Специфика организации дистанционного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) представляют собой широкую группу обучающихся с первичной речевой патологией, получающие образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием.

В этой связи, при организации дистанционного образования необходимо учесть особые образовательные потребности обучающихся и особенности психофизического развития.

Прежде всего, организуя реализацию образовательной программы для детей с ТНР в дистанционной форме педагогам, педагогу следует учитывать особенности звуковой и смысловой стороны речи обучающихся, которые в дальнейшем без систематической и последовательной работы препятствуют полноценному овладению речью.

Во-первых, дети с ТНР испытывают значительные затруднения при восприятии на слух близких звуков, определении их акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах. Затруднения в выработке звуковой дифференциации чаще всего проявляются либо в замене одного звука другим, либо в смешении звуков. Замены и смешения звуков наблюдаются внутри определенных фонетических групп. Все это усложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.

У детей с ТНР наблюдается несформированность лексических средств и грамматического строя речи: бедность словарного запаса, неправомерное расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении слов, отсутствие сложных синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов в речи.

Наряду с недоразвитием языковых средств особого внимания требуют особенности неречевых психических функций и общего и речевого поведения.

В частности, должны быть учтены трудности обучающихся планирования собственной деятельности, осуществления контрольных действий, поддержания определенного темпа деятельности, концентрации и переключении внимания и др.

Перечисленные особенности детей с ТНР должны быть учтены при реализации образовательной программы с применением дистанционных технологий.

В связи с этим при организации образовательного процесса в дистанционной форме необходимо обеспечить тщательный отбор учебного материала с учетом особенностей речевого развития детей – состояние фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, умения использовать свои языковые средства в процессе коммуникации. Подбираемый речевой материал должен предусматривать:

1) совершенствование фонетико-фонематических процессов: различение оппозиционных звуков, звукобуквенный анализ и синтез;

2) уточнение значений, имеющихся у детей в активном запасе слов, обогащение их лексикона новыми словами за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;

3) развитие у детей способности различать значимые части слова, выделять и сравнивать различные элементы в словах;

4) уточнение понимания учебного материала и формулирования учебных задач с помощью различных речевых оборотов для избегания неточности в понимании прочитанного/услышанного, механического выполнения заданий;

5) обучение сознательному построению высказываний (устное или письменное), то есть владение комплексом речевых умений, который включает:

· умения информационно-содержательного характера: получать информацию для высказывания, определять и раскрывать тему и основную мысль текста, отбирать материал в соответствии с темой и основной мыслью;

· структурно-композиционные умения: выделять части в тексте, строить вводное и заключительное предложения и формировать части текста, составлять план и связно, последовательно излагать содержание;

· умения использовать языковые средства: пользоваться лексическими, грамматическими и стилистическими средствами языка, то есть правильно и точно употреблять слова в речи, выбирать из синонимического ряда слово, наиболее соответствующие замыслу высказывания, употреблять слова в переносном смысле, синонимы и антонимы, отбирать морфологические формы, синтаксические конструкции;

· умения, связанные с совершенствованием текста: находить ошибки и недочеты в тексте и вносить необходимые изменения.

6) овладение различными типами высказываний (описание, доказательство, рассуждение и т.д.);

7) сопоставление и анализ предложений;

8) конструирование отдельных предложений с помощью вопросов, по заданным словам, словосочетаниям;

9) составление предложений, текстов по картине, плану, на основе личных наблюдений.

10) формирование умения работать с текстом (распространить текст, конструировать и воссоздавать по плану, определять связность предложений и смысловую зависимость между ними).

Важно, чтобы предлагаемые детям задания учитывали их актуальный уровень речевого развития и находились в зоне ближайшего развития.

 

 

Организация работы с применением дистанционных технологий

С обучающимися с ТНР

1. Длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СанПиН РФ (в соответствии с возрастом ребенка).

2. Дистанционное занятие предполагает возможность сочетания различных форматов – видеотрансляции, видеоконференции, выполнения ребенком задания специалиста с представлением результата для проверки педагога в виде фото или видеозаписи по согласию родителей, дистанционной беседы педагога с ребенком с использованием различного телекоммуникационного оборудования и другие формы.

3. Структура занятия в дистанционном режиме может как повторять привычную ребенку и педагогу структуру, так и отличаться от нее. Необходимым является рациональное чередование зрительной и двигательной нагрузки. Смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности, является средством активизации внимания ребенка.

4. Развивающие упражнения могут выполняться детьми с использованием сторонних платформ обучения, без непосредственного контроля педагога. Диапазон этих упражнений в сети Интернет очень широк, следовательно, педагог может дать родителям рекомендации по выбору упражнений, наиболее полезных для достижения образовательных целей. Реализация такого принципа построения дистанционных занятий позволяет широко варьировать продолжительность занятий, используя перерывы между частями занятия и определяя обязательную длительность только коррекционной части.

5. Современные инструменты дистанционного образования позволяют организовывать как индивидуальные, так и групповые (подгрупповые) формы работы.

Групповые дистанционные занятия сложны как для детей, так и для педагогов. Наложение голосов и шума в процессе синхронного говорения препятствуют точному распознаванию речи в целом и инструкций педагогов в частности, что создает предпосылки для неточного понимания, ошибок и повышенной утомляемости детей. Для части детей участие в групповом дистанционном уроке может быть возможно только в присутствии родителей.

Однако с помощью группового занятия можно организовать передачу информации одновременно многим участникам (объяснение нового материала, должно быть ограничено во времени); можно создать коммуникативную среду для ребенка, когда он устанавливает контакты с группой. Педагог может привлекать ребенка к коммуникации с помощью жеста (помаши группе), подражанию (помаши руками с нами вместе, сделай, как мы) и другим, доступным ребенку формам коммуникации.

Индивидуальное занятие дает педагогу больше возможностей для собственно коррекционной работы. Вместе с тем индивидуальное занятие требует от ребенка большей включенности в работу с ресурсом, через который ведется работа. Значительная часть непосредственных контактов с обучающимися через электронные платформы предполагает отработку тех целей, которые требуют непосредственного контроля педагога, чтобы ребенок видел и слышал педагога. Все виды активности, которые такого контакта не требуют (дидактические игры, упражнения, которые может контролировать родитель или компьютерная система, игры с реальными предметами для отдыха) – не требуют обязательного использования видеосвязи и экрана. Это позволяет увеличить продолжительность занятия и соблюсти требования СанПиН, ограничивающие использование видеомониторов.

6. При организации обучения в дистанционной форме следует учитывать сниженную познавательную активность детей. Для преодоления этих нарушений рекомендуется обеспечить возможность повторного воспроизведения видеоуроков в удобное время, с тем, чтобы иметь возможность для лучшего понимания учебного материала.

7. При разъяснении задания педагогу следует контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление, говорить четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу, строить простые фразы, не перегружая инструкцию сложными словами, вводными фразами, отвлеченными пояснениями. Следует «оречевлять» каждое действие, которое демонстрируется ребенку, уточнять значения слов, непонятных ребенку или тех, значение которых понятно ему не полностью.

8. В рамках индивидуального подхода для ряда учащихся (с повышенной утомляемостью или возбудимостью) урок может быть разбит на несколько частей с перерывами на физминутки или подвижные задания.

9. Учебный материал следует подавать небольшими дозами и усложнять постепенно, используя многократное, поэтапное повторение, частое обращение к знаниям, полученным ранее.

10. Подача информации обучающимся с ТНР должна сопровождаться вопросами к ним, вызывающими детей на диалог, на комментирование происходящего.

11. Следует учитывать особенности словарного запаса обучающихся с ТНР: затруднения в выделении незнакомого слова, выявлении его лексического значения из контекста; неустойчивость вербальной памяти, что приводит к быстрому забыванию изучаемого словаря, особенно терминологического. Поэтому на каждом уроке, если будет изучаться новая тема, необходимо проводить словарную работу с целью формирования ориентировочной основы перед изучением нового материала. Кроме того, необходимо чтобы список терминов в соответствии с преподаваемым учебным предметом находился в визуальном доступе для обучающихся. Кроме отдельных слов и терминов в словарную работу могут быть включены фразеологизмы и образные выражения, непонятные детям с недоразвитием речи.

12. Понимание учебного материала должно находиться под постоянным контролем учителя. В процессе чтения текста учебника или любого научно-учебного текста ученикам задаются вопросы: «Как это можно сказать по-другому?», «Расскажи своими словами, о чем ты сейчас прочитал?», «Как ты понял, о чем здесь написано?». 

13. При работе с обучающимися с дислексией и дисграфией необходимо, с одной стороны, ограничить объем их работы с письменным (печатным) текстом, с другой – требовать от них соблюдения правильного чтения и грамотного письма.

14. Особое внимание должно уделяться домашнему заданию. Предпочтительно давать задания творческого характера, а не сплошное перечитывание, переписывание и пересказывание больших текстов. Такие домашние задания трудно проверить в условиях дистанционного обучения. Внимание детей привлекается к ключевым моментам изложенного в книге материала, например, предлагается отыскать в тексте ответы на поставленные учителем вопросы, выделить наиболее важные мысли, выбрать предложения, которые могут служить планом будущего ответа.

15. Необходимо проводить плановые проверочные и контрольные работы, диктанты. Проверочные и контрольные работы могут проводиться в присутствии родителей, но родители не должны вмешиваться в процесс написания работы. В то же время, родители могут принимать участие в проверке работ по шаблону. Обсуждение проблем и ошибок полезно проводить в присутствии родителей (по возможности). Это позволяет включить их более активно в образовательный процесс.

16. Контролировать понимание ребенком инструкций, учебных заданий и т.д. различными средствами – попросить повторить инструкцию, нарисовать схему, выделить основные «шаги» выполняемого задания. Соблюдение определенной последовательности, поэтапности действий позволяет развивать способность к планированию, оречевление этих последовательностей развивает способность ребенка строить связное высказывание.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: