Позитивные результаты логопедической коррекции с обучающимися, воспитанниками, имеющими речевые нарушения разной степени сложности
Результаты логопедической коррекции с обучающимися, воспитанниками, имеющими разной степени сложности речевые нарушения, подтвержденные результатами их учебной деятельности
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим негативных изменений в поведении. Среди них на первом по частоте месте стоят нарушения письма и чтения.
Целью моей работы является эффективное преодоление трудностей в усвоении этих предметов. Поэтому коррекционная работа строится с учетом качественного своеобразия высших психических функций ребенка, сильных и слабых звеньев функциональной системы письма и чтения. Моя деятельность базируется на следующих принципах:
· минимальные мозговые дисфункции корригируются или компенсируются;
|
|
· если не произошла коррекция или компенсация, то неправильно выбрана стратегия или время воздействия;
· знание условий и механизмов развития ребенка, его закономерностей и динамики является основополагающим;
· возрастная преемственность в развитии восприятия, мышления, памяти, ведущей деятельности;
· учет и использование полисенсорного обучения, разных видов памяти, языков кодирования информации, индивидуальных стилей работы.
Мною разработана система логопедической работы, в основе которой:
· теоретические знания об онтогенезе ребенка;
· методологические подходы к обучению, опирающиеся на разработки отечественных психологов и логопедов (Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Лурия Р.Я., Цветкова Л.С., Ефименкова И.Н., Корнев А.Н. и др.);
· практический опыт, позволяющий правильно отобрать из множества методик и приемов нужные для конкретного ребенка.
Ведущими являются следующие направления работы:
Таблица 1
Организация логопедической работы | Изучение ребенка | Коррекционно-развивающая деятельность |
1.Разработка необходи-мой документации: · для логопедического обследования устной речи и письма; · для фиксирования результатов коррек-ции и развития (База данных; Речевая карта в программе Access); · для анализа получен-ных данных. 2. Разработка и внедре-ние: · программ для кор-рекции разных видов нарушений письма и чтения; · альтернативной технологии звуко-буквенного анализа с использованием по-лисенсорного обуче-ния и деления слов на слоги на основе поэтапного формиро-вания деятельности. | 1.Обследование: · речевого развития будущих первоклассников; · письма и чтения учащихся 1-4 клас- сов. 2.Определение у перво-классников ведущего способа восприятия ин-формации. 3.Проведение мони-торинга психофизио-логического развития младших школьников. | 1.Реализация коррекци-онно-развивающих про-грамм: · «Развитие функцио-нального базиса на-выков письма и чтения» - 1 класс; · Коррекция наруше-ний письма и чтения 2-3 класс «Коррекция вербальной фонема-тической дисграфии и дисорфографии»); · Индивидуальные коррекционные про-граммы. |
|
|
Данная система работы позволила значительно улучшить состояние устной речи, письма и чтения младших школьников, а во многих случаях достичь нормы.
Из сводной таблицы видно, что результаты, достигнутые мной за три последних года стабильны: качество обучения достигает в среднем 32,4%, а обученность – 86%. Без положительной динамики в коррекции остается в среднем 14% учащихся. Это случаи сложных речевых расстройств, обусловленных органическими поражениями центральной нервной системы или нарушения письма и чтения неясной этиологии, а также результаты незавершенной в данном году коррекции.
Сводная таблица результатов логопедической
Коррекции за последние три года
Таблица 2
Учебный год | Кол-во детей, нуждающихся в логокоррекции |
Охвачено всего | Эффективность обучения | ||
С хорошей речью | С улучшением | Без перемен | |||
2004-2005 | 74 чел – 19,5% | 48 чел. – 65 % | 16 чел.- 33,3 % | 27 чел. – 56,3 % | 5 чел.- 10,4 % |
2005-2006 | 78 чел.- 20,9% | 46 чел.- 59% | 15 чел. – 32,6% | 24 чел.- 52,5% | 7 чел. – 15,2 % |
2006-2007 | 71 чел – 18,7 % | 48 чел. – 67,6% | 15 чел.- 31,3% | 25 чел. – 52% | 8 чел.- 16,7% |
В среднем: | 32,4% | 53,6% | 14% |
Специфика логопедической работы состоит в том, что учащиеся посещают группы:
· кратковременные для коррекции, так называемых, косметических дефектов речи;
· годичные для исправления нарушений письма и чтения средней степени тяжести;
· функционирующие 2-3 года, для компенсации сложных дефектов письма и чтения.
Чтобы определить качество коррекции, сравниваю результаты логопедического воздействия с оценками за контрольные работы по русскому языку и чтению, предоставленные учителем.
Сравнительная таблица речевой готовности детей при поступлении в школу и результатов их обучения
Таблица 3
Год
| Речевая готовность | Качество | Обученность | |||||
В/С | С | Н/С | Н | |||||
2004-2005 | 32% | 51% | 15% | 2% | 1 кл. | 51% | 1 кл. | 100% |
| 2 кл. | 59% | 2 кл. | 100% | ||||
3кл. | 64% | 3 кл. | 100% | |||||
2005-2006 | 29% | 44% | 22% | 5% | 1 кл. | 54% | 1 кл. | 100% |
| 2 кл. | 65% | 2 кл. | 100% | ||||
2006-2007 | 23% | 51% | 21% | 5% | 1 кл. | 56% | 1 кл. | 100% |
Результаты работы с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) по распространению знаний в области логопедии и смежных с ней наук в области педагогики и медицины.
Позитивные результаты работы не были бы столь значительны, если бы не помощь родителей и заинтересованность педагогов в успехе логопедической коррекции. Просветительская работа по распространению специальных знаний проводится постоянно. В предыдущие годы это были выступления на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, школьных семинарах. В последние годы с расширением у учителей знаний в области логопедии и психологии, работа с ними чаще проводится индивидуально. Запросы учителей стали более конкретными и узко направленными.
Так в 2003 - 2004 году для учителей школы был проведен семинар «Пути повышения эффективности обучения», в рамках которого мной были прочитаны 2 лекции: «Латерализация и модальность» и «Создание ситуации успеха с учетом психофизиологии».
|
|
Из этих лекций учителя узнали, что каждый человек, как калейдоскоп, который собран из множества разнообразных осколков, имеет свое индивидуальное сочетание таких параметров, как: темперамент, сила или слабость нервной системы, доминирование одного из полушарий, модальность и стиль познавательной деятельности. Любой педагогический процесс двусторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика, от их типа функциональной организации мозга. Если же у учителя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающего.
По моей инициативе совместно с психологами школы был подготовлен список симптомов: дисграфии, дислексии, дискалькулии, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, тревожности, невроза. Эти данные были представлены на заседании методического объединения учителей начальных классов. Они были ознакомлены с методикой наблюдения за учащимися класса и учетом проявления симптоматики. Учителями в последствие были заполнены таблицы, из которых можно было узнать, как проявляет себя ученик во время урока. Это было хорошей школой наблюдательности для учителей.
В 2004-2005 учебном году подготовила для учителей сообщение «Как привлечь родителей к работе в школе».
В этом же году среди учителей первых классов мной были распространены на компьютерных дисках «Лесные сказки для первоклассников» М.А. Панфиловой, что помогло педагогам решить дидактические, коррекционные и терапевтические задачи в адаптационный период.
В 2005-2006 учебном году провела тренинг с учителями начальных классов «Слушать ребенка, как?»
В прошлом году подготовила для учителей начального и среднего звена лекцию-презентацию «Чтение», посвященную году русского языка. Работа представляет разные способы чтения в той последовательности, в какой происходит освоение этого навыка. В ней также раскрыты причины дислексии и пути ее коррекции.
Оказываю методическую помощь педагогам в подготовке к открытым урокам, к аттестации, в написании курсовых и дипломных работ, в подготовке к различным конкурсам.
|
|
В ежегодных отчетах о работе отражается количество индивидуальных консультаций с учителями школы, логопедами города, а также с родителями учащихся.
Консультационная работа за последние три года
Таблица 4
Индивидуальные консультации | 2004-2005 уч. год | 2005-2006 уч. год | 2006-2007 уч.год |
Учителя школы и логопеды городы | 52 | 29 | 24 |
Родители будущих первоклассников | 98 | 97 | 95 |
Родители учащихся 1-4 классов | 18 | 20 | 24 |
Итого: | 168 | 146 | 143 |
Помимо индивидуальных консультаций, регулярно провожу совместно с психологом Синдяковой Т.А. занятия в «Школе для родителей». Встречи организуются в весенний период, во время подготовительных занятий с дошкольниками. На них родители узнают о физиологическом состоянии дошкольников и младших школьников, о психическом и речевом развитии детей данного возраста, о детях с особенностями в развитии, о том, как подготовиться к 1 сентября. Подготовлено «Обращение к родителям сотрудников социально-психологической службы».
В течение учебного года по запросу учителей выступаю на классных собраниях с сообщениями на интересующие родителей темы: Какие проблемы возможны у детей в адаптационный период? Как преодолеть ошибки на письме? Как научить левшу красиво писать? Как преодолеть проблемы в чтении?
На общешкольном собрании, посвященном переходу учащихся в 5 класс и формированию пропедевтических классов, рассказываю родителям об особенностях мышления, внимания, памяти и мотивации детей, которых в практике школы называют: «математики» и «гуманитарии».
Такая работа сближает родителей и специалистов социально-психологической службы, они доверяют нам, приходят за советом и помощью.
Результаты профилактической работы со всеми участниками образовательного процесса по ранней коррекции речевой патологии.
Профилактическая работа начинается со встреч с родителями в детском саду «Радость», так как с этим дошкольным учреждением школа много лет сотрудничает. Я рассказываю о том, что должны знать и уметь дети при поступлении в школу. Во время индивидуальных бесед после обследования речевой готовности ребенка, обращаю внимание родителей на имеющиеся у ребенка проблемы в звукопроизношении, на неполноценность связной речи, на низкий объем слухоречевой памяти и др. Объясняю родителям, как исправить тот или иной недостаток или восполнить пробел в подготовке к школе. В последнее время все больше детей приходит с первичными навыками чтения, а почти треть детей уже хорошо читает. Однако стремление родителей научить своего ребенка читать, не всегда приводит к положительным результатам. Одни дети не могут запомнить буквы, другие не могут осознать технику чтения, а некоторые не осмысливают прочитанное. Эти трудности вызывают негативное отношение к чтению. Поэтому я объясняю ребенку и родителям, как преодолеть эти трудности.
В начале учебного года проверяю, как родители выполнили рекомендации, вновь проверяю звукопроизношение и технику чтения у детей. Результаты последнего обследования представлены в таблице.
Таблица 6. Результаты профилактической работы