Творческий портрет Берджиха Сметаны

Сметану называют «чешским Глинкой». Пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель, композитор он обладал неукратимой волей в достижении поставленной цели – музыкой помочь чешскому народу в борьбе за свою независимость. На пороге 40-летия он возглавляет симфонические концерты в Праге, руководит оперным театром, выступает как пианист, пишет критические статьи. Но главное – его творчество, связанное с оперой и программным симфонизмом. В 50 лет он оглох. На протяжении оставшихся 10 лет продолжал сочинять музыку. Он создал оперы, где ожили образы народных героев, симфонический цикл «Моя родина» сыграл огромную роль в развитии чешской инструментальной музыки. Кроме того им написаны хоровые произведения, фортепианные. Камерно-инструментальные, вокальная музыка кроме 9 опер и 10 симфонических произведений.                                                

Б. Сметана родился в 1824 году в Литомышле в семье пивовара. Это был незаурядный человек, много читающий, знающий историю. В доме часто музицировали, отец играл на скрипке, что пробудило интерес будущего композитора к музыке. В 6 лет выступает как пианист, появляются первые сочинения. В 17 лет переезжает в Прагу, учится у Й. Прокша, огромную роль сыграли концерты Листа, К. Шуман, Берлиоза. Увлекается музыкой бальных и народных танцев, произведениями Шопена, Мендельсона, Шумана, преклоняется перед Моцартом. Пишет романтические пьесы, своего рода пейзажи-настроения. Но приоритет за Шопеном. Он включает его произведения в свои сольные концерты и слывёт лучшим «шопенистом».                                                

В 24 года Сметана признан как пианист и композитор. Он открывает свою музыкальную школу, но в композиторском признании ему пока оказывают и он пишет письмо Листу и посылает свои «Шесть характерных пьес» для    ф-но. Лист оказывает ему моральную поддержку, но известность приносят сочинения, написанные в годы революции 1848 года «два революционных марша» для ф-но, «Марш национальной гвардии», «Песнь свободы» для хора, «Ликующая увертюра». В них утверждается патетика национального склада, есть влияние гимнов французской революции, музыки Бетховена. «Торжественная симфония» неудачное сочинение, после которого он больше не обращался к этому жанру.                                                                                                             

Сметану тяготила педагогическая деятельность. Горестные мысли, вызванные смертью 3-х детей, воплотились в ф-ном трио. Уезжает в Швецию, часто встречается с Листом. Их дружба была обусловлена не только взаимной симпатией, но и общим врагом их стран Австрией. Находясь в Швеции (Гётеборге) 5 лет, он создал симфонический оркестр, выступал в разных странах как пианист, пишет симфонические и фортепианные произведения в лирико-бытовом преломлении. В симфонических поэмах «Ричард III», «Лагерь Валленштейна», «Ярл Гакон» воплощают возвышенную патетику. Это первые шаги в овладении жанром программного симфонизма. Их пафос предвосхищает героические оперы композитора. Здесь сближаются народно-бытовая и патетическая стороны творчества.                                                                                                                                          

  В 1861 году возвращается в Прагу, возглавив музыкальную жизнь столицы, обновляя строй музыкальной культуры Чехии.. Начинает свою жизнь «Умелецка беседа» - художественный клуб, объединивший художественную интеллегенцию, одновременно возникает хорвое объединение «Глагол пражский» с установкой – «Песней к сердцу, сердцем к Родине». Он организовывает камерные и симфонические концерты, пробуждая национальную гордость за свою музыку. В 60-е годы создаются его лучшие произведения: опера «Бранденбуржцы в Чехии» о событиях XIII века, «Проданная невеста», пронизанная чешским национальным духом, героическая опера «Далибор» с использованием новых приёмов выразительности, что позволило злопыхателям обвинить его в вагнерианстве.                     

Следующая опера была о национальной героине легендарной правительнице «Либуше». Её согласно пожеланию автора поставили в день открытия Национального театра в 1881 году, когда автор был уже глух.                                                  

  Сметана расстался с исполнительской деятельностью, ноего дух не был сломлен. Он продолжал сочинять. Создаёт цикл поэм «Моя Родина», оперы «Поцелуй», «Тайна». Одно из самых замечательных произведений «Чешские танцы», включающие 14 танцев с названиями (полька, улан, скочна и т. д.). Последние 2 струнных квартета рассказывают о личной драме композитора (смерть троих детей, жены, тяжелая болезнь).                                                                                             

В 1880 году Чехия отмечала 50-летие музыкальной деятельности Сметаны. После пожара в Национальном театре композитор даёт благотворительные концерты на его восстановление, который открывает свой новый сезон оперой «Либуше» в 1883 г. В следующем 1884 году Сметана скончался в больнице для душевнобольных.                                                                                          

 

Моя родина.                                                                                          

Цикл из 6- симфонических поэм Сметана писал на протяжении пяти лет. Каждая из них – самостоятельное произведение, но между поэмами существуют образные и тематические связи. Они спаяны общим патриотическим замыслом: показать красоту родной земли, воспеть её природу, воскресить старинные предания, картины прошлого.                                               

  Круг образов необычайно широк. Идея родины раскрывается через эпос и историю, народный быт и сказку: здесь и древний замок-крепость «Вышеград», возвышающийся над Прагой, и картины родной природы, реальные и окутанные дымкой фантастики («Влтава», «Из чешских полей и лесов»). Здесь же предание о стародавних временах «Шарка», и страницы истории героической борьбы народа за своё освобождение («Табор»), и, наконец, пророчество о грядущей победе («Бланик»).                                                                                           

Композитор предпослал каждой поэме собственную литературную программу, но музыкальное развитие не всегда подчиняется «сюжету», образуя совершенно новую форму. Он по-своему трактует листовский принцип поэмности как внутри каждой поэмы так и при сочетании их в единую шестичастную симфонию. В центре – самая короткая и драматичная поэма «Шарка», её обрамляют картины родной природы «Влтава» и «Из чешских полей и лесов». Прологом является «Вышеград», две последние «Табор» с героическим эпосом и торжественный «Бланик».                                                                       

     «Влтава» - самая яркая поэма из всего цикла. Вот её программа: «Два ручейка протекали в прохладных шумавских лесах и, сливаясь вместе, дали начало Влтаве. Она течёт лесами, где слышатся отзвуки охотничьих рогов, она течет среди нив, приносящих богатый урожай. До её берегов доносятся звуки весёлой деревенской свадьбы. В лучах луны на её волнах покачиваются русалки, запевающие свои волшебные песни. Их внимают руины старинных замков, хранящих воспоминания о былой славе и подвигах. Сквозь тесницы Святоянских порогов прорывается Влтава, шумит и рвётся из берегов. Но у красавицы Праги она разливается широким вольным потоком и течёт мимо древнего Вышеграда и. Здесь она предстаёт во всей своей красе и величии.». 

Не смотря на известную долю иллюстративности в поэме выражен глубокий смысл. В образе Влтавы вольнолюбивый дух народа, его мечта об освобождении. Фантастические, жанровые и пейзажные картины придают раскрытию замысла национальную окраску. Поэма написана в свободной форме, напоминающей рондо с рефреном – главной темой. Она чередуется с различными эпизодами. Во вступлении в двухголосных фигурациях в партиях флейт, напоминающих бег ручейков, прорисовывается тема Влтавы.                             

Её широкого дыхания мелодия, простая гармонизация создаёт впечатление устремлённости движения. Певучая, подкупающая красотой и задушевностью тема льётся широко ипривольно. Тему Влтавы оттеняют несколько эпизодов («Лесная охота», «Русалки при лунном свете», «деревенская свадьба»), то величаво-эпического характера тема Вышеграда в коде пьесы. В «Лесной охоте» слышатся переклички духовых инструментов, изображающих охотничьи зовы. Деревенская свадьба изображается с помощью польки. В «Русалках при лунном свете» сказочный фантастический колорит передают низкий регистр флейты и кларнета, переливы арфовых пассажей и застывшие «аккорды лунного света» у струнных. Эпизод «Святоянские пороги» - это драматическая картина борьбы, столкновений, преодоления препятствий. В соответствии с программой тема Влтавы изменяется особенно в эпизоде разработочного характера с уменьшенной гармонией. В конце она приходит к своему начальному варианту, звучит в одноименном мажоре Е dur. Торжественная кода обусловлена замыслом поэмы, символизирующим освобождение Чехии. На фоне широко льющейся радостной темы Влтавы звучит у медной группы лейтмотив всего цикла – величественная тема Вышеграда. В конце тема Влтавы словно сворачивается. Задушевный мотив играют на 2 голоса скрипки. Такое обрамление создаёт стройность композиции.                                                                                                                   

 

 

          


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: