Концерт для фортепиано с оркестром a moll

Премьера 3.04 1869 г. в Копенгагене. Совершенный образец лирического концерта. Национальная определённость музыкального языка сочетается с полнотой лирического высказывания. При внешнем сходстве с концертом Шумана отличается глубоким психологизмом. Юный, восторженный Григ выражает народно-жанровое начало, чувство природы. Пейзажность, картинность, описательность раскрыты многообразно. Подобное у Рахманинова, в его симфониях и концертах.

3 части. Лирико-патетическое Allegro, созерцательное Adagio, народно-жанровый финал объеденены настроением душевной открытости.

I часть – автопортрет Грига – высокий артистизм, блистательность, торжественный пафос. Традиционная виртуозность низвергающегося пассажа вступления преодолевается силой поэтических чувств. Решительную энергию, волевое устремление несёт тема вступления, обрамляющая I часть.

      Главная партия состоит из 3-х контрастных элементов. Собранная сдержанная ритмика народного танца и романтическая устремлённость с экспрессивными восходящими тритоновыми интонациями. Тема главенструет в концерте, звучит сначала в оркестре, затем у фортепиано. Связующая тема – скерцозный эпизод (блеск лёгких пассажей, острота пунктирного ритма) переходит во вступительное построение на D к теме побочной партии – теме сосредоточенного раздумья у виолончелей, а затем солиста. Созерцание перерастает в пафос. Оркестровое tutti завершает экспозицию.

В разработке заостряется контраст лирико-патетических образов экспозиции Собранный элемент главной партии проявляет черты элегичности, а лирико-устремлённый второй элемент становится волевым, мужественным, подготавливает тему вступления и репризу. В разработке 3 волны с полутоновым сдвигом в e moll, f moll, fis moll. Каденция это дифирамб, гимн Норвегии, её сильным людям, её величественной природе.

Adagio. Основная тема торжественная, плавная, навеянная средними частями бетховенских циклов, но у Грига есть романтическое ощущение природы. Чистота и свежесть гармонии, поэтическая валторна, пасторальные свирельные напевы создают величественно-прекрасный северный пейзаж. Музыка Adadio созвучна стихам Бъёрнсона:

        Как песнь, - что слух лаская 

        В горах звучит весь вечер,

        Как рога звук певучий,

        Что в недрах леса тает

        И пламень сил могучих

        Чудесно в нас рождает.

Первый экспозиционный раздел 3-х частной формы звучит у оркестра – засурдиненные струнные, эхо валторны. Характерно контрастное ладовое освещение темы (Des, es). Пасторально-идиллические свирельные наигрыши у фортепиано приводят к разработочному эпизоду, затем к динамической репризе у солиста и оркестра, исполненной восторженного подъёма.

Праздничный народно-танцевальный финал не нарушает лирического замысла концерта. После ликующей темы-пляски звучит восторженное излияние поэта. Картина народной жизни воспринимается как образ любимой Родины. Первая тема с энергичным ритмом халлинга близка главной партии, а тема центрального раздела финала, порученная флейте (тема «горных призывов») возвращает к лирике Adagio. У фортепиано она звучит как высказывание «от автора». Эту же тему в героико-патриотическом облике композитор утверждает в финале. Концерт заканчивается ликующим призывом к свету.

Сочинение имеет 2 редакции. В первой отказался от инструментовки, подсказанной Листом, во второй изменил инструментовку и развитие тематического материала


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: