Вопрос №7. Нормируемые и рассчитываемые геометрические элементы автомобильных дорог

 

Геометрические элементы автомобильных дорог по способу определения их параметров разделены на две группы:

- первая – элементы, определяемые прямым нормированием;

- вторая – элементы, параметры которых могут быть рассчитаны по формулам, номограммам, графикам с учетом расчетной скорости, интенсивности движения, требований удобства и безопасности движения, архитектурноландшафтного проектирования и местных условий.

 

К элементам первой группы относятся:

-ширина полосы движения;

-ширина полосы безопасности у дорожных ограждений

-ширина краевой полосы

-ширина обочины без дорожных ограждений

-ширина укрепленной части обочины

-наименьшая ширина грунтовой части обочины

-наименьшая ширина центральной разделительной полосы без дорожных ограждений

-наименьшая ширина центральной разделительной полосы с ограждением по оси дороги.

 

К геометрическим элементам второй группы относятся:

-радиусы кривых (кривизны) в плане;

-параметры переходных кривых;

-длина прямой в плане;

-соотношение радиусов кривых в плане и продольном профиле;

-снижение продольных уклонов;

-длина участков с затяжным уклоном;

-противоаварийные разъезды на спусках;

-расстояния видимости;

-радиусы вертикальных кривых;

-длина прямых в продольном профиле;

-параметры серпантин;

-количество полос движения;

-пропускная способность полосы движения;

-дополнительные полосы на подъем;  

-расстояния между разъездами на дорогах с однополосной проезжей частью;

-разрывы в разделительной полосе

-отгон уширений проезжей части и земляного полотна;

-поперечные уклоны, виражи;

-уширение проезжей части на кривых;

-велосипедные дорожки; -тротуары и пешеходные дорожки;

-переходно-скоростные полосы.

 

Вопрос №8. Особенности проектирования плана трассы, элементы плана.

Трасса – это положение геометрической оси дороги на местности.

 

План трассы – это графическое изображение проекции трассы на горизонтальную плоскость в уменьшенном масштабе.

 

Трасса дороги должна удовлетворять требованиям удобного и безопасного движения учитывая следующие требования:

- трасса должна быть возможно короче (самая короткая трасса – воздушная линия между заданными пунктами);

- трасса должна иметь как можно меньше углов поворота;

- трасса должна огибать рельеф местности так, чтобы её уклоны были, по возможности, минимальными и при строительстве не требовалось выполнения большого объема земляных работ;

- дороги высоких категорий (I-III) должны обходить населенные пункты не ближе 200 м от застройки с устройством к ним подъездов;

- дороги должны огибать препятствия, чтобы они были внутри угла, если нет возможности обойти, то пересекать в самом узком месте (болото, лес, водоемы, река и т.д.);

- при пересечении с автомобильными дорогами высоких категорий, железными дорогами угол пересечения должен быть 900 или близко к нему.

 

Различают следующие геометрические элементы закруглений на плане трассы:

- угол a,

- радиус R,

- тангенс Т,

- кривую К,

- биссектрису Б,

- диаметр Д.

 

При назначении радиусов кривых 2000 м и менее для обеспечения безопасного движения автомобилей с высокими скоростями необходимо проектировать виражи с односкатным поперечным профилем. Отгон виража, т.е. переход от двухскатного профиля к односкатному осуществляется на протяжении переходной кривой.

 

Вопрос №9. Продольный профиль, исходные данные, методы проектирования проектной линии.

 

Продольный профиль – это развернутая в плоскости чертежа проекция оси дороги на вертикальную плоскость. Дорога может проходить либо в насыпи, либо в выемке.

Разница между отметкой поверхности земли по оси дороги и 7 проектной отметкой по оси дороги, определяющая высоту насыпи или глубину выемки называется рабочей отметкой.

 

Исходными данными при проектировании проектной линии являются:

1) рекомендуемый и допустимый продольный уклон;

2) рекомендуемые и допустимые радиусы вертикальных кривых, выпуклых и вогнутых;

3) рекомендуемая рабочая отметка;

4) контрольные отметки (отметки проезжей части автомобильных дорог пересекаемых или примыкаемых; отметки головки рельса пересекаемых железных дорог; отметки земляного полотна в местах устройства искусственных сооружений– мосты, трубы, путепроводы и др.).

 

Проектирование продольного профиля заключается в нанесении проектной линии и вычислении проектных и рабочих отметок. На продольный профиль можно наносить проектную линию по обертывающей и по секущей. В настоящее время наибольшее распространение получил метод проектирования проектной линии продольного профиля вертикальными кривыми, сопрягающимися непосредственно друг с другом или при помощи прямых вставок. Этот метод Антонова. Реже используют метод нанесения проектной линии сопрягающими прямыми участками с последующим вписыванием в их переломы вертикальных кривых и вычислением поправок к рабочим отметкам, найденным по тангенсам (метод тангенсов). Первый метод более удобен для пересеченного рельефа, второй – для равнинного и горного.

 

Вопрос №10. Определение рекомендуемой высоты насыпи.

 

В основном рекомендуемую рабочую отметку насыпи устанавливают из двух условий:

 

Первое условие – поверхность дорожной одежды должен возвышаться над уровнем грунтовых, длительно стоящих (более 30 суток) или поверхностных вод на минимально допустимую величину, которая нормируется СНиП в зависимости от вида грунта рабочего слоя и дорожно-климатической зоны.

 

Второе условие – в открытых местах, где возможны значительные снежные заносы, бровки земляного полотна должна возвышаться на 0,4-1,2 м над поверхностью снежного покрова. Толщину снежного покрова необходимо принимать по СНиП.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: