Работа над произведением

         Чрезвычайно важно воспитать в коллективе навыки пения без сопровождения (a cappella). Пение многоголосных сложных произведений без сопровождения – наиболее трудный вид исполнительства, доступный далеко не каждому хору. При пении a cappella наиболее полно выявляется мастерство хора, его звучность, строй, ансамбль, нюансировка. Для детского хора пение без сопровождения способствует выявлению специфического детского звучания, особой прозрачности детских голосов, которая иногда исчезает (частично или полностью), когда начинает звучать аккомпанемент.

    Возникает вопрос, когда же хор может начинать петь a cappella? Буквально с первых же занятий. Пение без сопровождения (вначале одноголосных упражнений и песен) будет способствовать выработке навыков пения в унисон. И ничего, что песни, разучиваемые без сопровождения, позже исполняются с фортепианным сопровождением или пение с сопровождением чередуется с пением a cappella. Важно, что такое пение способствует интенсивному развитию музыкального слуха. И что именно раннее пение a cappella может в дальнейшем привести хор к исполнению сложных произведений a cappella. И наоборот, занимаясь даже много лет и не имея навыков пения a cappella, хор начинает топтаться на месте. И привычка всегда петь с сопровождением сдерживает его развитие и возможности. И если даже руководитель вдруг решает «внедрить» такое пение, то чаще всего из этой затеи ничего не получается. Прежде всего потому, что хор, привыкнув петь с сопровождением фортепиано, то есть в темперированном строе, будет петь и произведения a cappella в темперированном строе. Значит, все будет звучать фальшиво, без учета специфики зонного строя.

    Начиная уже с двухголосных песен, пение a cappella может украсить любую программу.

    Хор при таком пении чувствует себя более самостоятельным, не зависящим от аккомпанемента. Активность каждого хориста, естественно, возрастает, малейшие шероховатости, скрадывающиеся при аккомпанементе, при пении a cappella хорошо слышны. Хор становится в руках дирижера более гибким, творческим.

    Среди специфических особенностей пения a cappella есть одна очень важная – возможность пропевания произведений в самых различных тональностях: на полтона, на тон ниже (выше), а иногда, если это позволяет диапазон, б3 и м3 и даже ч4 или ч5 (выше и ниже). Такая возможность пропевания произведения в другой тональности используется в связи с тем, что тональность, в которой написано данное произведение, не всегда удобна для исполнения. Очень часто хормейстеры замечают, что одно и тоже произведение совсем не звучит в их хоре, например, в тональности C-Dur, и гораздо лучше звучит в тональности Cis-Dur. Нередко бывает, что то или иное произведение трудно спеть стройно в одной тональности и гораздо легче в другой (на полтона выше или ниже). Наверное, это прежде всего объясняется акустическими особенностями интервальных сочетаний в данном произведении. И в практике это обстоятельство приходится учитывать. Часто можно наблюдать, что в тональности D-Dur хор все время понижает строй, а в тональности Es-Dur улучшает интонацию.

    На репетициях полезно пропевать произведения в заведомо неудобных тональностях (реже – более высоких, чаще – более низких). Почувствовав себя «неудобно», хористы пропевают свои партии, преодолевая непривычные трудности, связанные с низкой тесситурой. Как правило, строй в таких случаях в значительной степени выравнивается, и это качество может сохраниться при возвращении в исходную тональность.

    Таким образом, становится очевидна положительная роль пения a cappella в творческом росте хора, - так как при пении произведений с сопровождением менять тональность почти невозможно (очень редко встречаются пианисты, способные транспонировать произведения в любые тональности согласно желанию дирижера).

    Неправильно интонирующие дети продолжают неправильно интонировать, не слыша себя. Фортепианное сопровождение заставляет петь в строго определенной тональности, тогда как пение a cappella позволяет найти «примарный» тон, удобный для всех детей, помогает им услышать себя и услышать других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: