О художественой ценности произведений

Выбирая произведения для разучивания, руководитель хора должен думать и об их художественной ценности.

    В этом отношении проще всего дело обстоит с классикой, народной музыкой, известными произведениями современных композиторов.

    Что касается сочинений, созданных сравнительно недавно, тут оценки чаще всего носят субъективный характер и не могут быть безусловными.

    Тем не менее художественный вкус руководителя подчас подсказывает ему правильный выбор произведений, даже впервые исполняемых.

     Включение в репертуар классики и народной музыки – обязательное условие творческого роста любого хорового коллектива и в исполнительском отношении, и в смысле общемузыкального развития хористов. У хора, исполняющего только современный песенный репертуар уровень значительно ниже, чем у хора, который исполняет классику и народные песни.

    При подборе классического репертуара для детского хора возникают значительные трудности, так как для однородного детского хора русскими композиторами написано не так уж много произведений. Особенно для хора a cappella. У Н. Римского-Корсакова есть, например, два хора для детей: «Котик» и «Репка» на народные слова. Есть ряд произведений для детского a cappella у Ц. Кюи, М. Анцева, М. Ипполитова-Иванова. Для детского хора с сопровождением есть цикл из 6 произведений С. Рахманинова (однако исполнение этого цикла под силу только хоровому коллективу очень высокого профессионального уровня), так как хоры из этого цикла отличаются необычностью интонационного строя, несколько сложны в исполнительском отношении.

    Можно включать в репертуар детского хора и ряд женских хоров a cappella, в основном произведения с умеренным диапазоном, такие, например, как обработки народных песен «Колыбельная» и «Во лузях» А. Лядова. Хорошо звучит в исполнении подвинутого детского хора написанная для женского хора «Ночевала тучка золотая» Н. Римского-Корсакова (фуга), хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы А. Бородина «Князь Игорь» и другие.

    Часто в исполнении детского хора можно услышать произведения, написанные для дуэта. Например, «Рассвет» П. Чайковского.

    Среди современных обработок русских народных песен стала классикой «Повянь,повянь, бурь-погодушка» (обработка В. Соколова), белорусская народная песня «Речка» (обработка А. Свешникова), украинская народная песня «Щедрик» (обработка М. Леонтовича) и другие.

    Многочисленные обработки и аранжировки русской и зарубежной классики также расширили репертуар детского хора. Лучшие среди них «Соловушка» (музыка и слова П. Чайковского, переложение В. Соколова), «Попутная песня» М. Глинки (слова Н. Кукольника, обработка И. Лицвенко), «Детская песенка Э. Грига (слова Б. Бернса, переложение Н. Шелкова, «Вокализ» С. Рахманинова (в переложении С. Соснина).

    Особое место занимают переложения произведений, написанных для мужского хора: Ф. Шуберт «Ночь», А. Даргомыжский «Сосна». Эти произведения переносятся аранжировщиками на октаву выше без существенных изменений. Иногда для большего удобства исполнения меняется тональность произведения. Нередко в репертуары детских хоровых коллективов включаются песни и романсы русских и западных композиторов: М. Глинка «Ты, соловушка, умолкни» (переложение С. Благообразова), «Венецианская ночь» (переложение Н. Шереметьевой), П.Чайковский «Колыбельная в бурю», «Осенняя песня» (обработка А. Юрлова), Р. Шуман «Грезы» (переложение В. Соколова).

    Особое место в репертуаре детского хора должна занимать имитация, полифония. Именно благодаря приобретению навыков пения полифонических произведений хористы получают интенсивное хоровое развитие, осознанно исполняют каждый свою хоровую партию. Очень полезно включать в репертуар детского хора каноны. Лучшие каноны при всей простоте их исполнения украшают концертный репертуар коллектива. При этом работа над каноном способствует развитию навыков, необходимых при исполнении полифонических произведений. В западной литературе особенно много канонов (В. Моцарт, Й. Гайдн, Б. Барток).

    Целый ряд отличных канонов имеется в русской и советской музыке: В. Одоевский «В честь М. Глинки», М. Анцев «Кукушка», Е. Жарковский «Непогода», Р. Бойко «Барабан и труба».

 

О ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ФАКТОРЕ

         Руководители школьных хоров при подборе репертуара должны стремиться к тому, чтобы каждое произведение оставляло в душах исполнителей и слушателей хороший, добрый след, чтобы у исполнителей было много не просто спетых, а любимых произведений.

    Выбирая репертуар, а затем исполняя его, мы воспитываем у участников хора прежде всего отношение к музыке, музыкальный вкус, избирательность в огромном потоке музыки, звучащей вокруг нас. Как говорил Д.Б. Кабалевский: «Воспитываем иммунитет против пошлости…», который так важен при формировании мировоззрения молодежи.

    Прежде чем учить с хором те или иные произведения, нужно ясно представлять себе какие мысли и чувства они будут вызывать у детей и молодежи. Важной задачей является воспитать в своих воспитанниках чувства патриотизма, гражданственности, интернационализма и других самых лучших черт настоящего человека.

     В репертуаре школьного хора обязательно должны быть песни о Родине, о красоте родной природы, песни о школе, о дружбе. Разучиванию и исполнению таких песен следует придавать особое значение, стремиться к тому, чтобы они исполнялись не формально, а с внутренней теплотой, эмоционально, не оставляя слушателей равнодушными.

    Формальность при разучивании любых произведений недопустима, тем более при разучивании произведений патриотического звучания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: