Лагерь и офис: Некоторые стратегии подавления деятельности ума

Стратегии подавления ума, использовавшиеся в лагере, напоминают некоторые реалии, имеющие место быть в офисной работе. Например, в лагере одним из способов подавления сознания была бессмысленная работа. Например, одной группе заключенных давали команду выкапывать яму, а другой –закапывать. Или люди приказывали носить воду из одной части моря в другую, или снег перекладывать с места на место. Бессмысленная работа ввергает человека в уныние. Ф. М. Достоевский о бессмысленности в труда в местах заключения писал в своей книге «Записки из мертвого дома»: «Если захотели вполне раздавить, уничтожить человека, наказать его самым ужасным наказанием, так что самый страшный убийца содрогнулся бы от этого наказания и пугался его заранее, то стоило бы только придать работе характер совершенной, полнейшей бесполезности и бессмыслицы».

В современных офисах бессмысленная работа, если вдуматься, присутствует как факт бытия. Люди часами пишут какие-то отчеты, понимая, что смысла в них нет. Отчетность особенно бьет, например, по учителям. Учитель возвращается домой после рабочего дня. И вместо того, чтобы уделить время своим близким, прийти в себя и подготовиться к урокам, он вынужден отвечать на многочисленные электронные письма, отправлять графики посещаемости и т.п. Причем, он понимает, что вся это многочасовая работа не имеет практически никакого смысла.

Другой лагерный прием подавления ум – многочасовая изнурительная работа. Многие офисные сотрудники находятся в подобных условиях. Они подписывают договор, в котором прописано время рабочего дня может быть ненормировано. 10–12 часов они находятся на работе, время на дорогу до работы и обратно – когда они оказываются дома, многим из них уже не до деятельности, оживляющей ум -чтения, молитвы, также не до общения с детьми.

Следующий принцип лагеря – человек должен быть всегда на виду. В секте тоже человеку обычно не дают ни минуты быть наедине с собой. И в современных офисах все как на ладони: рабочие места организованы в виде открытого пространства, работают камеры. Начальник в любой момент может потребовать отчет с фото о том, что сейчас делает сотрудник и где находится.

Для узников была продумана система унижений. Бруно Б., писал, что узники не могли самостоятельно пойти в туалет. Нужно было отпрашиваться у надсмотрщика, а по возвращении – подробно отчитаться. Надсмотрщика при других заключенных спрашивал узника, как и что именно от делал в туалете. Человек, попадающий в подобное положение испытывал сильное недоумение и чувство унижение. Его ставили в положение провинившегося ребенка и стремились в этом положении закрепить. В отношении современных работников наблюдается нечто похожее – требование отчета по любому поводу и без него. Травмирующая унизительная бессмыслица.

В лагере разумная деятельность человека подавлялась постоянным чувством страха, который подогревался постоянно звучащими угрозами расправы. У сотрудника в офисе – угрозой увольнения.

Террор, голод, избиения, постоянный страх смерти не давали пленникам возможности задуматься о важном, о своей внутренней жизни. Как оказывается, подобные «жесткие» методы воздействия могут быть заменены на более «мягкие». Сегодня служащие погрязли в рутине отчетов и документооборота. Высокая занятость и сжатые сроки, отведенные на выполнения поручений, не дают и им задуматься: «Кто я, куда иду и что вообще здесь делаю?»




double arrow
Сейчас читают про: