой знак на пересечениях линий, стараясь заполнить таблицу так, чтобы три одинаковых знака оказались на одной прямой – вертикальной, диагональной или горизонтальной. При этом нужно попытаться разрушить планы своего противника.
Победителем становится игрок, сумевший выстроить в ряд три своих знака. В случае ничьей игра возобновляется.
Что на что похоже?
С помощью этой игры дети учатся сравнивать, обобщать свойства предметов и усваивают значение таких понятий, как высота, ширина и длина.
В игре вопросы сначала задает взрослый, а ребенок на них отвечает. Затем ребенку дается возможность проявить себя, задавая вопросы взрослому.
Вопросы могут быть такими:
– Что бывает высоким?
– Что бывает длинным?
– Что бывает коротким?
– Что бывает широким?
– Что бывает узким?
– Что бывает круглым?
– Что бывает квадратным?
На вопрос «Что бывает высоким?» ребенок может ответить, что дерево, столб, дом, телебашня и т. п. Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом, столб или телебашня.
В игру могут включаться самые разные понятия, например: что бывает пушистым, твердым, холодным, острым, белым, черным, полезным и т. д.
Продолжи узор
Для этой игры нужно перенести изображение, представленное на рисунке 15 на бумагу в клеточку.
Рис. 15. Игра «Продолжи узор»: а – дерево; б – елочка
Ребенку нужно продолжить узоры. Если малыш затрудняется при выполнении задания, можно приложить к оси рисунка зеркало и предложить ему посмотреть, как должна выглядеть правая сторона.
|
|
Дорисуй картинку
Для этой игры нужно перенести изображение, представленное на рисунке 16, на бумагу в клеточку.
Инструкция ребенку: художник успел нарисовать только одну часть картинки. Закончи рисунок за него. Ты должен (должна) помнить, что вторая половинка должна быть точно такой же, как первая.
Рис. 16. Игра «Дорисуй картинку»: а – кот; б – коврик
Профессии
Материал: картинки с изображением разных профессий, инструментов и орудий труда.
Игра проводится в 4 этапа.
1– й этап
Взрослый показывает картинки и задает ребенку следующие вопросы:
– Кто лечит больных?
– Кто учит детей в школе?
– Кто шьет костюмы?
– Кто готовит обед?
– Кто разносит письма и газеты? Ребенок отвечает на эти и подобные им вопросы и подбирает нужные картинки.
2– й этап
Взрослый дает ребенку картинки и задает ему следующие вопросы:
– Что делает дворник?
– Что делает маляр?
– Что делает учитель?
– Что делает парикмахер?
– Что делает художник?
– Что делает писатель?
– Что делает шофер?
Ребенок отвечает и подбирает нужные картинки.
3– й этап
Взрослый придумывает загадки, а ребенок их отгадывает. Например: «Этот человек выращивает растения, у него есть лопата и грабли». Ответ: садовник.
4– й этап
Взрослый показывает ребенку картинки и задает ему следующие вопросы:
– Что нужно почтальону?
– Что нужно парикмахеру?
– Что нужно повару?
– Что нужно садовнику?
– Что нужно художнику?
– Что нужно шоферу?
– Кому нужны ножницы?
– Кому нужна иголка?
– Кому нужен автомобиль?
– Кому нужен половник?
– Кому нужен шприц?
Ребенок отвечает на эти и подобные им вопросы и выбирает нужные картинки.
Любопытный мячик
Материал: мяч.
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет любое качество (цвет, вкус, форму) предмета.
Ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать любой предмет, обладающий таким качеством.
Разбери картинки
Материал: набор картинок с изображением различных предметов.
Игрокам выдается набор картинок. Ведущий просит рассмотреть картинки и разложить их на группы, то есть так, чтобы картинки одной группы подходили друг к другу по смыслу.
Нелепые картинки
Материал: картинки, изображающие какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей.
Взрослый просит ребенка найти ошибки и неточности в картинках, объяснить свой ответ и рассказать, как бывает на самом деле.