О составлении концертных программ

 

    В исполнительской хоровой практике принято различать две основные формы концертных выступлений – сольный концерт и участие в сборном (сводном) концерте.

    Выступление хора в сольном концерте предоставляет больше творческой свободы исполнителям, позволяет скорее адаптироваться на сцене и установить глубокий контакт со зрительным залом. В сольном концерте хора дирижер выстраивает программу, исходя из многих условий. Так, на первом месте обычно стоит драматургия всего сольного концерта, вследствие чего произведения репертуара расставляются с учетом возрастания интереса публики, подведения к одному или нескольким произведениям, которые стали бы вершиной, кульминацией концерта. Об этом говорит Г.А. Струве: «В ходе концерта обязательно наличие контрастов, темповых спадов, разнообразие тематики песен, настроения. Это своеобразная мозаика, гамма чувств и музыкальных образов, подчиненная одной форме – концерту. Дирижер должен определить переломный, кульминационный момент концерта, то есть, где его вершина, где полуфинал (финал отделения) и где финал (конец концерта)».

    Начало всякого сценического действия должно быть ярким, впечатляющим. Слушатели еще во власти своих забот, мыслей, дел, они еще полностью не настроились на концерт, на восприятие музыки, поэтому очень важно сразу же приподнять их настроение, дать ощущение радости, праздника, потому что концерт – это всегда праздник.

    Чаще всего произведения концерта выстраиваются по хронолого-тематическому признаку: вначале – старинная музыка, ближе к концу – музыка современных авторов. Можно группировать по стилистическим или жанровым блокам, например, группа из 2-3 сочинений культового жанра, затем – пьесы зарубежных авторов XIX века, следом за ними – русская классическая музыка и обработки народных песен, миниатюры современных композиторов и т.д. Такая расстановка произведений упорядочивает процесс восприятия концерта слушателями.

    В сольной концертно-хоровой практике не принято ставить рядом произведения далеких жанрово-стилистических форм (например, духовное сочинение и детскую шуточную песенку), а также вначале быстрые произведения, а потом медленные. Также встречается принцип формирования программ по темповому контрасту: медленное сочинение – быстрое – медленное – быстрое. Однако такой подход не стоит считать успешным, так как он несет в себе формальный признак.

    Отдельно следует рассмотреть соседство сочинений, исполняемых a cappella и с сопровождением. В связи с тем, что хор в сочинениях без сопровождения тяготеет к интонированию в натуральном строе, а точнее в зонном, дирижеры обычно a cappell`ную часть программы ставят в первую половину концерта, а сочинения с сопровождением – ближе к концу. Смешанный принцип компоновки программы, где a cappell`ные сочинения чередуются с произведениями с сопровождением, считается менее удачным. Однако, если в таком принципе имеется необходимость, то при этом желательно выдерживать хронолого-тематический порядок. Произведения сольного хорового концерта должны быть разнообразны по своим техническим задачам. Но после сочинений, насыщенных громкой динамикой и напряженной тесситурой, желательно ставить произведения несколько более спокойного характера, чтобы сдержать нагрузку хора. Опытный дирижер всегда расставит сочинения с высокими нотами на протяжении всего концерта, обеспечивая коллективу такой режим работы, чтобы коллектив выступил стабильно и ровно в течение всего концерта. Г.А. Струве замечает, что «несмотря на предварительные распевания перед концертом, хор осваивается с акустикой зала, начинает «звенеть», звучать в полную силу лишь к концу первого отделения, поэтому наиболее сложные произведения, требующие большой отдачи, следует помещать во втором отделении, когда происходит большой «разогрев» хора.

    Чаще всего, полный сольный концерт хора обычно состоит из двух отделений по 45 минут. Иногда продолжительность концерта может сокращаться за счет антракта и за счет самого исполнительского времени до 70-80 минут, то есть до 1 часа 10 минут – 1 часа 20 минут, иногда и меньше. Составление репертуара такого концерта имеет те же принципы, что и большого концерта.

    Обычно при компоновке номеров дирижер хронометрует (уточняет) продолжительность звучания каждого отдельного номера концерта, оставляя время для выхода и перестраивания (по необходимости) хорового коллектива, для объявления номеров программы ведущим, на аплодисменты зрительного зала. Обычно количество произведений, исполняемых в отделении концерта продолжительностью в 45 минут, может быть около 10-12 при условии звучания каждого по 2-3 минуты. Такая форма сольного отделения подтверждена традициями концертно-исполнительской практики.

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА КОНЦЕРТА

ПОДВИНУТОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

ПЕРВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Маренцио Л. Сумерки

Мартини Л. Tristis

Бах И.С. Терцет из «Магнификата»

Перголези Дж. Stabat mater, №1, 8

Лассо О. Тик-так

Бриттен Б. Рождественские гимны (Колыбельная, Какое прелестное дитя)

Римский-Корсаков Н. Редеет облаков летучая гряда

Рахманинов С. Вокализ

Чесноков П. Зеленый шум

 

ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Знаменный распев

Кастальский А. Литургия св. Иоанна Златоуста (две части)

Рубин В. Над Москвой великой златоглавою

Гречанинов А. Ноктюрн

Парцхаладзе М. Озеро

Пахмутова А. Песня о родной земле

Щедрин Р. Тиха украинская ночь

Шаинский В. Веселая фуга

Хромушин О. Серебряный дождь

Веники. Обр. Ф.Рубцова

 

    Программа выступления школьного хора, рассчитанная на исполнение песенных форм, также должна быть выдержана по тематическому или контрастно-сопоставительному принципу.

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПЕСЕННОГО КОНЦЕРТА

ПЕРВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Попатенко Т. Приветственная песня. Слова Ю. Островского

Кабалевский Д. Не только мальчишки. Слова В. Викторова

Гладков Г. Звенит звонок. Слова М. Садовского

Аедоницкий П. Хорошо шагать по свету. Слова З. Петровой

Кикта В. «Стремительный» уходит в океан. Слова В. Татаринова

Компанеец З. Море хохочет. Слова В. Викторова

Птичкин Е. Веселый зоопарк. Слова М. Пляцковского

Чичков Ю. Из чего же, из чего же… Слова Я. Халецкого

 

ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Дворжак А. Шиповник. Русский текст С.Гинзбург

Моцарт. Тоска по весне

Римский – Корсаков Н. Котик. Слова народные

Добрый вечер. Русская народная песня. Обр. А. Абрамского

Ой ты, Волга-реченька. Современная русская народная песня. Слова О. Ковалевой

Грицю, Грицю, до роботи. Украинская народная песня. Обр. М. Леонтовича

Свирель, Польская народная песня. Обр. Г. Струве. Русский текст Л.Кондрашенко

Стоит груша. Чешская народная песня. Обр. Я. Досталика

Роза в долине. Финская народная песня. Обр. В. Владимирова. Перевод М. Светлова

Струве Г. Славим дружбу. Слова В. Викторова

    Из приведенной концертной программы видно, что в первом отделении расположены авторские песни – от торжественных до веселых, игровых; здесь учитывается многообразие детских интересов. Во втором отделении: Первые три сочинения – песни композиторов-классиков, затем – обработки народных песен, выявляющие разнообразную мелодико-интонационную палитру сочинений и яркие вокально-хоровые особенности звучания.

    Программа выступления хора в сборном концерте, где могут участвовать разнообразные коллективы и исполнители (оркестры, ансамбли, солисты – инструменталисты и певцы, чтецы и пр.), составляется по другим принципам: Хоровой коллектив обычно исполняет 4-5 произведений, рассчитанных на 15 минут. Расстановка репертуара в таком выступлении хора может выдерживаться по хронологическому, тематическому и контрастно- сопоставительному принципам. Сочинения без сопровождения поются в начале. В выступлениях с небольшим количеством произведений следует обращать большое внимание на их согласованность между собой.

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВЫСТУПЛЕНИЯ ПОДВИНУТОГО ХОРА:

Чесноков П. Благослови, душе моя, Господа

Чичков Ю., сл. Ф. Тютчева. В небе тают облака

Рубин В. По буквари

Бриттен Б. Какое прелестное дитя из «Рождественских песнопений»

Рахманинов С., сл. М. Лермонтова. Ангел

    Для песенного репертуара возможно применение такого принципа расстановки сочинений:

    Первая песня, заглавная, - либо торжественная, (например, «Родина» С. Туликова), либо возвышенно-патетическая или патриотическая с романтической окраской («Вольные ветры» Ю. Чичкова);

    Вторая песня – классическая («Осенняя песня» П. Чайковского, «Не ветер, вея с высоты» Н. Римского-Корсакова), либо произведение, продолжающее патриотическую тематику, но уже с другими контрастными оттенками («Оленок» В. Белого);

    Третья песня, демонстрирующая исполнительские достижения хора, - обработка народной песни («Повянь, повянь, бурь-погодушка», обр. В. Соколова) или произведение на одном из иностранных языков;

    Четвертая песня – способная увлечь слушателя игровыми моментами или ярким музыкальным материалом («Из чего же, из чего же…» Ю.Чичкова);

    Пятая песня, закрепляющая успех коллектива, - яркое, запоминающееся, праздничное произведение («Диалог» Г. Гладкова из кинофильма «Точка, точка, запятая»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: