План и продольный профиль автомобильных дорог рекомендуется проектировать из условия наименьшего ограничения и изменения скорости движения транспортного потока, обеспечения безопасности, удобства движения, возможной реконструкции дороги за пределами перспективного периода.
Параметры геометрических элементов автомобильных дорог должны обеспечивать безопасное, удобное и комфортабельное движение транспортных средств для одиночных автомобилей:
– с расчетными скоростями, для транспортного потока
- с расчетной скоростью организации движения транспортного потока.
При проектировании автомагистралей, скоростных дорог, автомобильных дорог обычного типа I - III категорий, проектные решения принимаются с учетом оценки по показателям скорости, безопасности движения и пропускной способности с учетом движения транспортного потока, в том числе в неблагоприятные периоды года.
Вопрос №12. Основные элементы поперечного профиля дороги (нарисовать простую схему поперечного профиля насыпи и выемки).
|
|
Поперечным профилем дороги называют изображение сечения дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной к оси дороги.
Основные элементы поперечного профиля:
-проезжая часть полос дороги, в пределах которой происходит движение автомобилей;
-обочины – полосы, расположенные сбоку проезжей части, используются для временной стоянки автомобилей и размещения дорожно-строительных материалов при ремонте;
-разделительная полоса – разделяют проезжие части для движения в каждом направлении;
-укрепительные (краевые полосы) – для повышения прочности края дорожной одежды; -боковые канавы (кюветы) – служат для осушения дороги и отвода от нее воды;
-резервы – неглубокие выработки вдоль дороги, из которых был взят грунт для отсыпки насыпи;
-кавальеры – параллельные дороге валы, в которые укладывают грунт из выемок;
-откосы – спланированные наклонные плоскости земляного полотна и кюветов;
-бровка земляного полотна – линия сопряжения поверхности обочины и откоса насыпи или внутреннего откоса канавы;
-ширина земляного полотна – расстояние между бровками;
-коэффициент заложения определяется отношением высоты откоса к его горизонтальной проекции.
Вопросы №13. Типы поперечных профилей земляного полотна (нарисовать несколько поперечных профилей).
Различают следующие основные типы земляного полотна:
1.Насыпь высотой до 3 м, крутизна заложения откосов 1:4, может устраиваться или из притрассовых или из сосредоточенных резервов.
2.Насыпь высотой от 3 до 6 м, крутизна заложения откосов 1:1,5, устраивается из привозного грунта.
|
|
3.Насыпь высотой от 6 до 12 м устраивается с переменной крутизной откосов, первые 6 м – 1:1,5, а ниже – 1:1,75 или 1:2.
4.Насыпь высотой более 12 м – крутизна заложения откосов устанавливается по расчету.
5.Мелкая выемка глубиной до 1 м устраивается раскрытой или разделанной под насыпь. Крутизна заложения внутренних откосов 1:4 (1:3) а внешних 1:4- 1:10. Глубина кюветов не менее 0,3 м.
6.Глубокая выемка. Крутизна внутренних откосов 1:4 (1:3), внешних 1:1,5.
При устройстве земляного полотна на косогоре с верховой стороны косогора устраиваются косогорные сооружения: банкет и нагорная канава. При устройстве выемок в скальных грунтах, крутизна откосов уменьшается.
Вопрос №14. Поперечный профиль дорог на закруглениях.
На автомагистралях, скоростных автомобильных дорогах и автомобильных дорогах обычного типа I-В категории с радиусами 3000 м и более и на автомобильных дорогах других категорий – с радиусами 2000 м и более проезжая часть устраивается с двухскатным поперечным профилем.
На кривых в плане с меньшими радиусами предусматривается устройство виражей исходя из условий обеспечения безопасности движения автомобилей с расчетными скоростями при данном радиусе кривой. Принимаемая величина уклона виража из условий обеспечения безопасности движения при скоростях ниже расчетной должна быть не более 60 %о.
При радиусах кривых в плане 1000 м и менее предусматривается уширение проезжей части с внутренней стороны за счет обочин так, чтобы ширина обочины составляла не менее 1,5 м для автомагистралей, скоростных автомобильных дорог и автомобильных дорогах обычного типа категорий IВ и II и не менее 1,0 м - для дорог остальных категорий. 10