Тематическое консультирование по биологии Вариант 1

Учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний» РТ–2018/2019 гг. Этап I

Тематическое консультирование по биологии Вариант 1

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания Содержание задания. Ответ
Общая биология. Общие свойства живых организмов А1.Общим свойством живых организмов является: 1) живорождение; 2) наследственность; 3) наличие хлорофилла; 4) вегетативное размножение. Ответ:
Общая биология. Биосфера – живая оболочка планеты. Круговорот веществ в биосфере. Круговорот воды, кислорода, углерода и азота А2.Клубеньковые       бактерии                                       связывают молекулярный азот, делая его доступным для растений. Этот процесс называется: 1) азотфиксация; 2) нитрификация; 3) аммонификация; 4) денитрификация. Ответ:

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии              1


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Общая биология. Вид и популяция.   Вид – биологическая система. Понятие вида А3.Исторически сложившаяся совокупность сходных по строению особей, которые свободно скрещиваются с образованием плодовитого потомства и занимают в природе общую территорию – ареал, называется: 1) вид; 2) биотоп; 3) биоценоз; 4) экосистема.   Ответ:
Общая биология. Наследственность и изменчивость организмов.   Хромосомная теория наследственности А4.Аллельные гены находятся в одинаковых локусах гомологичных хромосом. Это формулировка: 1) закона расщепления; 2) закона независимого наследования признаков; 3) закона единообразия гибридов первого поколения; 4) одного из положений хромосомной теории наследственности.   Ответ:
Общая биология. Селекция и биотехнология.   Методы и достижения современной селекции А5.Бестер – гибрид белуги и стерляди. Укажите метод селекции, который использовали ученые при его получении: 1) генная инженерия; 2) естественный отбор; 3) отдаленная гибридизация; 4) индуцированный мутагенез.   Ответ:

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии                                                          2


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Общая биология. Химические компоненты живых организмов.   Содержание химических элементов в организме. Понятие о макроэлементах и микроэлементах. Химические соединения в живых организмах. Неорганические вещества А6.Подберите недостающее понятие, учитывая, что между понятиями каждой пары существует одинаковая логическая связь: кобальт – кроветворение = калий –? 1) макроэлемент; 2) компонент рибозы; 3) регуляция сердечного ритма; 4) образование пептидной связи.   Ответ:

 

Общая биология. Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов.   Строение клетки А7.Для изображенного на рисунке органоида клетки подберите правильно составленную пару «название – функция»: 1) хлоропласт – фотосинтез; 2) хлоропласт – клеточное дыхание; 3) комплекс Гольджи – сборка субъединиц рибосом; 4) комплекс         Гольджи – накопление         и преобразование веществ, синтезированных на мембранах эндоплазматической сети.   Ответ:

 

 

                                                                             


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Общая биология. Размножение и индивидуальное развитие организмов.   Половое размножение. Образование половых клеток у млекопитающих (сперматогенез и оогенез) А8.В ходе сперматогенеза у        млекопитающих различают четыре периода. В период роста: 1) образуются сперматоциты первого порядка; 2) сперматиды преобразуются в сперматозоиды; 3) сперматогонии интенсивно делятся путем митоза; 4) в результате первого деления мейоза образуются первичные полярные тельца.   Ответ:

 

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии          5


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Общая биология. Наследственность и изменчивость организмов.   Наследственные болезни человека. Хромосомные болезни А9.Укажите признаки, характерные для такой болезни человека, как синдром Дауна: а) тип наследования – рецессивный, сцепленный с X -хромосомой; б) обусловлена аутосомной трисомией; в) определяется дефектом фактора свертывания крови; г) могут наблюдаться пороки сердечно-сосудистой системы; д) сопровождается нарушением умственного развития. 1) а, в, д; 2) а, г; 3) б, в; 4) б, г, д.   Ответ:
Общая биология. Организм и среда.   Экологические факторы. Закономерности действия факторов среды на организм А10.На графике, отражающем зависимость жизнедеятельности организма от силы воздействия экологического фактора, пределы выносливости обозначены цифрой: 1   2              2 3 3 4   Интенсивность фактора 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.   Ответ:

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии                                                          6


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Общая биология. Экосистемы.   Связи организмов в биоценозах: трофические, топические, форические, фабрические А11.Укажите пример форических связей популяций в биоценозе: 1) паутинные клещи высасывают сок из листьев огурца; 2) рак-отшельник поселяется в пустой раковине моллюска; 3) хвойные растения выделяют фитонциды, препятствующие развитию бактерий; 4) личинки жука-нарывника, поджидая пчел на цветках, прикрепляются к ним и таким образом попадают в ульи.   Ответ:

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии          7


 
Таксон Систематический признак
1) тип Хордовые 2) класс Млекопитающие 3) вид Человек разумный а) волосяной покров тела б) S-образная     форма позвоночника в) дифференциация зубов на клыки, резцы и коренные г) наличие у эмбриона глотки,            пронизанной жаберными щелями

 

 


Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Общая биология. Происхождение и эволюция человека.   Место человека в зоологической системе А12.Учитывая место человека в зоологической системе, установите соответствие:     1) 1а; 2г; 3бв; 2) 1бг; 2а; 3в; 3) 1вг; 2а; 3б; 4) 1г; 2ав; 3б.   Ответ:
Общая биология. Эволюция органического мира.   Главные направления эволюции. Пути и способы достижения биологического прогресса: арогенез, аллогенез, катагенез А13.Примером алломорфоза является: 1) редукция хлоропластов у растений-паразитов; 2) появление присосок и крючьев у паразитических червей; 3) возникновение двойного оплодотворения у цветковых растений; 4) полное разделение артериального и венозного кровотоков у птиц и млекопитающих.   Ответ:

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии                                                          8


 
 

 


Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Общая биология. Химические компоненты живых организмов.   Белки. Структура белков. Многообразие и свойства белков. Денатурация и ренатурация белков. Функции белков А14.Укажите признаки, общие для гемоглобина и сывороточного альбумина крови: а) являются глобулярными белками; б) имеют третичную структуру; в) выполняют транспортную функцию; г) при нагревании денатурируют; д) выполняют защитную функцию. 1) а, б, д; 2) а, в, г; 3) а, г, д; 4) б, в, г.   Ответ:
Общая биология. Обмен веществ и превращение энергии в организме.   Клеточное дыхание А15.В отличие от аэробного этапа клеточного дыхания для гликолиза характерны признаки: а) относится  к        реакциям   катаболизма; б) представляет собой многоступенчатый процесс; в) протекает при участии О2; г) конечным продуктом является пировиноградная кислота; д) энергетический выход – 2 молекулы АТФ (из расчета на 1 молекулу глюкозы). 1) а, б, г; 2) б, в, д; 3) в, г, д; 4) только г, д.   Ответ:

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии          9


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Общая биология. Наследственность и изменчивость организмов.   Изменчивость организмов. Формы изменчивости: наследственная и ненаследственная изменчивость А16.Из четырех предложенных примеров изменчивости три можно объединить в одну группу по характеру наследуемости. Выберите пример, невходящий в эту группу: 1) увеличение количества эритроцитов в крови у группы людей при переселении с морского побережья в горы; 2) появление укороченных крыльев у одного из потомков при скрещивании чистых линий дрозофил с крыльями нормальной длины; 3) увеличение продолжительности цветения декоративных культур в оранжерее благодаря искусственному удлинению светового дня; 4) формирование у стрелолиста листьев разной формы в зависимости от места расположения (над водой, на поверхности воды или в воде).   Ответ:
Многообразие органического мира. Растения.   Семенные растения. Покрытосеменные. Соцветия и их биологическое значение А17.На рисунке показано соцветие: 1) головка; 2) корзинка; 3) простой колос; 4) простой щиток.   Ответ:

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии        10


 
1 2 3 4
       

 

 


Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Многообразие органического мира. Растения.   Вегетативные органы растений. Лист. Жилкование листа А18.Лист с перистым жилкованием показан на рисунке:                   1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.   Ответ:
Многообразие органического мира. Протисты.   Особенности среды обитания, внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности протистов. Гетеротрофные организмы. Автотрофные и автогетеротрофные протисты А19.Два разных по строению и функциям ядра имеются у: 1) хлореллы; 2) эвглены зеленой; 3) инфузории туфельки; 4) амебы обыкновенной.   Ответ:

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии                                                          11


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Многообразие органического мира. Животные.   Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Общая характеристика и разнообразие животных А20.На схеме строения паука              крестовика обыкновенного цифрой 1обозначено(-ен; -а):   1 1) сердце; 2) кишечник; 3) ядовитая железа; 4) легочный мешок.   Ответ:
Многообразие органического мира. Животные.   Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Общая характеристика и разнообразие животных А21.Центральная нервная система рыбы: 1) локализована в боковой линии; 2) выполняет гидростатическую функцию; 3) представлена спинным и головным мозгом; 4) включает в себя нервы, идущие к органам и тканям.   Ответ:

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии        12


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Многообразие органического мира. Грибы.   Общая характеристика грибов. Плесневые грибы (мукор, пеницилл) и дрожжи. Шляпочные грибы. Грибы-паразиты: трутовик, головня, спорынья. Роль грибов в природе и жизни человека А22.Укажите верное утверждение: 1) плодовое тело рыжика елового для человека несъедобно; 2) в отличие от растений и животных у грибов нет оформленного ядра; 3) мицелий мукора состоит из гиф, разделенных перегородками на клетки; 4) примером микоза человека и животных является микроспория, или стригущий лишай.   Ответ:
Многообразие органического мира. Растения.   Семенные растения. Голосеменные. Строение и размножение голосеменных на примере сосны А23.Выберите признаки, характерные для сосны обыкновенной: а) в коре и древесине имеются смоляные ходы; б) хвоинки тонкие, однослойные, без жилок; в) за счет камбия, расположенного между корой и древесиной, стебель способен к утолщению; г) первичный эндосперм образуется до оплодотворения; д) мужские гаметы образуются в антеридиях. 1) а, б, д; 2) а, в, г; 3) а, г, д; 4) б, в, г.   Ответ:

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии                                                          13


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Многообразие органического мира. Растения.   Семенные растения. Покрытосеменные. Плоды. Строение и классификация А24.Плод ягода в отличие от костянки: 1) сочный; 2) многосемянный; 3) образуется из одного пестика; 4) имеет кожистый слой околоплодника.   Ответ:
Многообразие органического мира. Доядерные организмы (прокариоты).   Бактерии: распространение, строение и процессы жизнедеятельности А25.Структурный элемент, обозначенный на схеме строения бактерии цифрой 1: 1     1) состоит из муреина; 2) называется мезосома; 3) выполняет запасающую функцию; 4) является        носителем                      наследственной информации.   Ответ:

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии        14


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Многообразие органического мира. Животные.   Тип Кольчатые черви. Общая характеристика и разнообразие животных А26.Охарактеризуйте тип Кольчатые черви: а) тело имеет двустороннюю симметрию; б) пищеварительная система представлена передним, средним и задним отделами; в) кровеносная система замкнутая; г) нервная система                       разбросанно-узлового          типа; д) представителями являются луковая нематода и дождевой червь. 1) а, б, в; 2) а, б, г; 3) а, в, д; 4) б, в, г.   Ответ:

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии                                                          15


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Многообразие органического мира. Животные.   Тип Моллюски. Общая характеристика и разнообразие животных А27.У беззубки: а) фильтрационный способ питания; б) раковина цельная, имеет вид башенки или колпачка; в) полость тела заполнена жидкостью, играющей роль гидроскелета; г) развитие с личиночной стадией. 1) а, б; 2) а, г; 3) б, в; 4) в, г.   Ответ:

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии        16


 
 

 


Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Многообразие органического мира. Животные.   Тип Хордовые. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика и разнообразие животных А28.Выберите отличительные признаки ящерицы прыткой (I) и лягушки озерной (II): а) имеется грудная клетка; б) череп подвижно сочленен с позвоночником; в) органы выделения – тазовые почки; г) газообмен происходит в легких и через кожу; д) оплодотворение наружное; е) температура тела непостоянная и зависит от температуры окружающей среды. 1) I – а, б, е; II – в, г, д; 2) I – а, в; II – г, д; 3) I – а, д, е; II – б, в, г; 4) I – б, в; II – а, д, е.   Ответ:

 

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии                                                          17


 
Животное Характерный признак
1) дафния 2) стрелка 3) плодожорка а) яйцеклад видоизменен в жало б) полость тела заполнена гемолимфой в) тело                      покрыто многослойной кутикулой г) в цикле развития имеется стадия куколки д) у взрослой особи ротовой аппарат сосущий, в виде хоботка,          свернутого спирально и подогнутого под грудь

 

 


Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Многообразие органического мира. Животные.   Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Насекомые. Общая характеристика и разнообразие животных А29.Установите соответствие:     1) 1ав; 2б; 3гд; 2) 1ад; 2вг; 3бвд; 3) 1бв; 2бв; 3бвгд; 4) 1бгд; 2абв; 3абв.   Ответ:

 

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии        18


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Многообразие органического мира. Животные.   Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих. Отряды: Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Хищные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Ластоногие, Китообразные, Приматы А30.Выберите правильно составленные пары, включающие отряд млекопитающих и его представителя: а) отряд Насекомоядные – еж; б) отряд Грызуны – ласка; в) отряд Хищные – выдра; г) отряд Рукокрылые – белка; д) отряд Парнокопытные – жираф. 1) а, б, г; 2) а, в, д; 3) б, в, д; 4) в, г, д.   Ответ:
Человек.   Опорно-двигательная система. Первая помощь при вывихах и переломах А31.При  оказании  доврачебной                  помощи пострадавшему с вывихом следует: 1) согреть место вывиха; 2) приложить к суставу лед; 3) самостоятельно вправить вывих; 4) обработать область сустава йодом.   Ответ:

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии        19


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Человек.   Витамины, их роль в процессах обмена веществ. Водорастворимые (С, В1, В6) и жирорастворимые (А, D) витамины А32.Бери-бери развивается при недостатке в организме человека витамина: 1) А; 2) С; 3) В1; 4) D.   Ответ:
Человек.   Дыхательная система. Строение и функции дыхательных путей. Строение легких. Дыхательные движения. Нейрогуморальная регуляция дыхания А33.Укажите утверждение, неверноев отношении дыхательной системы человека: 1) при раздражении слизистой оболочки носа возникает чихание; 2) при повышении концентрации углекислого газа в крови снижается тонус дыхательного центра; 3) при сокращении наружных межреберных мышц и диафрагмы объем грудной клетки увеличивается; 4) гортань образована несколькими хрящами, соединенными между собой суставами, связками и мышцами.   Ответ:

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии                                                          20


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Человек.   Пищеварительная система. Пищеварительные ферменты, их свойства и значение. Пищеварительные процессы в ротовой полости, желудке, тонкой и толстой кишке А34.Определите          вещество           секрета пищеварительных желез человека: является ферментом; расщепляет полисахариды (крахмал, гликоген) до более простых углеводов; оптимальной для работы является слабощелочная среда. 1) липаза; 2) пепсин; 3) амилаза; 4) лизоцим.   Ответ:
Человек.   Мочевыделительная система. Строение и функции почек. Нефрон. Образование мочи. Мочевыделение. Гигиена мочевыделительной системы А35.Укажите утверждение, верное в отношении мочевыделительной системы человека: 1) первичная моча образуется в извитом канальце I порядка и в петле Генле; 2) конечная моча отличается от               первичной наличием углеводов и аминокислот; 3) центр    непроизвольного             мочеиспускания расположен в промежуточном мозге; 4) болезнетворные микроорганизмы могут вызвать воспаление почек – пиелонефрит.   Ответ:

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии        21


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Человек.   Сенсорные системы. Строение и функции органа слуха. Наружное, среднее и внутреннее ухо А36.Внутреннее ухо человека включает в себя: а) кортиев орган; б) слуховую трубу; в) слуховые косточки; г) верхнюю лестницу; д) железы, выделяющие ушную серу. 1) а, б, д; 2) а, г; 3) б, в, г; 4) в, д.   Ответ:

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии                                                          22


 
Ситуация Отдел
1) абитуриент выполняет задания ЦТ, а времени остается мало 2) тестируемый пытается воспользоваться шпаргалкой, но ему это не удается 3) вечером двое молодых людей танцуют в кафе; их глаза блестят, дыхание                  и сердцебиение учащенное 4) после экзамена в течение десяти минут абитуриент слушает спокойную музыку, пульс у него при этом снижается до нормы а) симпатический б) парасимпатический

 

 


Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Человек.   Нервная система. Общий план строения вегетативной нервной системы. Симпатический и парасимпатический отделы, их функции А37.Укажите, в каких ситуациях активнее работает тот или другой отдел вегетативной (автономной) нервной системы человека:     1) 1а; 2а; 3а; 4б; 2) 1а; 2а; 3б; 4б; 3) 1а; 2б; 3а; 4б; 4) 1б; 2б; 3а; 4а.   Ответ:

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии        23


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Человек.   Эндокринная система. Гормоны, их роль в организме. Железы внутренней секреции. Гипофиз и его связь с другими железами. Щитовидная железа. Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная железа, половые железы А38.Укажите правильно составленные пары, включающие гормон и следствие его недостаточной продукции в организме человека: а) тироксин – базедова болезнь; б) кортизол – бронзовая болезнь; в) соматотропин – гигантизм; г) вазопрессин – несахарный диабет; д) инсулин – сахарный диабет. 1) а, б, д; 2) а, в, г; 3) б, г, д; 4) в, г, д.  
Общая биология. Размножение и индивидуальное развитие организмов.   Онтогенез. Эмбриональное развитие животных В1.Укажите  три  структуры                        позвоночных животных, которые развиваются из мезодермы: 1) кровь;   2) семенники;  3) спинной  мозг; 4) эпидермис кожи; 5) скелетные мышцы. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 124.   Ответ:

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии        24


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Общая биология. Экосистемы.   Взаимоотношения организмов в экосистемах В2.Укажите      три      пары                            организмов, взаимоотношения между которыми являются примером комменсализма: 1) лисица и барсук, которые стремятся поселиться в одной и той же норе; 2) щука и веслоногие рачки, поражающие жабры и кожу рыбы и питающиеся за ее счет; 3) рак-отшельник и нереис, который живет в раковине рака и питается остатками его пищи; 4) черепаха и рыба-прилипало, прикрепляющаяся для передвижения к панцирю черепахи; 5) лисица и личинки блохи, которые обитают в ее норе и питаются слущивающимися ороговевшими клетками кожи лисицы. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 124.  

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии                                                          25


 
Пример видообразования Форма изоляции
А) образование подвидов 1) генетическая
чины луговой после 2) этологическая
разделения ареала из-за 3) экологическая
изменения русла реки 4) географическая
Б) образование в пределах  
общего ареала двух  
разновидностей липы  
мелколистной:    одна  
цветет в начале лета, а  
другая – двумя или  
тремя неделями позже  

 

 


Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Общая биология. Эволюция органического мира.   Видообразование. Факторы и способы видообразования (аллопатрическое и симпатрическое) В3.Для каждого примера видообразования укажите форму изоляции, которая обусловила видообразование:   Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А3Б1.   Ответ:

 

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии        26


 
 

 


Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Общая биология. Обмен веществ и превращение энергии в организме.   Хранение наследственной информации. Понятие о генетическом коде и его свойствах В4.Студенты изучали состав биологического материала, содержащегося в двух пробирках (1–2). В пробирке № 1 были обнаружены аминокислоты, которым соответствуют следующие триплеты иРНК: УУЦ, ЦГА, ГГГ, ГАА, ГУА, УГГ. В пробирке № 2 были обнаружены глицин (ГЛИ), триптофан (ТРП), фенилаланин (ФЕН), глутаминовая кислота (ГЛУ) и аргинин (АРГ). Используя данные таблицы генетического кода, определите аминокислоту, которая встречается только в одной из пробирок, и в бланк ответов запишите ее сокращенное название, приведенное в таблице (например: МЕТ). Таблица генетического кода (указаны нуклеотиды иРНК)      

Первый нуклеотид

Второй нуклеотид

Третий нуклеотид

У Ц А Г
  У ФЕН ФЕН ЛЕЙ ЛЕЙ СЕР СЕР СЕР СЕР ТИР ТИР СТОП СТОП ЦИС ЦИС СТОП ТРП У Ц А Г
  Ц ЛЕЙ ЛЕЙ ЛЕЙ ЛЕЙ ПРО ПРО ПРО ПРО ГИС ГИС ГЛН ГЛН АРГ АРГ АРГ АРГ У Ц А Г
  А ИЛЕ ИЛЕ ИЛЕ МЕТ ТРЕ ТРЕ ТРЕ ТРЕ АСН АСН ЛИЗ ЛИЗ СЕР СЕР АРГ АРГ У Ц А Г
  Г ВАЛ ВАЛ ВАЛ ВАЛ АЛА АЛА АЛА АЛА АСП АСП ГЛУ ГЛУ ГЛИ ГЛИ ГЛИ ГЛИ У Ц А Г

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии        27


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Общая биология. Наследственность и изменчивость организмов.   Взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование. Дигибридное скрещивание. Цитологические основы закона независимого наследования признаков В5.У земляники гены, определяющие окраску цветков и ширину листьев, расположены в разных парах аутосом. При самоопылении растений с розовыми цветками и широкими листьями выросли растения с красными, розовыми и белыми цветками, с широкими и узкими листьями. Какая часть (%) потомства от этого скрещивания имела розовые цветки и узкие листья, если расщепление соответствовало теоретически ожидаемому? Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробные числа округляйте до целых), единицы измерения не указывайте. Например: 8.   Ответ:

 
РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии        28


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Общая биология. Экосистемы.   Экосистема. Цепи и сети питания. Трофические уровни В6.Пара сов определенный период выкармливала 4 птенцов исключительно полевками. За этот период каждый птенец потребил с пищей 900 ккал энергии. Определите, сколько пшеницы (кг) должны были съесть полевки, если в 1 кг пшеницы запасено 2000 ккал энергии, из пищеварительной системы у полевки всасывается 30 % поступивших с пищей веществ и из них 50 % идет на прирост. Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 8.   Ответ:

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии        29


 
Растение Группа
А) кукуруза сахарная 1) споровые растения
Б) сальвиния 2) семенные растения
плавающая  
В) кукушкин        лен  
обыкновенный  
Г) пастушья     сумка  
обыкновенная  

 

 


Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Многообразие органического мира. Растения.   Споровые растения. Семенные растения В7.Укажите группу, к которой относятся предложенные растения:   О твет запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А2Б2В1Г1.   Ответ:

 

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии                                                          30


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Многообразие органического мира. Растения.   Споровые растения. Папоротники. Строение, размножение и цикл развития папоротников В8.Укажите два признака папоротника, которые можно выявить, используя приведенный рисунок: 1) произрастает в Беларуси; 2) вайи покрыты перидермой; 3) имеются вегетативные органы; 4) в вайях и стебле хорошо развиты флоэма и ксилема; 5) на одной из стадий развития формируется заросток – сердцевидная пластинка с ризоидами. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 14.   Ответ:

 

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии        31


 

Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Многообразие органического мира. Животные.   Тип Хордовые. Класс Птицы. Класс Млекопитающие. Общая характеристика и разнообразие животных В9.Укажите три верных утверждения: 1) у куницы в сердце камер больше, чем у аиста; 2) по типу развития птенцы кур и гусей относятся к выводковым; 3) у глухаря желудок двухкамерный, а у лося – четырехкамерный; 4) у кошек на голове имеются  вибриссы, выполняющие функцию осязания; 5) в отличие от млекопитающих у птиц имеются подвижные ушные раковины. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 124.   Ответ:

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии                                                          32


 
Животное Таксон
А) аурелия 1) тип Моллюски
ушастая 2) класс Насекомые
Б) клещ 3) тип Круглые черви
паутинный 4) класс Ракообразные
В) щитень 5) класс Паукообразные
весенний 6) тип Кишечнополостные
Г) бокоплав  
озерный  
Д) медведка  
обыкновенная  

 

 


Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Многообразие органического мира. Животные.   Тип Кишечнополостные. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Общая характеристика и разнообразие животных В10.Для каждого животного укажите таксон, к которому оно принадлежит:   Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А4Б3В3Г2Д1.   Ответ:

 

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии        33


 
Структурное образование Ткань
А) брыжейка Б) надгортанник В) подкожная                    жировая клетчатка Г) внутренний                          слой стенки желудка 1) хрящевая 2) эпителиальная 3) собственно соединительная

 

 


Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания   Содержание задания. Ответ
Человек.   Ткани, их классификация и принципы организации В11.Укажите, какая ткань составляет основу структурных образований организма человека:   Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А3Б2В1Г1.   Ответ:
Человек.   Кровообращение. Сердце, его строение. Строение и функции кровеносных сосудов. Большой и малый круги кровообращения В12.Установите последовательность движения крови в организме человека из левого предсердия к капиллярам нижних конечностей, используя все предложенные элементы: 1) аорта; 2) левый желудочек; 3) бедренная артерия; 4) отверстие, снабженное полулунным клапаном; 5) отверстие, снабженное двустворчатым клапаном. Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную                            последовательность. Например: 41325.   Ответ:

 

РТ–2018/2019 гг. Этап I. Вариант 1                Тематическое консультирование по биологии        34













































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: