Об учебно- образовательном факторе

    Песни и хоровые произведения можно учить по-разному. До сих пор еще многие руководители школьных хоров учат «с голоса», по слуху. Есть даже такие, которые не только оправдывают этот устаревший метод, но и считают, что с его помощью можно быстро выучивать произведения.

    Есть другой, более длительный путь: стать музыкально грамотным, основательно заниматься сольфеджио, научиться свободно петь по нотам. Однако для этого требуется терпение и трудолюбие, чтобы свободно читать ноты, нужно не менее 7-8 лет. К сожалению, бывают случаи, когда ребятам не хватает терпения, и они уже не хотят петь вообще, так как считают, что они уже повзрослели, устали от бесконечных упражнений, задач и т.д.

    По большому счету, второй метод тоже не идеален. При выборе произведения для разучивания следует постоянно иметь в виду, что данное произведение может дать для развития общей музыкальности сегодня, а что для будущего, и в зависимости от этого строить занятия и репетиции.

    Г.А. Струве в своей книге «Школьный хор» привел интересный пример работы над одноголосной песней Д. Кабалевского «Артековская полька». Опытный хормейстер может выучить ее по слуху с более или менее подвинутым хором за 30-40 минут. А в студии «Пионерия» (руководитель Г.А. Струве) на «Польку» уходит пять-шесть репетиций по 30 минут, иногда, иногда и больше. За это время вырабатываются необходимые для исполнения вокальные навыки, четкая сознательная артикуляция и прочее. Все встречающиеся хроматизмы сознательно поются детьми по нотной записи, кроме того, дети хорошо успевают уяснить тональность песни, лад, переменчивость в нем (то гармонический, то мелодический минор), понять также основную гармонию песни. На фрагментах мелодии песни проводятся различные упражнения на crescendo, diminuendo и т.д.

    Таким образом, разучив простую, на первый взгляд, песню, хористы получают знания, необходимые им для общей музыкальной грамотности, и для развития вокально-хоровых навыков. Подобных примеров много. Подбирая репертуар, каждое новое произведение следует рассматривать с позиции, что оно может дать детям в учебно-образовательном плане.

    Важно стремиться к свободному осознанному пению по нотам и в самых разных тональностях. Разбирая произведения по партитуре (например, «Дождик теплый, дождик частый» В. Сибирского), дети постепенно, на ходу исследуют основные гармонические функции и выучивают наизусть сольфеджио. Это делается для того, чтобы данная тональность (B-Dur), интервальные соотношения в ней усваивались сознательно. Позднее, исполняя это же произведение со словами, хормейстер в любом месте может сделать фермату, и дети легко назовут звучащие ноты. Для свободной ориентации в тональностях многие простые двух-трехголосные произведения или их части сольфеджируются на разной высоте.

    Одновременно выясняются гармонические функции аккордов и их взаимосвязь. Постоянно обращается внимание детей на гармонические сочетания. Появление новой гармонии может быть зафиксировано всем хором – негромким хлопком.

    Существуют и другие формы и методы образовательной работы в ходе разучивания произведений, но приведенный способ представляется наиболее целесообразным. У ребят, давно поющих в хоре, хорошо развита гармоническая память, это позволяет им выучивать отдельные произведения так называемым гармоническим способом. Суть названного способа заключается в следующем: после первого проигрывания произведения целиком, после перового знакомства с ним произведение играется небольшими отрывками – по два-четыре аккорда в каждом. Для таких занятий надо брать произведения с ясными гармоническими столбцами. Ребята поют каждый свой голос – сначала с закрытым ртом, затем с названием нот, предварительно хорошо настроившись на данную тональность. Когда дети запомнили один отрывок, можно приступать к разучиванию следующего.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: