Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

Сочинение, обессмертившее имя композитора, воплотившее характерные черты творчества. В своей пьесе Г. Ибсен использовал элементы норвежских сказок, насытив их новым содержанием. Его драма проникнута пафосом протеста человеческой личности против сковывающих её социальных условий. Кроме того, бичуется и образ Пера, эгоизм которого ведёт его к разладу с действительностью.

В I части драмы герой показан в условиях норвежского крестьянского быта как простой деревенский парень, наделённый фантазией, противоречивыми чувствами. Лучшие стороны характера раскрываются в любви к Сольвейг, к матери Озе. Но в ненасытной жажде приключений изменяет Сольвейг, похищает чужую невесту Ингрид, увлекается дочерью горного короля Доврского Деда. Он отправляется странствовать, умирает Озе, только Сольвейг как символ верности ждёт его возвращения.

Во II части Ибсен отходит от народно-поэтических источников, вскрывает 

Пагубное влияние морали современного общества. После долгих странствий разбогатевший Пер возвращается домой. Корабль разбивается, гибнет богатство, а вместе с ним и его мечты о новой жизни. Терзаемый совестью он возвращается домой, умирая на руках Сольвейг. Её любовь служит ему прощением.

Драма написана в 1867 г., через 7 лет поставлена в Норвегии. Григ написал 23 номера, разработав план музыкальной композиции. Его музыка рисует лирико-драматические, пейзажные и жанрово-бытовые эпизоды. В конце         80-х годов составил 2 сюиты из 9 номеров ор. 46 и ор. 55.

Создавая своего Пер Гюнта Григ не стремился охватить философскую, сатирическую проблематику драмы во всей полноте. Он отразил лирику, поэзию природы, народно-жанровую сферу. Не искажая сущности драмы, интерпретация Грига позволяет увидеть в ней лирические качества, позитивную сторону, мир возвышенных чувств, воплощённых в образе солнечной Сольвейг. Она – то прекрасное, к чему стремится душа человека. Этот образ стоит в центре концепции Грига. Композитор создал трогательный образ матери Озе. Передаёт глубину человеческой скорби, неисчеспаемую силу материнской любви. В лирические тона окрашены образы Ингрид и дикарки Анитры (грация, изящество).

Представляющая собой цепь контрастных сцен, драма Ибсена вызвала к жизни широкую композицию сквозного развития, не ограниченную симфоническими антрактами и «вставными номерами». Изначально это – музыкально-сценическое произведение. Там, где пьеса Ибсена вдохновляла Грига, его музыка вела за собой действие (доврская пещера, смерть Озе, арабские пляски), а где она казалась ему бессильной, он заставлял умолкнуть её. Его музыкальная драма, не повторяющая драму Ибсена, по своему прекрасна.

В состав музыкальной композиции входят симфонические эпизоды, танцы, мелодрамы, хоры и сольные песни. Номера неравнозначны,  на I месте законченные симфонические и вокальные номера, которые свободно чередуются. Характерны лаконизм высказывания, строгость и изящество формы, красочная оркестровка. Главная роль принадлежит теме Сольвейг (лейттема звучит во вступлении, III, IV и V актах).

Все оркестровые номера распадаются на 2 группы: картинно-изобразительные или жанровые эпизоды с красочной оркестровкой (пещера, утро, буря;) и лирические, где главная роль поручена струнной группе. Общий принцип оркестровки – чистота и контрастность звучания, несмешанные тембры с применением солирующих инструментов. Широко применяет темброво-колористическую вариационность («Утро», «Буря», «В пещере горного короля»).

Драматургическое развитие музыки Грига подчинено концепции Ибсена. В каждом из 5 актов выделяет стержневую линию.

I – картины норвежского крестьянского быта;

II – сказочная фантастика;

III – лирическая драма Озе и Сольвейг;

IV – картины арабского востока;

V – лирико-философский эпилог.

В сферу народной жизни вводит оркестровое вступление «На свадебном дворе». Характеристика Пера и Сольвейг. Жанровым фоном служат мелодии халлинга и спрингданса в исполнении солирующего альта. Дальнейшее развитие народных образов дано в «Норвежском свадебном марше» крестьянских танцах. В халлинге использовал традиционный народный наигрыш из фольклорного сборника.

Народный характер выдержан и во II-м фантастическом действии. Наиболее насыщено действием. В отличие от Ибсена Григ любуется сказочной романтикой. Тролли и горные волшебницы говорят не грубоватом народном языке, обрисованы мелодиями гротескного характера. Лирико-патетическое вступление. Жалоба Ингрид открывает действие. У Грига это – покинутая Маргарита, её скорбь возвышенна. За ней следует сцена Пьера с пастушками. Центральным эпизодом акта является интермеццо «В пещере горного короля». Это не только сказка, но и мир суровой и неприступной природы гор. Форма – динамические вариации с мощным нарастанием к концу. Неистовый разгул нечести показан в сцене Пера с троллями, картины подземного царства дополняются пляской дочери Доврского короля – пародия на народную пляску. Заканчивается акт сценой с Великой Кривой (кривдой).

III акт – лирический центр драмы. Музыки меньше, чем в других актах, но она заключает в себе основное поэтическое содержание – образы Озе и Сольвейг. Прелюдия к III акту простая в духе крестьянского хорала музыка. «В сосновом лесу», образы природы отражают внутреннее душевное состояние героев, предсказывая встречу и расставание Пера и Сольвейг, смерть Озе.

Песня Сольвейг – совершенное творение, сохранившее первозданность народных напевов, близких шведской народной песне. В ней непринуждённость народного напева и хрупкая женская грация, переданная в оживлённом танцевальном припеве (диатоника в сочетании с хроматикой, ладовая переменность). Сценой смерти Озе заканчиваются норвежские акты в драме Ибсена. Возвышенная строгость и чистота, сжатость масштабов, намеренная сдержанность без излишней чувствительности. Вопрос – ответ, подъём – спад, просветление – угасание.   

IV действие – странствия Пера. Музыка к арабскому акту своеобразна. Не знойной атмосферой Востока, а свежестью северного утра дышит антракт «Утро». Пентатоника, терцовое сопоставление мажорных тональностей, дуэт флейты и гобоя, тёплое звучание струнных. Воспринимается как послесловие к норвежским актам. Тема Востока по-разному трактована в «Арабском танце» и «Танце Анитры». В первой характер причудливой гротесковой пляски в стиле XVIII века, во второй – жанровость, как тонкая характеристика, воплощение грации и красоты. Для струнных, треугольника Григ на преследовал этнографических задач. Tempo di mazyrka, национальный характер, интонация, грация. Черты норвежской музыки слышны в «Серенаде Пера».

Второстепенная музыка фона оттеняет наиболее действенные драматически-напряжённые эпизоды. Такова сцена «Вора и укрывателя», неопубликованная сцена встречи Пера с Анитрой (хранится в архиве).

 В музыке V акта доминирует философская, психологическая линия драмы: жизненный путь героя приходит к концу. Действие открывается антрактом «Возвращение Пера Гюнта на родину». Образы природы приобретают здесь символический смысл. Фанфарные возгласы, свистящие взлёты хроматических гамм, беспокойные тремоло рисуют картину бури на море. «Ноктюрн». Характерна глубина и сосредоточенность. Мрачный ночной пейзаж. Образ сожженного леса перекликается с душевным настроем героя: отчаяние, тоска одиночества, внутреннее опустошение.

Своеобразна трактовка хора – музыкальная декламация в унисон. Хор «досказывает» оркестровую партию, несущую выразительную функцию, звучит как голос совести. В момент наивысшего напряжения возникает «Смерть Озе».

Светлая «Колыбельная Сольвейг» завершает драму Ибсена. К ней приводят все нити драмы: судьба Пера и Сольвейг, драма любви и верности, драма бесцельно прожитой человеческой жизни. Трагизм сцены в светлом, безмятежном течении музыки, в полном её отречении от волнующих душу чувств. Ей поёт «мать и влюблённая», «чистейшая из женщин». Музыка лишена фольклорного истока. Свет и тени, нежность и печаль слиты в «Колыбельной Сольвейг». Тончайшие нюансы выражены в мажоро-минорных сопоставлениях.    

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: