Истина и основной вопрос гносеологии

Природу познания, соотношение знания и реальности, истину и её критерии, изучает специальный раздел философии – теория познания, или гносеология (греч. gnosis – знание и logos – учение). На протяжении всей истории человечества ученые задавались вопросом: познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности? Большинство философов отвечает на эти вопросы положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. Такая позиция называется гностицизмом, а представители ее – гностиками. Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом. Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Элементы агностицизма содержатся в релятивизме, который утверждает, что все в мире относительно. Релятивизм послужил источником скептицизма. Скептицизм – это философское направление, выдвигающее сомнение (особенно сомнение в надежности истины) в качестве принципа мышления. Скептики склонны считать, что мир познаваем, но только до определенных границ.

Человека всегда волновал вопрос о том, что он может узнать о мире и о себе. Многие из философов (Сократ, Конфуций, Лао Цзы) убежденно говорили о том, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания, что только невежда может почитать себя всезнайкой. Чем больше познает человек, чем более он приобщается к мудрости, тем больше понимает, какая бездна непознанного его окружает. Целью познания является постижение истины, то есть соответствие знания предмету познания.

Понятие истины является одним из наиболее сложных и спорных в истории человеческой мысли. В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие нашего знания свойствам рассматриваемого предмета. В философии понятие истины совпадает с комплексом понятий, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его возможности согласовываться с действительностью. Одним из основополагающих свойств истины является объективность, то есть соответствие нашего знания реальному объекту, независимо от воли и желания познающего субъекта – человека. В то же время человеческая истина всегда относительна, то есть это знание неточное и неполное, так как за пределами познанного всегда остается неизведанное, пока еще не открытое людьми. Всякий познаваемый объект на самом деле сложнее, многограннее, чем то, что мы о нем знаем. Важным свойством истины является процессуальность, то есть бесконечность познания, накопления знаний о мире. Но на конкретный момент времени знание о каком-либо познаваемом объекте может быть исчерпывающим. Такое знание принято называть в науке абсолютной истиной. Ученые отмечают также конкретность истины, то есть знания об объектах определяются конкретными обстоятельствами (местом, временем и т.д.). О конкретности знания говорилось раньше.

Истина всегда противопоставляется лжи и заблуждению – знанию ошибочному, не соответствующему свойствам рассматриваемого предмета. Однако, в ходе развития познания истина и заблуждения могут перетекать друг в друга. Так, например, в Средневековье заблуждением считалась мысль о том, что Солнце вращается вокруг Земли. В дальнейшем астрономы сумели доказать обратное. В таких случаях говориться, что «Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок».  Именно поэтому, научное познание всегда подразумевает постоянную проверку и перепроверку фактов.

Говоря о познавательной деятельности человека, необходимо обратиться к вопросу критериев истины.

На протяжении веков представления о критериях постоянно менялись. Так, для философов периода Античности (Платон, Аристотель) таким критерием являлась сама идея (логос) – объективная космическая закономерность, а для философов-богословов периода схоластического Средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский) критерием незыблемой истины служили положения Священного Писания. В период эпохи Возрождения XVII – XVIII веков наиболее важным являлся спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека. Мнения мыслителей разделились. Рационалисты полагали, что есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания.   Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт.

На протяжении веков по мере развития философской и научной мысли изменялась система взглядов на само определение и критерии истины. Основные подходы к этому вопросу можно рассмотреть в следующей таблице.

 

Концепция истины Определение истины Критерий истины
Классическая Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость
Когерентная Истина есть согласованность знаний Согласованность с общей системой знаний
Прагматическая Истина есть практически полезное знание Эффективность, практика
Конвенциональная Истина есть соглашение Всеобщее согласие

Философы Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями. А Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств. Дальнейшее развитие рационализм нашел в концепции когерентности (от лат. cohaerentia – сцепление, связь), согласно этому подходу критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2 х 2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний. Сторонники прагматизма (от греч. pragma – дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание – это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах. А в марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos – деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.

   Как видно из приведенной информации на протяжении веков человечество упорно пыталось постигнуть тайны мироздания, открыть для себя его законы с зелью качественного прогнозирования будущего. Краеугольным камнем всех философских и научных изысканий являлся вопрос истинны. Однако не смотря на все старания мыслителей, в наши дни человечество так и не смогло единодушно договориться по этому сложнейшему вопросу. Существует множество точек зрения о её критериях и проявлениях. Продолжается дискуссия в науке, продолжатся процесс познания, а в целом это и является основой дальнейшей эволюции человечества. Человечество будет существовать до тех пор, пока в нем буде существовать тяга к познанию нового и неизведанного.

 


[1] При использовании этого примера во время написания экзаменационного мини-сочинения следует избегать грубой фактологической ошибки, приводя в качестве примера не научно-медицинское явление «детей-маугли», а литературное произведение Р. Киплинга. Такой пример не будет засчитан экспертами во время проверки работы. Так как сюжет этого произведения не имеет никакого отношения к реальным психолого-физиологическим свойствам человека. Маленький ребенок в первые годы своей жизни лишенный контактов с людьми может выжить в дикой природе, но никогда не сможет говорить и понимать человеческую речь в силу того, что драгоценное время (с 1 до 4 лет жизни) было упущено, речевая зона мозга этого ребенка не развивалась.

[2] В ряде вопросов ЕГЭ по обществознанию могут попросить назвать основные отличия человека от животных или перечислить социальные признаки человека, а также проиллюстрировать их конкретными примерами. Советуем уделить внимание этим вопросам и заранее продумать свой ответ.

[3] «Бытие» является одной из неотъемлемых тем на устном вступительном экзамене в ряде столичных ВУЗов, с которой сталкиваются абитуриенты, поступающие на направление подготовки «Журналистика». 

[4] Некоторые задания ЕГЭ могут попросить назвать известные виды потребностей человека и проиллюстрировать их конкретными примерами. Практика проверки экзаменационных работ показала, что такое достаточно простое задание вызывает иногда некоторые затруднения и ошибки. Советуем уделить внимание этим вопросам и заранее продумать свой ответ.

[5] Некоторые задания второй части ЕГЭ могут попросить назвать случаи когда субъект и объект совпадают в одном лице и проиллюстрировать их конкретными примерами. В данном случае речь идет о тех ситуациях, когда активность человека направлено на самого себя (самолечение, саморазвитие и т.п.).

[6] Критерии оценивания ответов ЕГЭ последних лет стали указывать общение как отдельный вид деятельности человека. Например, в задании 28 при составлении плана ожидается, что экзаменуемые укажут общение в качестве отдельного пункта и детализируют его в подпунктах. Советуем обратить на это особое внимание в процессе подготовки к экзамену.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: