Психологические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения обучающихся с ОВЗ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По организации дистанционного обучения обучающихся с ОВЗ

 

Введение

 

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), а также Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226), в целях оказания методической помощи при реализации адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Современное образование невозможно без внедрения информационных технологий, которые позволяют доставить в любые, в том числе удаленные, точки человеческого пространства не только информацию, но и современную методику, технологию образования с целью полноценной реализации интеллектуального и творческого потенциала личности, формирования адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории.

В Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 определяются понятия электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. 

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

К основным ДОТ относятся:

Кейсовая технология - технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях и компакт-дисках) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения. 

Телевизионная технология – технология обучения с использованием телевизионных средств. 

Интернет-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами и для обучения. 

Локально-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами и для обучения.

Особую актуальность приобретает Использование информационных технологий в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья сопряжено с определенными трудностями и специфическими подходами, поскольку должно учитывать особенности их развития и принадлежность к определенной нозологической группе.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, может быть реализовано различными формами:

- очные занятия с применением дистанционных технологий (использование электронного контента для организации образовательного процесса и контрольных мероприятий);

- индивидуальные дистанционные занятия (в том числе, онлайн уроки), групповые дистанционные занятия (включая, проектную работу, вебинары);

- занятия с дистанционным включением обучающегося с ОВЗ в деятельность класса (с применением технологий телевещания и интернет-вещания);

- самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением (на основе размещенного на специализированных ресурсах электронного образовательного контента и средств связи: телефонный номер, электронную почту, номер ICQ, номер SKYPE или другой, на основе которого может осуществляться удаленное взаимодействие).

Образовательный процесс может осуществляться в режиме онлайн (вебинары, обсуждения и пр.) и режиме офлайн (общение через электронную почту, форумы, блоги и пр.).

 

 

Примерный алгоритм реализации адаптированных общеобразовательных программ образования обучающихся с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

1. Образовательная организация разрабатывает и утверждает локальный нормативный акт (приказ, распоряжение, положение) об организации дистанционного обучения, в котором определяет, в том числе порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам;

2. Формируется расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по классам. Регламентируется время работы на компьютере. 

Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером: продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

    Остальное рабочее время обучающиеся используют на работу с различными источниками информации в зависимости от целей и задач курса.

3. Осуществляется информирование обучающихся и их родителей о реализации адаптированных образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – дистанционное обучение), в том числе ознакомление с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций;

4. Обеспечивается ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.

5. Выбор родителями (законными представителями) обучающегося формы дистанционного обучения по адаптированной образовательной программе подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя(ей) (законного представителя).

6. Занятия с учащимися онлайн могут проводится как индивидуально, так и в малых группах для решения задач формирования коммуникативных навыков и социальной адаптации учащихся.

7. В рабочие программы и (или) учебные планы рекомендуется внести соответствующие корректировки в части форм обучения (онлайн урок, консультация, видеоконференция и т.д.), применения технических средств обучения.

8. При наличии технической возможности образовательная организация организует проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов.

9. Педагогическим работникам внести изменения в содержание уроков и заданий, отдавая предпочтение простейшим, адекватным психофизиологическим возможностям обучающихся, ресурсам и заданиям.

10. При реализации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий руководителю либо иному уполномоченному должностному лицу образовательной организации осуществлять ежедневный мониторинг обучающихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе.

 

Психологические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения обучающихся с ОВЗ

1. Обеспечить детям благоприятную позитивную образовательную среду, свободную от стрессов, вызванных стремлением к академическим успехам.

2.  Сконцентрироваться на сохранении здоровья детей, их психологического и социального благополучия.

3. Сохранять рутинный уклад учебной работы с привычными для детей нормами ее оценки.

4. Учитывать уровень утомляемости и возбуждения обучающихся в ходе занятий и при необходимости прекращать занятие.

5. Индивидуализировать подбор материала, форм его подачи и времени проведения занятий, обеспечивая щадящий охранительный режим.

6. При проведении занятий учитывать психофизические особенности обучающихся, в частности, недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низкий уровень учебной мотивации и общую познавательную пассивность (т.е. слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), недоразвитие отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, недостатки речи, нарушения моторики в виде недостаточной координации движений, двигательная расторможенность, несформированность операционных компонентов учебно-познавательной деятельности).

7. Осуществлять подбор заданий, обеспечивая для учащихся ситуацию успеха, для предотвращения возникновения у обучающихся стресса, страха и подавленности из-за несоответствия ожиданиям педагога, сравнений с другими детьми.

8. Учитывать специфику семейного воспитания детей с ОВЗ, обусловленную пониженной социальной самооценкой, более низким уровнем материальной обеспеченности, сравнительно меньшими возможностями использования социального капитала (внесемейных социальных связей).

9. Использовать дистанционные формы обучения, поощряющие развитие интеллектуальной, творческой деятельности, которые позволят детям поддерживать активность и создавать благоприятную психологическую атмосферу.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: