Чешская музыкальная культура

В 1620 году Чехия пережила величайшую национальную катастрофу, потерпев поражение в битве при Белой горе. Страна потеряла независимость и на протяжении 300 лет была под игом Австрии. В «эпоху тьмы» страна задыхалась в тисках феодально-католической реакции, подвергаясь насильственной германизации. Государственным языком был немецкий. Своя культура сохранялась в глубоких недрах в крестьянской среде.                                           

С конца XVIII века с ростом капитализма, формированием чешской буржуазии пробудилось национальное самосознание чехов. Деятели этого культурного движения получили название «будителей». С каждым историческим периодом движение становилось всё мощнее, образуя три волны. Первый охватывает примерно 50 лет с конца 70-х XVIII века до 50-х XIX. Выдвигается плеяда талантливых просветителей – историков, филологов, археологов, возродивших интерес к прошлому, ценностям культуры, к народному творчеству. Среди них Йожеф Домбровский – историк и филолог. Усилиями будителей была открыта «Королевское общество наук», где изучали историю и природу родной страны. Начала функционировать кафедра чешского языка в Пражском университете, Академия художеств, открылась консерватория в Праге, в «Сословном театре» начали играть спектакли на родном языке 1 раз в неделю, начали ставить оперы на чешском языке, была основана Органная школа.                                          

В период 2-й волны до середины 50-х годов Ф. Палацкий выпускает в 5-и томах «Историю чешского народа», Ф Челаковский издаёт сборники восточнославянских и чешских народных песен, Я. Эрбен издал 3 тома «Чешских народных песен». Будительское движение выдвинуло из своей среды талантливых писателей и поэтов. Среди них – «отец чешской драматургии» Й. Тыла. Это время становления критического реализма с социальной тематикой. После поражения революции 1848 года наступила реакция.                                                                                                                                         

Начиная с 50-х годов зреет 3-я волна культурного обновления страны. После поражения Австрии в войне с Италией и Францией пало реакционное правительство Баха и народ Чехии получил некоторые демократические свободы. В литературе выдвинулся П. Неруда, в живописи – Й Манес, в музыке – Б. Сметана, А. Дворжак, З. Фибих.                                                                                     

Чешская музыка в «эпоху тьмы» развивалась в виде эмиграции, стимулировавшей развитие европейской культуры. Большую роль играли канторы, с помощью которых укреплялось национальное самосознание народа. Постепенно Прага становится культурным музыкальным центром страны. В творчестве чешских композиторов Я. Дусека, Я Томашека, Я. Воржечка наблюдается переход от классицизма к романтизму, но национальные черты были ещё не ярко выражены.                                                                   

Особое место принадлежит народной песне, связанной с танцем. Ей присущи распевность, острота ритмики, сочетание 2-х дольного и 3-х дольного размеров, отсутствие метрической «квадратности».                                                               

Гуситские войны послужили подом для создания эпоса. «Наступила героическая пора чешской песни». В их мелодии тяжелая маршевая поступь, суровая монолитность образа. Звучание гуситских гимнов устрашало врагов в разных столетиях. Большую роль играют танцы военные, поминальные обрядовые, игровые и хороводные. Богаты танцами и весенние обряды, майские пляски вокруг «майки», прославляющая весну «фидловачка». Осенний обрядовый танец – «сламник». Известны семейно-бытовые танцы особенно круговой «до колечка».                                                                                                     

Сословные балы уступили своё место танцевальным вечерам. Интерес к бытовой танцевальной культуре способствовал созданию инструментальных ансамблей. В Праге было 30 танцевальных оркестров, не считая военных ансамблей духовых инструментов. Часто названия танцев многих композиторов связывались с патриотическими чувствами: «Волны Влтавы», «сон Жижки», «Далибор». Самый популярный танец – полька. Её считают выразителем национального духа чехов с многообразием оттенков от героики до лирики. Среди распространённых танцев – скочна и примыкающие к ней другие 2-х дольные танцы «дупак», «квапек». 

Среди 3-х дольных танцев распространён «соуседка» - танец пожилых людей в размеренном движении. Своеобразную группу танцев составляет группа «матеников» (путаница). Самый популярный – фуриант, выражающий удаль.                                                                                                                         

Большое внимание уделяется опере. Сначала переводились на чешский язык оперы Моцарта, Вебера, Россини, затем создаётся оперы «Дротарь», «Фидловичка» Шкроупа. Но становление чешской музыкальной классики приходится на творчество Б. Сметаны.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: