Организация дистанционного обучения детей с задержкой психического развития

В условиях перехода на дистанционное обучение значимой является задача сохранения коррекционно-развивающей помощи обучающимся с ЗПР и обеспечения условий для проведения курсов коррекционно-развивающей области и индивидуальных коррекционных занятий.

Для решения этой важной задачи необходима организация психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ЗПР в двух взаимодополняющих формах: дистанционной и электронной.

Дистанционная форма предполагает организацию взаимодействия с обучающимся посредством интернет-связи в режиме реального времени с использованием аудио- и видеотрансляции. При этом стоит отметить необходимость жесткого соблюдения расписания занятий и более высоких требований к общей организации процесса, чем при использовании электронной формы.

Электронная форма предполагает передачу обучающимся материалов для занятий в цифровом виде. Педагоги заранее готовят материал с описанием заданий и упражнений и либо высылают его ребенку, либо обеспечивают доступ к нему иным способом в пространстве интернет-сети. В этом случае обучающийся сам (или с помощью родителей) определяет время выполнения работы.

Общение с обучающимся в режиме онлайн позволяет проводить занятия, включающие в себя все традиционные этапы, получать обратную связь от ребенка в реальном времени, дает возможность ответить на его вопросы, уточнить непонятные для него моменты.

При электронной форме представляется целесообразным использование файлообменников, например «Яндекс Диск» или «Google Диск». Педагог может заранее размещать материалы, необходимые для занятия, инструкции к заданиям и упражнениям, различные памятки, ссылки на другие ресурсы или файлы. Информацию для обучающегося и его родителей можно объединять в тематические папки, дополнять таблицами с расписанием занятий и вариантами обратной связи. Ребенок может самостоятельно выбирать удобное для него время и темп выполнения задания. Со стороны педагога требуется лишь информирование о месте размещения материалов посредством отправки ссылки на электронную почту или любой другой мессенджер. Обеспечение аудио- и видеосвязи при этой форме психолого-педагогического сопровождения не требуется. При этом существует возможность получения обратной связи от обучающегося через мессенджеры и электронную почту. Формами этой обратной связи могут быть фотографии и скриншоты выполненных заданий, заполненные опросники и анкеты. Например, после просмотра тематического видео его можно обсудить с ребенком, предложив заполнить простую анкету из трех-пяти вопросов. Размещать такие опросники можно не только на файлообменниках в формате Word, но и используя специальные интернет-ресурсы (например, onlinetestpad.com). Также электронная форма дает педагогу-психологу возможность размещать материалы для родителей, направленные на их психологическое просвещение.

Характерными проблемами данной формы реализации коррекционно-развивающей области являются: отсутствие возможности организовать групповую работу обучающихся, существенные ограничения контроля выполнения заданий и упражнений, ограниченные возможности оказания ребенку помощи сразу при возникновении необходимости в ней.

Независимо от выбираемой формы, очень значимым для эффективности реализации коррекционно-развивающей области обучающихся с ЗПР является поддержание контакта с родителями, их активное включение в работу с ребенком. Именно родители в условиях удаленного обучения могут помочь специалисту отследить правильность выполнения тех или иных заданий и упражнений, рассказать об эмоциональных реакциях ребенка, его впечатлениях. Чтобы такая совместная работа давала наибольший результат, специалист должен проинструктировать родителей о том, как должно проходить занятие, как выполняются задания, на что необходимо обращать особое внимание, по каким признакам определить, что ребенок уже утомился, какие приемы следует использовать для снятия у него психоэмоционального напряжения и т.д.

При использовании электронной формы родителям необходимо предварительно предоставить краткий план занятия или перечень заданий с более подробной инструкцией, включающей как описание проведения отдельных заданий и упражнений, так и указание на необходимость соблюдения определенной последовательности их выполнения, порядок перехода от одного задания к другому. Также целесообразно организовать возможность онлайн-консультирования родителей обучающихся по вопросам  прохождения коррекционно-развивающих курсов и оказания психологической поддержки. В этих целях можно использовать Skype, WhatsApp и другие приложения, обеспечивающие аудио- и видеосвязь в индивидуальном формате.

Активное включение обучающихся совместно с родителями в процесс освоения коррекционно-развивающей области в удаленном формате позволяет обеспечить эффективное взаимодействие всех участников образовательных отношений.

Вне зависимости от выбора формы реализации коррекционно-развивающей области в условиях удаленного обучения, педагог должен фиксировать проведение занятий в отчетной документации. В зависимости от того, как это принято в образовательной организации, специалист фиксирует факт проведения занятий в Журнале учета проведенных групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий и/или в Журнале учета рабочего времени педагога. В первом случае в графах, отражающих факт присутствия обучающегося, проставляется буква «Д» или «Э» (соответственно для дистанционной или электронной формы). В графах, отражающих тематическое содержание, проставляется тема из календарно-тематического планирования коррекционно-развивающего курса. Во втором случае фиксируется факт проведения занятия в определенный циклограммой рабочего времени промежуток. При этом в примечаниях делается пометка об использовании дистанционной или электронной формы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: