Геометрические элементы автомобильных дорог по способу определения их параметров разделены на две группы:
- первая – элементы, определяемые прямым нормированием;
- вторая – элементы, параметры которых могут быть рассчитаны по формулам, номограммам, графикам с учетом расчетной скорости, интенсивности движения, требований удобства и безопасности движения, архитектурноландшафтного проектирования и местных условий.
К элементам первой группы относятся:
-ширина полосы движения;
-ширина полосы безопасности у дорожных ограждений
-ширина краевой полосы
-ширина обочины без дорожных ограждений
-ширина укрепленной части обочины
-наименьшая ширина грунтовой части обочины
-наименьшая ширина центральной разделительной полосы без дорожных ограждений
-наименьшая ширина центральной разделительной полосы с ограждением по оси дороги.
К геометрическим элементам второй группы относятся:
-радиусы кривых (кривизны) в плане;
-параметры переходных кривых;
-длина прямой в плане;
-соотношение радиусов кривых в плане и продольном профиле;
-снижение продольных уклонов;
-длина участков с затяжным уклоном;
-противоаварийные разъезды на спусках;
-расстояния видимости;
-радиусы вертикальных кривых;
-длина прямых в продольном профиле;
-параметры серпантин;
-количество полос движения;
-пропускная способность полосы движения;
-дополнительные полосы на подъем;
-расстояния между разъездами на дорогах с однополосной проезжей частью;
-разрывы в разделительной полосе
-отгон уширений проезжей части и земляного полотна;
-поперечные уклоны, виражи;
-уширение проезжей части на кривых;
-велосипедные дорожки; -тротуары и пешеходные дорожки;
-переходно-скоростные полосы.
Вопрос №8. Особенности проектирования плана трассы, элементы плана.
Трасса – это положение геометрической оси дороги на местности.
План трассы – это графическое изображение проекции трассы на горизонтальную плоскость в уменьшенном масштабе.
Трасса дороги должна удовлетворять требованиям удобного и безопасного движения учитывая следующие требования:
- трасса должна быть возможно короче (самая короткая трасса – воздушная линия между заданными пунктами);
- трасса должна иметь как можно меньше углов поворота;
- трасса должна огибать рельеф местности так, чтобы её уклоны были, по возможности, минимальными и при строительстве не требовалось выполнения большого объема земляных работ;
- дороги высоких категорий (I-III) должны обходить населенные пункты не ближе 200 м от застройки с устройством к ним подъездов;
- дороги должны огибать препятствия, чтобы они были внутри угла, если нет возможности обойти, то пересекать в самом узком месте (болото, лес, водоемы, река и т.д.);
- при пересечении с автомобильными дорогами высоких категорий, железными дорогами угол пересечения должен быть 900 или близко к нему.
Различают следующие геометрические элементы закруглений на плане трассы:
- угол a,
- радиус R,
- тангенс Т,
- кривую К,
- биссектрису Б,
- диаметр Д.
При назначении радиусов кривых 2000 м и менее для обеспечения безопасного движения автомобилей с высокими скоростями необходимо проектировать виражи с односкатным поперечным профилем. Отгон виража, т.е. переход от двухскатного профиля к односкатному осуществляется на протяжении переходной кривой.
Вопрос №9. Продольный профиль, исходные данные, методы проектирования проектной линии.
Продольный профиль – это развернутая в плоскости чертежа проекция оси дороги на вертикальную плоскость. Дорога может проходить либо в насыпи, либо в выемке.
Разница между отметкой поверхности земли по оси дороги и 7 проектной отметкой по оси дороги, определяющая высоту насыпи или глубину выемки называется рабочей отметкой.
Исходными данными при проектировании проектной линии являются:
1) рекомендуемый и допустимый продольный уклон;
2) рекомендуемые и допустимые радиусы вертикальных кривых, выпуклых и вогнутых;
3) рекомендуемая рабочая отметка;
4) контрольные отметки (отметки проезжей части автомобильных дорог пересекаемых или примыкаемых; отметки головки рельса пересекаемых железных дорог; отметки земляного полотна в местах устройства искусственных сооружений– мосты, трубы, путепроводы и др.).
Проектирование продольного профиля заключается в нанесении проектной линии и вычислении проектных и рабочих отметок. На продольный профиль можно наносить проектную линию по обертывающей и по секущей. В настоящее время наибольшее распространение получил метод проектирования проектной линии продольного профиля вертикальными кривыми, сопрягающимися непосредственно друг с другом или при помощи прямых вставок. Этот метод Антонова. Реже используют метод нанесения проектной линии сопрягающими прямыми участками с последующим вписыванием в их переломы вертикальных кривых и вычислением поправок к рабочим отметкам, найденным по тангенсам (метод тангенсов). Первый метод более удобен для пересеченного рельефа, второй – для равнинного и горного.
Вопрос №10. Определение рекомендуемой высоты насыпи.
В основном рекомендуемую рабочую отметку насыпи устанавливают из двух условий:
Первое условие – поверхность дорожной одежды должен возвышаться над уровнем грунтовых, длительно стоящих (более 30 суток) или поверхностных вод на минимально допустимую величину, которая нормируется СНиП в зависимости от вида грунта рабочего слоя и дорожно-климатической зоны.
Второе условие – в открытых местах, где возможны значительные снежные заносы, бровки земляного полотна должна возвышаться на 0,4-1,2 м над поверхностью снежного покрова. Толщину снежного покрова необходимо принимать по СНиП.