Результаты профилактической работы со всеми участниками образовательного процесса по ранней коррекции речевой патологии

Позитивные результаты логопедической коррекции с обучающимися, воспитанниками, имеющими речевые нарушения разной степени сложности

Результаты логопедической коррекции с обучающимися, воспитанниками, имеющими разной степени сложности речевые нарушения, подтвержденные результатами их учебной деятельности

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим негативных изменений в поведении. Среди них на первом по частоте месте стоят нарушения письма и чтения.

 

Целью моей работы является эффективное преодоление трудностей в усвоении этих предметов. Поэтому коррекционная работа строится с учетом качественного своеобразия высших психических функций ребенка, сильных и слабых звеньев функциональной системы письма и чтения. Моя деятельность базируется на следующих принципах:

· минимальные мозговые дисфункции корригируются или компенсируются;

· если не произошла коррекция или компенсация, то неправильно выбрана стратегия или время воздействия;

· знание условий и механизмов развития ребенка, его закономерностей и динамики является основополагающим;

· возрастная преемственность в развитии восприятия, мышления, памяти, ведущей деятельности;

· учет и использование полисенсорного обучения, разных видов памяти, языков кодирования информации, индивидуальных стилей работы.

 

Мною разработана система логопедической работы, в основе которой: 

· теоретические знания об онтогенезе ребенка;

· методологические подходы к обучению, опирающиеся на разработки отечественных психологов и логопедов (Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Лурия Р.Я., Цветкова Л.С., Ефименкова И.Н., Корнев А.Н. и др.);

· практический опыт, позволяющий правильно отобрать из множества методик и приемов нужные для конкретного ребенка.

 

Ведущими являются следующие направления работы:

Таблица 1

Организация логопедической работы Изучение ребенка Коррекционно-развивающая деятельность
1.Разработка необходи-мой документации: · для логопедического обследования устной речи и письма; · для фиксирования результатов коррек-ции и развития (База данных; Речевая карта в программе Access); · для анализа получен-ных данных. 2. Разработка и внедре-ние: · программ для кор-рекции разных видов нарушений письма и чтения; · альтернативной технологии звуко-буквенного анализа с использованием по-лисенсорного обуче-ния и деления слов на слоги на основе поэтапного формиро-вания деятельности.   1.Обследование: · речевого развития будущих первоклассников; · письма и чтения учащихся 1-4 клас- сов.   2.Определение у перво-классников ведущего способа восприятия ин-формации.    3.Проведение мони-торинга психофизио-логического развития младших школьников.   1.Реализация коррекци-онно-развивающих  про-грамм: · «Развитие функцио-нального базиса на-выков письма и чтения» - 1 класс;   · Коррекция наруше-ний письма и чтения 2-3 класс «Коррекция вербальной фонема-тической дисграфии и дисорфографии»);   · Индивидуальные коррекционные про-граммы.  

 

Данная система работы позволила значительно улучшить состояние устной речи, письма и чтения младших школьников, а во многих случаях достичь нормы.

 

Из сводной таблицы видно, что результаты, достигнутые мной за три последних года стабильны: качество обучения достигает в среднем 32,4%, а обученность – 86%. Без положительной динамики в коррекции остается в среднем 14% учащихся. Это случаи сложных речевых расстройств, обусловленных органическими поражениями центральной нервной системы или нарушения  письма и чтения неясной этиологии, а также результаты незавершенной в данном году коррекции.

Сводная таблица результатов логопедической

Коррекции за последние три года

Таблица 2

 

Учебный год

Кол-во детей, нуждающихся в логокоррекции

 

Охвачено всего

Эффективность обучения

С хорошей речью С улучшением Без перемен
  2004-2005     74 чел – 19,5%   48 чел. – 65 %   16 чел.- 33,3 %   27 чел. – 56,3 %   5 чел.- 10,4 %
  2005-2006     78 чел.- 20,9%   46 чел.- 59%   15 чел. – 32,6%   24 чел.- 52,5%   7 чел. – 15,2 %
  2006-2007     71 чел – 18,7 %   48 чел. – 67,6%   15 чел.- 31,3%   25 чел. – 52%   8 чел.- 16,7%
В среднем:     32,4% 53,6% 14%

 

Специфика логопедической работы состоит в том, что учащиеся посещают группы:

· кратковременные для коррекции, так называемых, косметических дефектов речи;

· годичные для исправления нарушений письма и чтения средней степени тяжести;

· функционирующие 2-3 года, для компенсации сложных дефектов письма и чтения.

 

Чтобы определить качество коррекции,  сравниваю результаты логопедического воздействия с оценками за контрольные работы по русскому языку и чтению, предоставленные учителем.

Сравнительная таблица речевой готовности детей при поступлении в школу и результатов их обучения 

Таблица 3

Год

 

Речевая готовность

Качество

Обученность

В/С С Н/С Н

2004-2005

32% 51% 15% 2% 1 кл. 51% 1 кл. 100%

 

2 кл. 59% 2 кл. 100%
3кл. 64% 3 кл. 100%
2005-2006 29% 44% 22% 5% 1 кл. 54% 1 кл. 100%
 

 

2 кл. 65% 2 кл. 100%
2006-2007 23% 51% 21% 5% 1 кл. 56% 1 кл. 100%

 

 

Результаты работы с педагогическими  работниками, родителями (законными представителями) по распространению знаний в области логопедии и смежных с ней наук в области педагогики и медицины.

Позитивные результаты работы не были бы столь значительны, если бы не помощь родителей и заинтересованность педагогов в успехе логопедической коррекции. Просветительская работа по распространению специальных знаний проводится постоянно. В предыдущие годы это были выступления на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, школьных семинарах. В последние годы с расширением у учителей знаний в области логопедии и психологии, работа с ними чаще проводится индивидуально. Запросы учителей стали более конкретными и узко направленными.

Так в 2003 - 2004 году для учителей школы был проведен семинар «Пути повышения эффективности обучения», в рамках которого мной были прочитаны 2 лекции: «Латерализация и модальность» и «Создание ситуации успеха с учетом  психофизиологии».

Из этих лекций учителя узнали, что каждый человек, как калейдоскоп, который собран из множества разнообразных осколков, имеет свое индивидуальное сочетание таких параметров, как: темперамент, сила или слабость нервной системы, доминирование одного из полушарий, модальность и стиль познавательной деятельности. Любой педагогический процесс двусторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика, от их типа функциональной организации мозга. Если же у учителя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающего.

По моей инициативе совместно с психологами школы был подготовлен список симптомов: дисграфии, дислексии, дискалькулии, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, тревожности, невроза. Эти данные были представлены на заседании методического объединения учителей начальных классов. Они были ознакомлены с методикой наблюдения за учащимися класса и учетом проявления симптоматики. Учителями в последствие были заполнены таблицы, из которых можно было узнать, как проявляет себя ученик во время урока. Это было хорошей школой наблюдательности для учителей.

В 2004-2005 учебном году подготовила для учителей сообщение «Как привлечь родителей к работе в школе».

В этом же году среди учителей первых классов мной были распространены на компьютерных дисках «Лесные сказки для первоклассников» М.А. Панфиловой, что помогло педагогам  решить дидактические, коррекционные и терапевтические задачи в адаптационный период.

В 2005-2006 учебном году провела тренинг с учителями начальных классов «Слушать ребенка, как?»

В прошлом году подготовила для учителей начального и среднего звена лекцию-презентацию «Чтение», посвященную году русского языка. Работа  представляет разные способы чтения в той последовательности, в какой происходит освоение этого навыка. В ней также раскрыты причины дислексии и пути ее коррекции.

Оказываю методическую помощь педагогам в подготовке к открытым урокам, к аттестации, в написании курсовых и дипломных работ, в подготовке к различным конкурсам.

В ежегодных отчетах о работе отражается количество индивидуальных консультаций с учителями школы,  логопедами города, а также с родителями учащихся.

 

  Консультационная работа за последние три  года

Таблица 4

Индивидуальные консультации   2004-2005 уч. год   2005-2006 уч. год   2006-2007 уч.год
Учителя школы и логопеды городы   52   29   24
Родители будущих первоклассников   98   97   95
Родители учащихся 1-4 классов   18   20   24
Итого: 168 146 143

 

 

Помимо индивидуальных консультаций, регулярно провожу совместно с психологом Синдяковой Т.А. занятия в «Школе для родителей». Встречи организуются в весенний период, во время подготовительных занятий с дошкольниками. На них родители узнают о физиологическом состоянии дошкольников и младших школьников, о психическом и речевом развитии детей данного возраста, о детях с особенностями в развитии, о том, как подготовиться к 1 сентября. Подготовлено «Обращение к родителям сотрудников социально-психологической службы».

В течение учебного года по запросу учителей выступаю на классных собраниях с сообщениями на интересующие родителей темы: Какие проблемы возможны  у детей в адаптационный период? Как преодолеть ошибки на письме? Как научить левшу красиво писать? Как преодолеть проблемы в чтении?

На общешкольном собрании, посвященном переходу учащихся в 5 класс и формированию пропедевтических классов, рассказываю родителям об особенностях мышления, внимания, памяти и мотивации детей, которых в практике школы называют: «математики» и «гуманитарии».

Такая работа сближает родителей и специалистов социально-психологической службы, они доверяют нам, приходят за советом и помощью. 

Результаты профилактической работы со всеми участниками образовательного процесса по ранней коррекции речевой патологии.

Профилактическая работа начинается со встреч с родителями в детском саду «Радость», так как с этим дошкольным учреждением школа много лет сотрудничает. Я рассказываю о том, что должны знать и уметь дети при поступлении в школу. Во время индивидуальных бесед после обследования речевой готовности ребенка, обращаю внимание родителей на имеющиеся у ребенка проблемы в звукопроизношении, на неполноценность связной речи, на низкий объем слухоречевой памяти и др. Объясняю родителям, как исправить тот или иной недостаток или восполнить пробел в подготовке к школе. В последнее время все больше детей приходит с первичными навыками чтения, а почти треть детей уже хорошо читает. Однако стремление родителей научить своего ребенка читать, не всегда приводит к положительным результатам. Одни дети не могут запомнить буквы, другие не могут осознать технику чтения, а некоторые не осмысливают прочитанное. Эти трудности вызывают негативное отношение к чтению. Поэтому я объясняю ребенку и родителям, как преодолеть эти трудности.

В начале учебного года проверяю, как родители выполнили рекомендации, вновь проверяю звукопроизношение и технику чтения у детей. Результаты последнего обследования представлены в таблице.

 

Таблица 6. Результаты профилактической работы 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: