Накопление репертуара

 

    Часто в школах бытует мнение, что хоры должны к каждому своему выступлению готовить новую программу. Руководитель хора стремится (и часто к этому его побуждает администрация школы) к очередному празднику обновить или даже заменить репертуар. Конечно каждый праздник достоен своей песни. И все эти песни должны быть разными, как и сами праздники, - Новый год, День защитника Отечества, День 8 Марта и др. У советских композиторов много хороших песен, соответствующих названным праздникам. Например, «Новогодняя песенка» Е. Жарковского, «Снежинки» В. Шаинского, «Письмо пограничникам» Е. Жарковского, «Первый солдат» И. Трушкина, «Мамин вальс» Ю. Чичкова, «Каждый по-своему маму поздравит» и др.

     Понятно, что песня, специально написанная к Новому году и предназначенная для новогоднего концерта, не разучивается целый год. Обычно такая работа начинается за два, три месяца до концерта. Но таких праздничных песен единицы. В остальном же репертуар хора должен состоять из хорошо «впетых» произведений, неоднократно исполняемых в концертах и на репетициях. Тут действует принцип накопления репертуара. С первого же года существования хор создает и пополняет свой «золотой» фонд. Что-то в репертуаре держится дольше, что-то меньше, что-то изживает себя, но основной фонд остается. Идет постоянное обновление репертуара, его количественный рост, совершенствование качества. Этому много аналогий. В профессиональном театре, например, в течение ряда лет играются одни и те же спектакли, и это совсем не значит, что не обновляется репертуар, и не играются новые роли.

    Следует подчеркнуть, что механическое повторение ранее выученного репертуара не является средством для его накапливания. Единственное условие накопления – неустанное совершенствование, поиск новых исполнительских красок, неустанная работа над музыкальным образом. Постоянное исполнение одних и тех же произведений позволяет проследить рост коллектива, творческий рост хормейстера, сделать то, чего невозможно добиться при первом прочтении произведения.

    В каждом хоровом коллективе репертуар состоит из произведений различной степени сложности. Обязательно наличие в нем и более сложных и более легких вещей. Необходимо чередовать работу над первыми и вторыми. Некоторые песни служат для отдыха хора от напряженной работы над трудными, не сразу поддающимися произведениями, для переключения внимания ребят.

    Весь «золотой» фонд мы условно можем разделить на две части. Первая – это те произведения, которые после небольшой репетиции или даже просто «настройки» (напоминание об особенностях исполнения, темпах, нюансах) готовы для концертного исполнения.

    Вторая – это те произведения «золотого» фонда, для исполнения которых в концерте требуется одна, две, три и даже пять репетиций. Речь идет не о разучивании, а о восстановлении каких-то забытых навыков, подтягивании новичков, о новом прочтении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: