А. Дворжак. Девятая симфония «Из Нового Света»

    В 1893 году А.Дворжак был приглашён в США для создания                        композиторской школы этой страны. Впечатления от природы, фольклора индейцев, американских негров он передал в своей Пятой симфонии e moll, называемой также Девятой (композитор негативно относился к своим ранним 4-м симфониям). Это одно из лучших сочинений мировой музыкальной классики. Острый драматизм сочинения связан с героико-патриотическими мотивами.                                                                                                                                         

   Дворжак с особым интересом изучает индейский фольклор, ещё будучи в Чехии прочитал роман Генри Лонгфелло «песнь о Гайавате», собравшего в нём предания индейцев, интересовался песнями негров («они патетичны, страстны, нежны, меланхоличны, дерзки, радостны, веселы…»). Его привлекали спиричуэлс, в которых выражены скорбь и ненависть к угнетателям. Однако симфонию нельзя отнести к американской культуре. «Где бы я не находился, я всегда писал истинно чешскую музыку» – говорил Дворжак. В сочинении слышны интонации и ритмы чешских народных песен и танцев. Это дума о Родине, её героическом прошлом, её народе, красоте родного края.                                                                                                                                

Дух борьбы с победным завершением выражен в сквозной теме, играющей роль лейтмотива. Она проходит через все части, воспринимаясь как боевой клич. Её контуры проступают уже во вступлении Adagio, полного скорбного раздумья и скрытого беспокойства. После вступления звучит Г.П. – мужественная, решительная, взлетающая по звукам тоники. Она состоит из 2-х контрастных элементов: первый – фанфарный мотив валторн, второй – терцовые танцевального склада попевки, порученные кларнетам и фаготам. Г. П. насыщена развитием, образуя 3-х частную форму с динамической репризой (кульминационное проведение темы-клича).                                                                                                                           

П. П. выкристаллизовывается постепенно, включая интонации 2-го элемента Г. П. и связующей. Светлая, задумчивая, напоминающая чешские инструментальные наигрыши, она контрастирует главной. Народные черты ей придаёт волыночный бас, натуральный соль минор. В процессе драматического развития звучит утвердительно в одноимённом мажоре, готовя заключительную партию. Соль мажор, синкопа, пентатоника сближают её с напевами спиричуэлс. В процессе развития она приобретает героический характер.                                                                                                                                                                                      

   Разработка достаточно лаконична, так как темы проходят определённый этап развития уже в экспозиции. Композитор использует ув. иитервалы, уменьшенные гармонии, резкие сопоставления, сближает разнородные темы. П.П. не участвует в разработке. Кажется будто обнажаются все противоречия, но в репризе не наступает желаемого успокоения. Часть завершает короткая кода, где образы борьбы наделены ещё большим трагизмом.                                                   

Вторая часть написана под впечатлением романа Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Вождь индейцев Гайавата скорбит по поводу смерти своей жены Миннегаги. Сначала Дворжак хотел назвать эту часть «Легендой». Но содержание части глубже. Это тоска по родной Чехии. После красочного вступления возникает поэтичное соло валторны, вобравшее в себя черты славянской и индейской песенности. Здесь есть черты сходства и с заключительной партией. Далее вдохновенную мелодию поют скрипки. Обработанная американским учеником Дворжака Фишером для солиста и хора эта мелодия распространилась в США и стала считаться народной.                                                    

  В средней части калейдоскоп образов. Возникает песня-плач у гобоя, сменяющийся мрачным похоронным шествием, затем светлые наигрыши, потом в стремительном потоке проходят героические мотивы 1-й части и к ним присоединяется тема 2-й части, а далее звучат пейзажные зарисовки 1-го раздела.                                                                                                                                                            

Третья часть – Скерцо. Она основана на 3-х контрастных темах: 1-я – танцевальная, отчасти напоминающая тему скерцо 9-й симфонии Бетховена; 2-я – распевная, светлая в мажоре; 3-я – напоминает лендлер. Но перед трио врывается модифицированный лейтмотив, искаженный душевной болью. Образы борьбы возникают и в коде, предвосхищая торжественной фанфарой труб победный итог всей симфонии.                                                                                                                  

Финал – смысловой вывод всей симфонии, насыщенный пафосом утверждения. Г. П. напоминает боевой гуситский марш, а в связующей эта тема близка массовым хороводным. Мечтательная побочная поручена солирующему кларнету, а сопровождении слышны героические отзвуки лейтмотива симфонии у виолончелей. В заключительной партии можно обнаружить черты скочны.                                                                                                             

Разработка представлена развитием разных вариантов Г. П., но сюда включаются темы всех частей. Особая роль поручена теме 2-й части, приобретающей героический характер. С кульминации начинается реприза. Трагический колорит усиливается, но ширится П. П. и как далёкое воспоминание звучит заключительная. В её умиротворённое завершение вплетается мажорная фанфара лейтмотива, но это ещё не конец. В коде – сжатый конспект всех этапов борьбы, Её завершение, яркое, гимническое залито солнцем. Это пророчество грядущей победы, слава отечеству.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: