Основные правила поведения в бактериологической лаборатории

Содержание

Введение. 5

1.1 Основные правила поведения в бактериологической лаборатории. 6

1.3 Правила забора материала и хранения при особо опасных инфекциях. 8

1.4 Оформление направления на микробиологическое исследование. 9

1.5. Дезинфекция в микробиологической лаборатории. 10

1.6. Стерилизация лабораторной посуды, подготовка к стерилизации. 10

2.Изучение морфологии и тинкториальных признаков микробов. 11

2.1 Этапы приготовления мазка для иммерсионной микроскопии. 13

2.2 Овладение методикой микроскопирования с иммерсионной системой. 14

2.3 Сложные методы окраски. 14

2.4 Методы определения подвижности бактерий. 18

3.1 Методы выделения чистых культур аэробных и факультативно-анаэробных бактерий. 22

3.2 Метод Дригальского. 23

3.3 Методы создания анаэробных условий. 27

3.4 Этапы выделения чистой культуры анаэробных бактерий. 29

3.5 Вирусологические методы.. 31

3.6 Реакция гемагглютинации (РГА) 32

3.7 Методы индикации бактериофагов. 33

3.8 Реакция фаголизиса. 34

3.9 Реакция фаготипирования S.aureus. 35

4. Идентификация микроорганизмов  по генетической структуре. 36

4.1 Полимеразная цепная реакция (ПЦР) 37

4.2 Метод рекомбинации. 39

5. Бактериологическая оценка качества стерилизации и определение антибиотикочувствительности. 40

5.1 Бактериологический метод контроля эффективности стерилизации. 41

5.2 Определение антибиотикочусвтвительности бактерий. 42

6. Бактериологическая диагностика дисбактериоза кишечника. 44

7. Определение общего микробного числа (метод Коха) и санитарно-показательных микробов воздуха. 47

8. Билогический метод и идентификация бактерий по вирулентности. 48

8.1 Заражение экспериментальных животных. 51

(биологический метод) 51

8.2 Методы определения факторов вирулентности микроорганизмов. 53

8.3 Методы определения персистентных свойств бактерий. 55

9. Иммунологические методы диагностика инфекционных заболеваний. 58

9.1 Реакция агглютинации (РА) на стекле. 59

9.2 Развернутые реакции агглютинации Видаля, Вейгля и Райта. 59

9.3 РПГА – реакция пассивной гемагглютинации. 62

9.4 Реакция преципитации (РП) 63

9.5  Реакция нейтрализации токсина антитоксином (РН) на мышах. 64

9.6 Реакция нейтрализации вирусов (РН) на мышах. 65

9.7 Реакция торможения гемагглютинации (РТГА) 66

9.8 Реакции связывания комплемента (РСК) 66

9.10 Реакции непрямой иммунофлюоресценции (РИФ) 70

9.11 Иммуноферментный анализ (ИФА) 71

9.12 Диагностика ВИЧ-инфекции с помощью реакции иммуноблоттинга. 74

Список использованной литературы.. 86

Основная литература. 86

Дополнительная литература. 86

 

Введение

 

 Микробиология, вирусология находится на стыке фундаментальных и теоретических дисциплин. Полученные при изучении дисциплины теоретические знания и практические умения позволят обучающимся воспользоваться результатами микробиологических исследований для подтверждения клинического диагноза на старших курсах и проведения лечения с учетом антибиотикочувствительности.  

 Цель учебного пособия – освоение студентами практических навыков по микробиологической диагностике.  

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны знать следующих основных методов микробиологической диагностики: микроскопический, биологический,  бактериологический,  иммунологический, аллергический и  молекулярно-биологический.   

Обучающиеся должны уметь:

- соблюдать технику безопасности;

- выполнить микробиологические исследования.

В пособии изложены практические навыки, ориентированые на конечную цель подготовки врачей в соответствии с квалификационными характеристиками.  

  Приобретение практических навыков  способствует формированию у обучающихся общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

- готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-1);

- готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информации, медико-биологической терминологии (ОПК-1);

- способность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний (ПК-6).

  1.Соблюдение правил противоэпидемического режима  

  Бактериологические лаборатории при лечебно-профилактических учреждениях выполняют анализы, необходимые для постановки и уточнения диагноза инфекционного заболевания, способствуя правильному выбору специфического лечения.  

   Предметом для исследования являются выделения из организма человека, трупный материал и объекты внешней среды.      

    В соответствии с рекомендациями ВОЗ патогенные микроорганизмы разделены на 4 группы по степени биологической опасности для сотрудников лабораторий и окружающего населения:

    -I - возбудители особо опасных инфекций (чумы, оспы, желтой лихорадки);

    -II – возбудители высококонтагиозных эпидемических заболеваний (сибирской язвы, бруцеллеза, сыпного тифа);

    -III – возбудители инфекционных болезней, выделяемые в самостоятельные нозологические группы (брюшного тифа, шигеллезов);

    -IV – условно-патогенные микробы, возбудители оппортунистических инфекций.

     Нумерация групп микробов, принятая в России, отличается обратным порядком от классификации ВОЗ, где к I группе относят микроорганизмов самой низкой патогенности, а к IV - особо опасные. По номенклатуре ВОЗ выделяют три категории лабораторий:

     - базовые (основные или общего типа);

     - режимные (изолированные);

     - лаборатории особого режима (максимально изолированные).

Основные правила поведения в бактериологической лаборатории

1.В помещении лаборатории нельзя входить без специальной одежды: халата, сменной обуви.

2.В лабораторию нельзя вносить посторонние вещи, запрещается курить и приносить пищу.

3.При распаковывании заразного материала необходимо соблюдать осторожность: пробирки снаружи обтирать дезинфицирующим раствором; переливание жидкостей, содержащих патогенные микробы, производят над сосудом, содержащим дезинфицирующий раствор.

4.Если разбилась посуда, содержащая заразный материал (пробирки, чашка Петри и др.), немедленно производится обеззараживание предметов, одежды, стола и помещения.

5.После окончания работы дезинфицируют руки и поверхность рабочего стола.

6.Музейные культуры микробов ставят на хранение в холодильник, закрывают и опечатывают

7.Работники лаборатории подлежат обязательной вакцинации против тех инфекционных болезней, с возбудителями которых они работают. На кафедре микробиологии используются материалы, содержащие возбудителей III-IV групп, после разрешения председателя режимной комиссии Республиканской СЭС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: