Организация бизнеса в мелкорозничной торговле вызывает интерес у многих начинающих предпринимателей. Привлекают относительно небольшие первоначальные затраты, высокая скорость оборота, ясность в вопросах управления предприятием. Но без подготовки бизнес-плана даже несложный замысел грозит обернуться просчетами. Осмысление идеи бизнеса необходимо как для самого предпринимателя, так и для его партнеров и инвесторов, готовых предоставить недостающее финансирование.
Изложение бизнес-плана подчинено определенной логике, которая носит унифицированный характер, в том числе и для торговых предприятий. Несмотря на универсальность рекомендаций, приведенных в данном пособии, для предприятий торговли они все же имеют особенности. Обратимся к тем, которые помогут Вам с минимальными затратами времени подготовить собственный бизнес-план.
Во-первых, начните с раздела «Основная идея проекта». Описание бизнес-идеи проекта для типичного предприятия торговли может включить такой перечень вопросов:
|
|
· Назовите сегмент рынка, где предполагаете работать (киоск, супермаркет, оптово-розничный магазин, продажа продуктов питания, печатной продукции, цветов, одежды, обуви, ...).
· Опишите своих целевых клиентов (доходы, возраст, род занятий, место проживания и работы, привычки, предпочтения, иные отличительные черты).
Пример. Бизнес-идея проекта состоит в организации розничного магазина на рынке готовой молодежной одежды из трикотажа. Покупателями будут, преимущественно, жители ... района возраста от 15 до 25 лет, среди которых преобладают молодые люди из семей с уровнем дохода от 5 000 до 10 000 руб. в месяц на члена семьи. Благодаря своему расположению рядом с … колледжем клиентами магазина также будут студенты и молодые преподаватели этого учебного заведения.
· Исключительно важное значение имеет местоположение магазина, которое необходимо описать, раскрыв его преимущества.
Пример. Проектируемое предприятие будет расположено в одном из спальных районов города (на … улице в районе …) в непосредственной близости от жилых домов …. Здесь в настоящее время имеются крупные мега — и гипермаркеты. Вместе с тем, ощущается недостаток магазинов «шаговой доступности», в которых с минимальными затратами времени можно совершить покупки продуктов и товаров первой необходимости.
· Сделать акцент на отличительные признаки создаваемого магазина, отличающие его от конкурентов.
Пример. Отличительными чертами магазина будут оригинальный современный дизайн (стиль «техно»), предельно высокая скорость обслуживания и, в силу ограниченности торговых площадей, относительно небольшой ассортимент, в котором, тем не менее, будут внимательно отслеживаться вкусовые пристрастия и привычки постоянных клиентов.
|
|
Затем Вы можете дать перечень своих стратегических целей. Главными стратегическими целями торгового предприятия, чаще всего, называют достижение определенных темпов развития, завоевание и последующее закрепление конкурентных позиций на потребительском рынке.
Достижение главной цели обычно достигается с помощью решения таких последовательно решаемых задач:
1. Занять свою нишу на потребительском рынке, для чего хорошо знать параметры покупательского спроса и вести ассортиментную политику, ориентированную на клиентов (теперь все чаще используют слово «клиентоориентированность»).
2. Обеспечить такой уровень торгового обслуживания, когда Ваш покупатель с наименьшими затратами времени, по приемлемым ценам и с наибольшим для себя удобством сможет приобрести у Вас необходимые ему товары. Это, в частности, может включить в себя оптимальный режим работы, привлекательные методы продажи товаров, организацию рекламы и внутримагазинной информации, предоставление дополнительных услуг, поэтапное увеличение торговых площадей.
3. Рационально организовать технологические операции по движению товаров и обслуживанию покупателей.
4. Оптимизировать затраты предприятия (применительно к торговле их обычно называют «издержки обращения») и обеспечить рост рыночной стоимости магазина, на что больше всего влияет деловая репутация, завоеванные позиции на потребительском рынке, внутренняя технология управления и иные так называемые "неосязаемые активы", приносящие торговому предприятию дополнительную прибыль.
Бизнес-план должен быть предельно конкретным и лаконичным. Поэтому изложение Ваших стратегических целей лучше сделать не расплывчатым, а предельно определенным, измерив в каких-либо показателях. В последующем такая определенность сделает возможным проверить, в какой мере поставленные цели достигнуты.
Пример. Стратегическими целями проекта будет достижение к концу первого года работы... среднедневного торгового оборота в... рублей,... покупателей в день, окупаемости инвестиций в... мес. и рентабельности... %.
При освещении сильных и слабых сторон проекта с помощью SWOT- анализа для предприятия розничной торговли чаще всего выделяют следующие факторы:
Преимущества | Недостатки |
• Продуманность основных деталей реализации проекта • Удачный выбор местоположения магазина • Знание особенностей рынка розничной торговли благодаря имеющемуся практическому опыту • Наработанные деловые связи в сфере розничной торговли, стабильность поставок от оптовиков • Нет подобного формата магазинов в месте реализации проекта • Мотивированный и квалифицированный персонал • Соответствие выявленным потребностям покупателей • Наличие финансирования • Иные положительные факторы, отличающие Вас от конкурентов | • Нет собственного практического опыта в розничной торговле • Не самый удачный вариант место положения • Не хватает информации об экономичных каналах оптовых закупок, нестабильность поставок товаров • Относительно высокий объем требуемого финансирования • Нерешенность проблемы финансирования проекта • Пока нет ясности относительно наличия квалифицированного персонала • Высокая зависимость доходности бизнеса от выбора местоположения • Высокие начальные затраты • Иные факторы, понижающие конкурентоспособность, на которые способны повлиять Вы сами |
Возможности | Угрозы |
• Рост платежеспособности покупателей • Увеличение общей численности потенциальных клиентов • Стабилизация условий работы, включая уровень арендных ставок для торговых помещений • Снижение инфляции • Перспективы развития мелкорозничной торговли • Рост числа покупателей благодаря увеличению качества и ассортимента предлагаемых товаров • Увеличение доли на рынке за счет благоприятного изменения конъюнктуры в пользу избранного формата торговли • Поддержка бизнеса со стороны органов власти, снижение налогов, смягчение административных барьеров • Иные внешние факторы, открывающие дополнительные возможности для торговли | • Снижение уровня жизни и изменение структуры потребления в сторону других товаров и услуг • Увеличение арендных ставок для торговых помещений • Рост инфляции • Ужесточение конкуренции, изменение предпочтений в пользу крупных розничных сетей • Неблагоприятные изменения в законодательстве, усложнение процедур получения разрешений, лицензий в сфере розничной торговли • Факторы форс-мажора (стихийные бедствия, политические риски) • Срыва договорных обязательств со стороны поставщиков • Недостаток квалифицированного и мотивированного персонала • Увеличение затрат по сопровождению работы магазина • Иные внешние угрозы, создающие проблемы для развития торговли |
План маркетинга
|
|
Характеристика услуг
Более подробное описание особенностей Вашего магазина потребуется для того, чтобы четко представить, за счет чего будут обеспечены те отличительные признаки, которые сделают его местом для стабильных покупок целевых клиентов.
Умение грамотно, а главное, эффективно торговать - тонкое искусство, в котором мало полагаться лишь на практический опыт, здравый смысл и интуицию. Происходящий процесс насыщения потребительского рынка товарами и возрастание конкуренции между торговцами потребуют от тех, кто недавно влился в этот бизнес и хочет надолго в нем остаться, глубоких и всесторонних знаний различных аспектов торговой деятельности.
|
|
Поэтому уже при составлении своего первого бизнес-плана исключительно важно понять и сформулировать, каким именно будет Ваш магазин, чем конкретно будет отличаться уровень обслуживания Ваших покупателей. Хотя понятие "уровень обслуживания покупателей" носит несколько расплывчатый характер, оно определяется набором вполне конкретных элементов, которые полезно описать в Вашем бизнес-плане отдельно. Сделать это можно путем заполнения примерно такой таблицы:
Показатель | Пояснения по заполнению |
Местоположение магазина | Обоснование местоположения магазина. Близость потенциальных клиентов, наличие мест для парковки, отдельный вход, насыщенность торговыми точками. |
Режим работы магазина | Круглосуточный режим работы (24 часа) или работа в определенные часы, с обедом (технологическим перерывом) или без обеда. |
Кассовое обслуживание | Наличие кассовых аппаратов, возможность оплаты с помощью кредитных карт |
Ассортимент предлагаемых товаров | Наличие широкого и устойчивого ассортимента товаров. Распределение групп и подгрупп товаров по потребительским комплексам (продовольственные товары, товары для детей, для дома и т.п.) |
Потенциальный поток покупателей | Число покупателей в единицу времени (день, месяц), в том числе с учетом сезонности и неравномерной загрузки по дням недели и времени суток |
Торговая площадь (площадь торгового зала в кв.м) | Для розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы (с приложением схемы размещения) |
Количество торговых мест | Для розничной торговли, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети, не имеющей торговых залов |
Количество работников | Для разносной (развозной) торговли это показатель налогообложения |
Оформление магазина | Стиль и дизайн входа и торгового зала, наличие охраны, другие элементы оформления |
Торговое оборудование | Прилавки, стеллажи, торговые горки, холодильное оборудование, турникеты, ограждения, инвентарные тележки и корзины, камера хранения и др. |
Методы продажи товаров | Применяемые методы продажи товаров должны обеспечивать наибольшие удобства и минимизацию затрат времени на совершение покупок. К операциям по продаже товаров относят: · ознакомление покупателя с реализуемым ассортиментом; · формирование мотивации выбора товаров покупателем; · отбор выбранных товаров (при необходимости их взвешивание и упаковка); · расчет за товары и получение покупки. При этом методы продажи сводят к 4 видам: 1) продажа товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей; 2) продажа товаров со свободным доступом к ним покупателей; 3) продажа товаров покупателям по образцам; 4) продажа товаров при полном самообслуживании. |
Предоставление дополнительных услуг Использование внутри-магазинной рекламы и информации | Услуги, оказываемые покупателям непосредственно при совершении покупок: · Прием предварительных заказов на товары, · Продажа товаров в кредит, · Организация дегустации продуктов, · Консультации специалистов в магазине, · Демонстрация мод, · Демонстрация в действии принципиально новых товаров, · Организация прослушивания аудиоматериалов, · Продление часов торговли магазина в предвыходные и предпраздничные дни и т.д. Услуги, оказываемые покупателям в процессе послепродажного обслуживания: · Доставка товаров на дом или к автомашине, · Сборка и установка товаров на дому, · Обучение пользованию товарами на дому, · Замена товаров в течение гарантийного срока, · Ремонт в течение гарантийного срока на дому, · Раскрой купленных тканей, подгонка и мелкая переделка купленной одежды, пошив одежды из купленных тканей, · Гравировка товаров, · Замена элементов питания, · Проявление пленки и печатание фотоснимков, · Подарочная упаковка приобретенных товаров и т.д. Услуги, не связанные с продажей товаров, но создающие более комфортные условия для обслуживания покупателей · Организация автостоянки при магазине, · Организация в магазине кафетериев и баров, · Организация камер хранения личных вещей, · Организация детской комнаты, · Оформление подарков и т.д. Внутримагазинная (световая, витринная, демонстрационная, печатная, сувенирная) реклама может привлекать внимание: а) к магазину, выделяя его своеобразие в торговой сети: специфика ассортимента, использование прогрессивных методов продажи, широкая номенклатура услуг, особые цены; б) к отдельным товарам, реализуемым в магазине. |
Анализ спроса
Целью этого раздела является обосновать Вашу уверенность в наличии платежеспособного спроса на товары, продаваемые магазином.
Здесь могут быть приведены данные статистики и опубликованных в различных источниках (газеты, журналы, интернет-ресурсы) маркетинговых исследований. Кроме того, вполне могут помочь ссылки на мнения специалистов, выборочный опрос потенциальных клиентов, данные о деятельности конкурентов и, наконец, личные суждения.
Особенно важно проанализировать тот сегмент розничной торговли, где намерены работать Вы. Рынок можно сегментировать по различным признакам (критериям). При этом описание целевых клиентов для большей наглядности обычно сводят в таблицу:
Показатель | Возможные сегменты |
Средний доход покупателя | • В рублях в месяц на члена семьи —выше и ниже установленного предела, соответствующего средней стоимости покупки |
Частота совершения покупок | • Среднее количество посещений в месяц |
Место нахождения (проживания / работы) | • В радиусе...- минутной ходьбы или езды, примыкающие здания и торговые центры, другие параметры |
Род занятий клиентов | • Работающие • Учащиеся • Домашние хозяйки |
Прочие факторы | • Иные критерии сегментации клиентов, важные с точки зрения формирования плана маркетинга |
Конкуренция
Для описания основных конкурентов Вашего магазина можно заполнить таблицу из двух колонок - «Сильные стороны» и «Слабые стороны», что затем позволит Вам сделать соответствующие выводы для ответных действий своего предприятия.
Пример. К сильным (слабым) сторонам конкурента могут быть отнесены:
Удачное (неудачное) местоположение, включая такие компоненты, как наличие парковки, интенсивность пешеходного и транспортного потоков, близость общественного транспорта, заметность, примечательность.
Достаточный (недостаточный) ассортимент.
Низкий (высокий) уровень цен: какова средняя торговая наценка.
Режим работы, его оправданность с точки зрения достаточного числа покупателей в «неосновные» часы работы магазина.
Физические характеристики торгового пространства: внутренняя планировка, ширина проходов, освещение, наличие кондиционеров – то есть всё то, что позволяет делать покупки с максимальным удобством.
Форма представления товаров в магазине: прилавки, витрины, расположение товаров на полках.
Информационные услуги: присутствие в торговом зале продавцов-консультантов, информационные таблички, рекламные материалы и т.д.
Само перечисление плюсов и минусов конкурентов не так важно, как важны выводы из конкурентного анализа. Их лучше всего свести к намеченным мерам, которые используют положительный опыт других, и в то же время не повторяют чужие недочёты.
Прогноз продаж
Как известно, доходы от реализации товаров зависят от трех факторов:
1) Уровня цен закупки товаров у поставщиков.
На оптовом рынке эти цены обычно варьируются в определенном диапазоне. Выбор наиболее приемлемых для торгового предприятия цен закупки выполняется в увязке с другими условиями поставки, включая качество товаров и размер закупаемой партии.
2) Цен реализации товаров покупателям.
Этот уровень чаще всего устанавливают дифференцированно по отдельным товарам с учетом состояния рыночного спроса на них и цен на аналогичные товары у конкурентов.
3) Объема реализации товаров.
При разработке прогноза продаж желательно учесть все три фактора. Однако, при разработке бизнес-плана начинающим предпринимателем предугадать многие из исходных данных непросто. Тогда можно применить более упрощенные приемы прогнозирования. Рассмотрим простейшие из них.
Прием 1. За начало отсчета взять минимально возможный объем продаж магазина в первый месяц работы (такую оценку можно сделать самому, постаравшись ни в коем случае её не завысить). Затем, исходя из экспертной оценки специалистов (исходя из опыта работы Ваших коллег), спрогнозировать выручку на последний месяц первого года работы. В промежуточный период работы магазина (со второго по одиннадцатый месяц) в этом случае достаточно рассчитать пошаговый «линейный» рост оборотов.
Пример. Если в первый месяц проектируемый магазин способен продать товаров на сумму около 250 000 руб, а на конец года, ориентируясь на опыт аналогичных торговых точек, Вы предполагаете довести месячную выручку до 500 000 руб, то прогноз продаж будет таким (с округлением до тыс.руб.):
1 месяц: 250 000 руб.
2 месяц: 250 000 руб. + (500 000 — 250 000): 11 = 273 000 руб.
3 месяц: 273 000 руб. + (500 000 — 250 000): 11 = 296 000 руб.
12 месяц: 480 000 руб. + (500 000 — 250 000): 11 = 500 000 руб.
Прием 2. В составе исходных данных, кроме оборота Вашего магазина в первый месяц его работы, Вы хотите использовать норматив средней торговой наценки и общую сумму известных Вам издержек обращения (в них войдет заработная плата персонала, налоги, аренда и все иные затраты, кроме затрат на закупку товаров). Таким образом, Вы хотите определить своего рода точку безубыточности – тот минимально необходимый объем продаж, при котором первый год не принесет Вам убытков. В этом случае удобно воспользоваться компьютером (лучше всего электронными таблицами) и подобрать такую границу месячного оборота, которая будет соответствовать пессимистическому варианту Вашей работы в первый год.
Пример. Если норматив торговой наценки = 15%, а издержки обращения, согласно Вашим прикидкам, составят 500 000 руб. в год, то среднемесячный оборот, который обеспечит, по крайней мере, нулевую прибыль Вашего предприятия должен составить:
500 000: 0,15 = 3 334 000 руб. в год. Если известно, что в первый месяц магазин способен обеспечить выручку не более 185 000 руб., а к концу года эту цифру можно в лучшем случае удвоить, то динамику прогноза продаж по месяцам (при пошаговом плавном росте месячного оборота), можно составить так, чтобы годовой объем продаж был не ниже рассчитанной границы: 1 месяц - 185 тыс.руб.; 2 месяц - 200 тыс.руб.; 3 месяц - 220 тыс.руб.; 4 месяц - 240 тыс.руб.; 5 месяц - 255 тыс.руб.; 6 месяц - 270 тыс.руб.; 7 месяц -290 тыс.руб.; 8 месяц - 305 тыс.руб.; 9 месяц - 320 тыс.руб.; 10 месяц -340 тыс.руб.; 11 месяц - 355 тыс.руб. 12 месяц – 370 тыс.руб. Годовой оборот при таком распределении составит 3 350 тыс.руб., что соответствует принятому ограничению.
Прием 3. Из опыта работы аналогичных магазинов Вам известны такие показатели как средняя стоимость одной покупки, среднедневное число покупателей и типичный график выхода на проектную мощность.
Пример. Если средняя стоимость 1 покупки = 120 руб., среднее число посетителей, совершающих покупки = 250 человек в день, а график выхода на проектную мощность - от 18% в первый месяц до 40% в 12-й месяц первого года работы (с учетом поправки на завоевание Вашим магазином деловой репутации), то прогноз продаж будет выглядеть так (с линейным ростом процента выхода на проектную мощность):
1 месяц: 120 руб. х 250 чел. х 30 дн. х 18,0% = 162 000 руб.
2 месяц: 120 руб. х 250 чел. х 30 дн. х 20,0% = 180 000 руб.
3 месяц: 120 руб. х 250 чел. х 30 дн. х 22,0% = 198 000 руб.
12 месяц: 120 руб. х 250 чел. х 30 дн. х 40,0% = 360 000 руб.
Годовой оборот при таком распределении составит 3 132 тыс.руб.
Кроме того, в зависимости от вида продаваемых товаров и местоположения Вашего магазина, бывает нужно принять во внимание фактор сезонности. Поправку на сезонность лучше всего внести в коэффициент выхода на проектную мощность.
Пример. Для условий предыдущего примера введём поправку на сезонность, для 1-го месяца (пусть это будет январь), если известно, что в связи с новогодними каникулами продажи в среднем на 30% выше обычного среднемесячного уровня. Тогда уточненный с учетом фактора сезонности прогноз продаж на 1-й месяц будет выглядеть так (с округлением вниз до тыс.руб.): 1 месяц: 162 000 х 1,3 = 210 000 руб.
План продвижения
Без преувеличения можно сказать, что в последние годы сфера торговли переживает поистине революционные изменения. Повысилась потребительская культура населения, требовательность к культуре обслуживания, произошел бурный рост крупных торговых сетей и магазинов, работающих по принципу самообслуживания. Предприятия, отстающие от новых веяний и продолжающие работать по старинке, проигрывают конкурентную борьбу и в конечном итоге быстро разоряются.
Все это говорит о том, что для торгового предприятия такой раздел их бизнес-плана, как план продвижения, является уже не данью моде, а жизненной необходимостью. Напомним, что этот раздел должен не только дать информацию о программе маркетинговых действий, но и рассчитать необходимый бюджет маркетинга.
Для магазинов, впервые выходящих на рынок, на начальный период их деятельности цели маркетинговой программы обычно сводятся к довольно простому перечню:
• Расширение и поддержания необходимого товарного ассортимента.
• Налаживание и укрепление контактов с надежными поставщиками.
• Выход на номинальный объем продаж через определенный интервал времени.
• Закрепление постоянных клиентов.
Начните с перечисления тех конкурентных преимуществ, которые будут выгодно отличать Ваш магазин от конкурентов.
Пример. Конкурентными преимуществами проектируемого магазина могут быть названы удачное местоположение, современный формат работы (без выходных и в формате самообслуживания), приемлемые цены (все товары не дороже аналогичных, предлагаемых в других магазинах), высокая культура облуживания покупателей, удобный режим работы, квалифицированный и доброжелательный персонал, учет предпочтений целевых клиентов, ориентация на новинки, передовые методы выкладки товара (мерчендайзинга), ценовые скидки для постоянных покупателей, дополнительные услуги.
Ваши конкурентные преимущества должны быть известны не только Вам, но и Вашим покупателям. Для этого нужно пропагандировать их в Вашей рекламной кампании, направленной на привлечение и закрепление потребителей.
Программу маркетинга разумно составить из тех мер, которые будут формировать только что описанный имидж Вашего предприятия.
Пример. В Программу маркетинга можно включить такие разделы:
Продукт:
• Увеличение ассортимента реализуемых товаров вширь (разнообразие товарных позиций) и вглубь (разновидности в пределах одной группы товаров)
• Для продажи продуктов питания – увеличение доли фасованных товаров, что, несмотря на увеличение затрат на доработку и фасовку, предоставит дополнительную выгоду покупателям
• Создание товарного ассортимента с учетом потребностей целевых клиентов
• Приоритет безупречного качества товаров, отсутствие рекламаций
• Регулярное уточнение товарного ассортимента
Цены:
• Расчет цены товара исходя из отпускных цен компаний-поставщиков с обеспечением безубыточности, не выше среднерыночных цен на товары-аналоги
• Ориентация на спрос с учетом места и времени продажи (установление цен на ряд ассортиментных позиций на основе «ощущаемой стоимости товара»)
• Оптимизация издержек и поддержание доступных цен благодаря экономичным способам доставки товаров, в основном, транспортом поставщиков
• Регулярное отслеживание цен конкурентов
• Использование специальных ценовых скидок в различные часы работы магазина для стимулирования притока клиентов в периоды падения потока покупателей
Каналы сбыта и меры по стимулированию сбыта:
• С целью минимизации транспортных издержек основным способом доставки товаров будет централизованная доставка по кольцевому завозу
• При выборе каналов товародвижения целью будет минимизация участия посредников; услуги посреднических структур будут задействованы лишь для товаров, требующих предварительной доработки, сортировки и упаковки
• Вводится система премирования персонала за рост продаж и показатели качества обслуживания клиентов
• Не реже, чем раз в месяц изучается состояние дел у конкурентов и потребительские предпочтения целевых клиентов
Продвижение:
• При продвижении магазина используются преимущественно недорогие рекламные каналы — щитовая реклама и почтовые рассылки.
• Информация в рекламных объявлениях будет краткой, легко читаемой на ходу, понятной.
• Предельный размер расходов на рекламу будет составлять около____% от получаемых валовых доходов, с обязательным сопоставлением понесенных затрат с полученными результатами.
В завершение Плана маркетинга Вам нужно оценить стоимость сформированной маркетинговой программы, то есть заполнить бюджет маркетинга.