Виртуальная (экранная) клавиатура

Различные виды экранных клавиатур предназначены для пользователей с серьезными расстройствами моторной системы (тяжелые гиперкинезы и спастика, контрактуры суставов), которые не позволяют использовать в работе стандартную и специальную клавиатуры.

Программа "Экранная клавиатура" является приложением, отображающим виртуальную клавиатуру на экране и позволяющим печатать на экране с помощью указателя мыши.

Специальные мыши - э то устройства, заменяющие стандартную мышь. Существуют различные виды специальных мышей – джойстики, трекболы, клавишные, ножные, головные. На данном этапе в нашей практике используются мыши-джойстики, мыши-трекболы и головная мышь.

Клавишные мыши имеют восемь клавиш, управляющих движением курсора в различных направлениях и функциональные клавиши как на мыши-джойстике или роллере.

Мыши-джойстики подходят детям с тяжелыми гиперкинезами в ручной мускулатуре. Управляя клавишами мыши, можно максимально уменьшить скорость передвижения курсора, включить одну из специальных функций передвижения: «только по горизонтали», «только по вертикали» - клавиши выполняют функции переключения на левую, правую кнопки мыши, «двойной щелчок» и функцию блокирования задержки левой кнопки мыши (для перетаскивания, выделения объекта и т.д.). Мышь жестко крепится под ведущую руку ребёнка. Рукоятка у джойстика имеет несколько вариантов под различные типы хватов, передвигать мышь можно вообще не захватывая, а нажимая кистью в нужную сторону.

Мыши-роллеры имеют те же функции. Они больше подходят пользователям со спастическим парезом в ручной мускулатуре. Крепление также должно быть жёстким и под ведущую руку, шарик-роллер передвигается любой частью кисти (пальцами, ладонью, ребром ладони) или (при сложных контрактурах суставов) подбородком.

Головные мыши нужны для пользователей, которым сложно управлять специальной мышью с помощью рук. Отражатель, управляющий курсором мыши, фиксируется на голове (шлеме, кепке, наушниках). Устройство «головная мышь» крепится на экран монитора; на компьютер устанавливается специальное программное обеспечение. Печать текста или выбор файлов происходит с помощью виртуальной клавиатуры, выведенной на экран. Выбор можно осуществлять двумя способами: задержав курсор на объекте несколько секунд (время задержки регулируется) или нажав рукой на выносную кнопку, подключенную к головной мыши.

Работать с головной мышью могут дети с тяжелой спастикой и неярко выраженными гиперкинезами. Выраженные гиперкинезы не позволяют зафиксировать курсор на объекте даже на короткий промежуток времени, необходимый для осуществления операции выбора.

Существуют специальные выносные клавиши- кнопки большого размера, необходимые в случае, если нарушение моторики не позволяет нажимать клавиши управления функциями мыши. Курсор подводится к нужному месту с помощью роллера или джойстика, а щелчок производится с помощью нажатия выносной кнопки ладонью или другой частью тела.

Выносные кнопки можно закрепить на столе, регулируемом кронштейне, а также на руке, на поясе, на ноге при помощи специальной липучки.

Часто несформированность функциональных возможностей кистей и пальцев рук встречается у детей с тяжелыми нарушениями речи. Иногда речь полностью отсутствует. Для осуществления коммуникации используются специальные устройства Go Tolk.

Отметим, что при тяжелой двигательной патологии ученика очень важна роль его родителя, которому приходится самостоятельно овладеть приемами работы со специальным оборудованием, а потом уже передавать навыки ребёнку.

После подбора специального оборудования его необходимо настроить под ребёнка и обучить ученика (и обязательно его родных) работе с ним. Как правило, этим занимаются учителя-дефектологи.

Всем известно, что в обучении, как и в любой деятельности, мотивация играет определяющую роль. Эта роль особенно возрастает в условиях дистанционного обучения, поскольку основной акцент приходится на самостоятельную деятельность. Мотивация ребенка, который не может писать ручкой, но научился самостоятельно владеть специальной мышью и печатать резко повышается. В случае тяжелых нарушений манипулятивных функций кистей рук при спастическом парезе или гиперкинезах (часто и того и другого) на процесс овладения мышью уходит от нескольких дней до месяца. Специальную клавиатуру детям с такими нарушениями освоить еще сложнее.

Не стоит забывать и о специальных возможностях обычного компьютера, которые можно настраивать с учетом структуры нарушений ребенка.

Основные функции компьютера (для платформы MAC), которые необходимо настроить для ребенка с тяжелыми двигательными и речевыми нарушениями:

1. Уменьшение скорости движения курсора (при нарушении зрения, моторики глаз, мелкой моторики);

2. Увеличение размера курсора (при нарушении зрения, моторики глаз, мелкой моторики);

3. Залипание клавиш (при грубом нарушении мелкой моторики);

4. Отключение автоповтора (при грубом нарушении мелкой моторики);

5. Вывод на экран виртуальной клавиатуры (при грубом нарушении мелкой моторики);

6. Уменьшение скорости двойного щелчка (при грубом нарушении мелкой моторики);

7. Увеличение области просмотра для слабовидящих(при нарушении зрения);

11. Увеличение чувствительности микрофона (при нарушении голоса).

12. Перепрограммирование кнопок мыши, если ребенок управляет левой рукой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: