V.1.Защита прав и свобод человека средствами ООН

1) Функции и полномочия Организации Объединённых Наций в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Её структурные подразделения принимают рекомендации, выносят решения, созывают международные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследова­ния, оказывают консультативную и техническую помощь отдельным странам. В ряде случаев они осуществляют и контрольные функции за соблюдением государствами — членами ООН обязательств, которые они взяли на себя по Уставу ООН и иным международным соглашениям.

2) Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему соблюдению основных прав и свобод человека несут Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея ООН и действующий под её руководством Эко­номический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Вопросы прав человека включаются в повестку дня Генеральной Ас­самблеи на основании соответствующих разделов доклада ЭКОСОС и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Иногда они предлагаются для обсуж­дения другими органами ООН, государствами — членами Организации и Генеральным секретарём ООН.

3) Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей как в области прав человека, так и по другим вопросам, согласно Уставу ООН, не являются юридически обязатель­ными для государств — членов ООН. Но, несомненно, ре­золюции, за принятие которых голосовали все или пода­вляющее большинство государств — членов Организации, могут свидетельствовать о существовании определённых принципов и норм международного права, обязательных для всех государств — членов ООН.

4) В 1946 г. ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомога­тельного органа Комиссию по правам человека. В её функ­ции с момента создания входила подготовка предложений и докладов Совету относительно Международного билля о правах человека; международных деклараций и конвен­ций о гражданских свободах, положении женщин, свободе информации и других подобных вопросах; защиты мень­шинств; предотвращения дискриминации по признакам расы, пола, языка или религии; любых других вопросов, касающихся прав человека. Комиссия осуществляет иссле­дования, даёт рекомендации, представляет информацию и выполняет другие поручения ЭКОСОС.

5) Одним из первых поручений Комиссии стала работа с Международным биллем о правах человека. В настоящее время он включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Меж­дународный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о граж­данских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и поли­тических правах, направленный на отмену смертной казни.

6) Основную идею перечисленных международных доку­ментов выражает следующий принцип, закреплённый в преамбуле Пакта об экономических, социальных и куль­турных правах: «...идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осущест­влён, только если будут созданы такие условия, при кото­рых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и сво­ими политическими правами».

7) Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип международного права, согласно которому фунда­ментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооружённых конфликтов. Некоторые ущемления прав человека в связи с введением чрезвычайного или военного положения в принципе до­пускаются, но это не должно вести к дискриминации, на­рушать основополагающие права человека, которые долж­ны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта. (Подумайте, какие права должны соблюдаться вне зависимости от по­литической ситуации в государстве, регионе мира.)

8) В 1976 г. ООН был создан Комитет по правам чело­века, состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граждан и обла­дают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Одной из ос­новных функций Комитета является рассмотрение докладов государств-участников о реализации на их территории прав человека, причём участники предоставляют общую инфор­мацию как о состоянии прав и свобод человека, так и о реализации каждого конкретного права. Комитет изучает представленные доклады и делает определённые замечания, даёт рекомендации. Участник должен рассмотреть их и мо­жет представить свои отзывы по сделанным замечаниям.

9) Права и свободы человека в первую очередь должна за­щищать национальная судебная система. Однако иногда, с точки зрения граждан, принятые национальными суда­ми решения не являются справедливыми. В этом случае гражданин может обратиться с жалобой в Комитет по пра­вам человека. Если Комитет сочтёт жалобу приемлемой (т. е. установит, что возможности решения дела в наци­ональных судах исчерпаны), об этом сообщается соответ­ствующему государству, которое имеет возможность в те­чение 6 месяцев представить письменные объяснения по существу вопроса, после чего автор жалобы может дать отзыв на разъяснения государства.

10) За время своей деятельности Комитет по правам человека рассмотрел сотни жалоб и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государ­ствами к исполнению. Именно разбор индивидуальных жа­лоб позволяет сделать выводы о соответствии законов, су­дебной и административной практики того или иного госу­дарства требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах. Исполняя решение Комитета, при­ведя своё законодательство в соответствие с Пактом, госу­дарство тем самым создаёт условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось.

11) Органы ООН рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите прав человека в период вооружённых конфликтов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

12) Однако в настоящее время деятельность ООН в области прав человека ещё очень несовершенна: созданная система организаций громоздка, в её работе наблюдается дублирова­ние, рассмотрение ряда вопросов из года в год переносится. Поскольку деятельность этих организаций носит сессионный характер, они не способны принимать экстренные меры в условиях кризисов. В качестве меры по разрешению этой ситуации были учреждены должности Верховного комисса­ра ООН по правам человека, а также Верховного комиссара ООН по правам беженцев, которые координируют практиче­скую работу ООН по защите прав человека в мирное время и в периоды военных конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: