Выбор хорового репертуара

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ»

ПЦК Хоровое дирижирование

Лекция - практикум

по дисциплине МДК.02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин

для студентов IV курса

с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Преподаватель: Дроздецкая М.В.

ВВЕДЕНИЕ

Самым наглядным показателем работы детского хора является его выступление на публике – концерт.

Успех концерта зависит от многих причин. Тут и достигнутый

хором исполнительский уровень, и настрой коллектива, степень подготовки к данному концерту, и акустика зала, состав аудитории, ее реакция и т.д.

    Важнейшую роль в успехе концерта играет его программа. А программа определяется репертуаром хора.

    Значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений коллектива. Не менее важную роль он играет в музыкальном образовании и эстетическом воспитании участников хорового коллектива, в повышении их вокально-хорового мастерства, в развитии музыкального вкуса исполнителей и аудитории.

    Концертная программа детского хора должна быть разнообразной, доступной для исполнения и восприятия, но не упрощенной, богатой исполнительскими красками, но не усложненной. Она должна обязательно нести в себе учебно-исполнительские задачи и одновременно быть высокохудожественной, соответствовать возрастным возможностям участников коллектива. Прежде всего, это касается хоровых коллективов младшего школьного возраста. Произведения должны по тематике соответствовать возрастному уровню и быть понятными юным исполнителям. Если это не так, исполнение не всегда бывает удачным и порой вызывает недоумение у публики.

    Произведения репертуара должны отличаться по стилистической и жанровой направленности. Успешно концертирующий коллектив имеет в перечне исполняемых пьес произведения различных эпох и композиторских школ. Это могут быть, например, сочинения старинных мастеров (добаховский период) и сочинения композиторов-полифонистов (включая И.С. Баха), венских классиков, композиторов-романтиков, представителей современных зарубежных исполнительских школ; в русской музыке – произведения композиторов доглинковской поры (духовная и светская музыка, канты) и русских композиторов- классиков, произведения композиторов современного периода. В репертуар также могут быть включены обработки народных песен, выполненные выдающимися компрозиторами и дирижерами. Песенный жанр, как основной в исполнительском творчестве детей, может быть представлен сочинениями русских композиторов – М.И. Глинки, П.И. Чайковского, А.С. Аренского, А.Т. Гречанинова, Вас. С. и Вик. С. Калиниковых, произведениями композиторов-песенников советского периода – И.О. Дунаевского, А.Н. Пахмутовой, В.Я. Шаинского, Е.П. Крылатого и других.

    Желательно, чтобы не менее половины репертуара составляли хоры a cappella. Это подтверждается опытом работы многих детских коллективов – хоровых студий, капелл, хоров детских музыкально-хоровых школ, обладающих высоким уровнем вокально-хорового мастерства, которые могут представить полную концертную программу a cappel`ной музыки.

    Для развития хорового коллектива важно не замыкаться в рамках какого-либо одного направления (например, только культовой музыки или только легкого, полуэстрадного песенного жанра). Г.А. Струве в книге «Школьный хор» говорит об очень важном факторе, связанном с чувством меры, когда расчет репертуара на внешний эффект, в сторону развлекательности, наряду с излишней академичностью программы воспринимаются как крайности. В первом случае «Увеселительный крен», умиление солистами – «маленькими вундеркиндами», спекуляция на модном репертуаре ничего, кроме вреда, не приносят. Во втором, «при излишней академичности программы дети не должны превращаться в «холодные клавиши» пусть даже отлично настроенного «инструмента», не должны потерять прелести, обаяния, непосредственности исполнения, но в то же время – должны достичь академичности. Хормейстерам всегда надо помнить, что «детское хоровое искусство – самостоятельная область искусства с присущей ему детскостью» - писал Г.А.Струве.

    Дирижер, прежде всего, сам должен хорошо ориентироваться в репертуаре. Знание репертуара, соответствующего исполнительским возможностям школьного хора, для дирижера чрезвычайно важно. Дирижер не должен пропускать концертов и выступлений различных исполнительских коллективов, которые кроме повода к анализу своей работы с хором способствует знакомству с новыми хоровыми коллективами. Дирижер обязан следить за новыми публикациями песенно-хоровой музыки. У каждого практикующего хормейстера постепенно за годы работы складывается необходимая домашняя библиотека хоровой литературы, которая пополняется новыми поступлениями.

 

ВЫБОР ХОРОВОГО РЕПЕРТУАРА

         При выборе хорового репертуара следует учитывать ряд факторов.

Произведение должно быть, прежде всего, доступным для исполнения.

Подразумевается доступность диапазона, чисто вокальные возможности исполнения. К сожалению, встречаются еще факты, когда мало подготовленный коллектив исполняет произведения, которые ему явно не по силам в вокальном и техническом отношении (например, произведения с высокой тесситурой). В результате в хоре может появиться резкий форсированный звук от перенапряжения голоса. Часто это происходит, когда дети, чтобы угодить любимому дирижеру, стараются изо всех сил и поют громче своих возможностей, что приводит к довольно печальным последствиям: травмированию голосовых связок (сухость гортани, появление узелков на связках) и даже к хроническим заболеваниям голосового аппарата. Вот почему выбор репертуара – очень ответственное дело. Здексь необходимо помнить об охране детского голоса. Правильный выбор репертуара в сочетании с распеваниями, с хоровым сольфеджио может по-настоящему помочь развитию голоса ребенка. В то же время ошибки в выборе репертуара приводят к торможению развития голоса, а в самом худшем варианте – к пагубным последствиям для голоса и, естественно, для здоровья.

    Доступность репертуара предполагает также восприятие детьми образного строя произведений. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чем они поют. Здесь наряду с музыкальной формой произведения огромное значение имеет его текст. Очень важно, чтобы дети не относились равнодушно к тому, что они поют, вникали в красоту слова, смысл фразы. Содержание произведения должно увлечь, заинтересовать детей. Круг музыкальных образов должен захватить ребенка, быть ему понятным.

    Еще один аспект доступности: доступность произведения в техническом отношении, насколько дети подготовлены в техническом отношении к исполнению данного произведения.

    Первый этап: хор только еще формируется как творческий коллектив. В репертуаре много одноголосных песен. Эти песни иногда исполняются с солистами. Происходит кропотливая работа над хоровым унисоном. В репертуаре появляются песни с элементами двухголосия.

    Именно на этом этапе очень важно в разучиваемых произведениях активно «впевать», «выстраивать» двухголосие, продолжая работу, проводимую на занятиях сольфеджио. В дальнейшем продолжается работа над хоровым унисоном, над элементарным двухголосием, а затем и над развитым двухголосием.

    Очень важно, чтобы в исполняемых произведениях двухголосие было представлено сразу же в самых разнообразных интервальных сочетаниях (то есть стремилось к развитому двухголосию). Полезно применять упражнения хорового сольфеджио: исполнительские трудности, встречающиеся в них, потом легко преодолеваются в разучиваемых произведениях.

    Примерный репертуар на первом этапе: Русская народная песня «Во поле береза стояла», русская народная песня «Что же ты, соловушка» (обработка В. Григоренко), норвежская народная песня «Коричневый орех» (обработка М. Иорданского, русский текст Л. Кондрашенко), А. Алябьев «Зимняя дорога» (переложение А. Луканина, слова А. Пушкина), А. Дворжак «Платочек» (слова народные, русский текст В. Викторова) и другие.

    Второй этап. Продолжается закрепление навыков пения с развитым двухголосием. Постоянно вводятся элементы трехголосия (полифонические примеры, каноны с постепенным нарастанием степени трудности).

     Примерный репертуар: русская народная песня «Ой ты, Волга-реченька» (слова О. Ковалевой), белорусская народная песня «Реченька» (обр. А. Свешникова), моравская народная песня «В поле» (обр. Я. Досталика, русский текст К. Ибряева), Е.Жарковский «Мелодия ручья» (слова В. Харитонова), канон В. Моцарта «Dona nobis pacem», П. Чайковский «Рассвет» (слова И. Сурикова) и другие.

    Третий этап. Свободное владение трехголосием (включая полифонию). В репертуаре встречаются секундовые сочетания, во всех хоровых партиях (шестиголосие, восьмиголосие и т.д.).

    Практически хор готовится ко всем хоровым трудностям в пределах возможностей детского голоса. Диапазон репертуара третьего этапа чрезвычайно широк: от одноголосных произведений (унисон остается постоянно в сфере внимания хормейстера) до сложнейших произведений (А. Кюркчинский «Птицы поют», Б. Бриттен «Короткая месса» и другие).

     В общем, на разных этапах работы с хором или при разных уровнях его подготовленности хормейстер должен выбирать для исполнения произведения технически доступные его коллективу, знакомые по предварительным занятиям хоровым сольфеджио. Произведения, включаемые в репертуар хора должны способствовать развитию музыкальной грамотности хора, росту его исполнительского мастерства. При выборе произведений для разучивания хормейстер должен уметь отобрать из обилия музыки необходимое, раскрывающее хор с лучших, сильных сторон, выбрать такой репертуар, чтобы затраченные усилия при его разучивании оправдывались конечным результатом. Нужно стремиться к тому, чтобы коллектив постоянно рос, совершенствовался, искал новые интерпретации, вырабатывал свой собственный исполнительский стиль, развивал, улучшал, совершенствовал свой музыкальный вкус. Однако, для всего этого не стоит перегружать программу чересчур сложными произведениями. В репертуаре старшего хора таких произведений может быть 3-5 (имеются в виду произведения, особенно сложные в техническом и музыкальном отношении). Небольшое количество подобных произведений в репертуаре дает возможность уделять им больше времени и внимания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: